Содержание:

Автор первой подробной книги о краудфендинге в России Ирина Лиленко-Карелина утверждает, что каждый краудфандинговый проект начинается с подходящей идеи – без этого, а также правильного отношения к краудфандингу не стоит и пытаться. Как понять, удастся ли сбор денег на краудфандинговой площадке для того проекта, который придумали вы?

Как проверить идею для краудфандинга

Автору идеи следует по возможности объективно оценить, будет ли его идея принята обществом. Без такой оценки все дальнейшие действия вокруг проекта бессмысленны.

Идея может стать проектом, если это:

  • Новое решение общественной беды или задачи.
  • Производство нового продукта в любой сфере, включая искусство.
  • Проведение нового исследования, интересного многим.
  • Развитие бизнеса.
  • Поддержка существующей социально значимой деятельности.

Вы придумали какую-то, как вам кажется, сногсшибательную штуковину — самонадевающиеся ботинки, или кино про бегемотов, или издание книги "Как я осваивал вождение трактора" — и теперь желаете выйти со своей идеей к народу, собрать средства на реализацию этой идеи. Вот какие вопросы надо задать самому себе и честно, будто глядя со стороны, на них ответить:

  • Что вы предлагаете, как это назвать: произведение искусства, устройство, решение проблемы или что-то еще.
  • Зачем это нужно отдельному человеку, объединению или сообществу, всему обществу? Какие понятные насущные проблемы или задачи общества, группы людей или одного человека решает ваша идея?
  • Как, каким образом, по каким правилам ваша идея будет что-то решать, какой будет технология, или влияние, или восприятие?

К содержанию

Как проверить идею для краудфандинга

Что? Зачем? Как? — три главных вопроса, на которые вам придется ответить не один раз, если вы беретесь за кампанию краудфандинга.

Что? Допустим, вы написали книгу. Их по любой тематике написано великое множество - и про любовь, и детективы, и об управлении, и о зарабатывании денег и про их правильную трату. И вы тоже как раз написали или пишете книгу и хотите с ней выйти на краудфандинговую площадку.

Предположим, ваша книга называется "Мой великолепный папа", и это действительно книга о вашем отце. Теперь начнем отвечать на поставленные вопросы уже применительно к этой книге.

Зачем? Какие конкретные проблемы или задачи общества в целом или группы людей решает ваша идея?

Ответ, естественно, зависит от содержания книги, с какой целью она написана. Если это сборник придуманных вами веселых юмористических рассказов о взаимодействии отцов и детей — это литературный жанр, он просто интересен поклонникам. Если это книга о реальном человеке, тогда что из его жизни может быть примером для других? Или что интересного было или есть в судьбе вашего папы в историческом смысле? Или, может, книга поучительна для посторонних людей как система воспитания ребенка, на примере вас. Но в этом случае вы сами должны быть известным положительным примером. Или как раз наоборот — вы уже отсидели за три серьезных преступления, теперь раскаялись и решили предостеречь молодежь.

Как? Каким способом будет реализована идея?

Если это о книге, надо объявить, сколько средств необходимо на иллюстрации, например, чтобы книга оказалась привлекательной не только содержанием, но и оформлением. Показать, сколько стоит хорошая качественная полиграфия. Обоснованно продемонстрировать расчеты, куда пойдут собранные средства: на изготовление, оформление, работу особых умельцев или знатоков и пр.

Возьмем две разные идеи (гипотетические, как пример) и ответим на обязательные вопросы.

Вопросы Идея 1, социальная Идея 2, деловая
Что? Группа энтузиастов считает необходимым восстановить и вернуть к жизни старую дворянскую усадьбу XVIII века в деревне Забытое Тьмутараканской области. Туристическая компания хочет разработать и предложить рынку новый туристический маршрут "Путь Ермака. Завоевание Сибири".
Зачем? 1. К хозяевам этого дома почти 200 лет назад часто приезжал в гости известный и любимый наш поэт (писатель, художник, композитор). Этот дом отражен в его произведении (каком-то).
2. Это оживит саму деревню, потому что мы сделаем в одной части дома музей, а в другой — небольшую гостиницу.
3. Другие варианты использования восстановленной усадьбы для привлечения гостей в деревню.
1. Маршрут внутри страны, таких немного. Маршрут географически новый — от Урала до Байкала. История событий не всем известна.
2. Маршрут проложен через места уникальной красоты, природа которых сама по себе достопримечательность.
3. Перемещение на комфортабельных автобусах с остановками для отдыха. Плюс три дня отдыха на берегу Байкала в современной гостинице.
Как? Рабочую силу обещал обеспечить фермер, чья ферма в другом селе неподалеку, посильное участие примут сами жители деревни. Они очень заинтересованы в воплощении проекта. Деньги нужны на стройматериалы, или, например, на приобретение бетономешалки, или на что-то еще, вполне определенное. Не стоит просить всей стоимости мероприятия, такой суммы вам не собрать. Маршрут уже разработан и готов, подписаны все договоры для обеспечения отелей на остановках. Подготовлена группа гидов. Нужны деньги на покупку большого комфортабельного автобуса для туристов.

Итак, главный вопрос про идею: зачем она нужна человеку, который принесет вам деньги? Почему, при каких обстоятельствах идея может стать для него хорошим решением? Когда вы готовите проект, поставьте себя на место бекера (спонсора) и задавайте себе вопросы с его точки зрения, а не с точки зрения автора.

Понятно, что вы как автор нежно любите свое дитя, свой проект, он вам очень нравится, и вы сами себе тоже рады — так славно всё придумали. Но в краудфандинге надо нравиться и другим. Очень хороший способ проверить ощущения бекера — пойти на интернет-площадку с проектами краудфандинга и найти проект, который лично вам захочется поддержать.

Если вы не нашли ни одного, если вас ни один не тронул, если вам даже сто рублей жалко внести на что-то, то с какой стати люди понесут деньги вам, если вам самому тяжко с ними расстаться. Это очень важное действие для проверки идеи.

Как упаковать идею для краудфандинга

К содержанию

Как упаковать идею для краудфандинга

Если идея прошла предложенные проверки, продолжаем с ней работать. Только что родившаяся идея, как правило, призвана принести личную пользу автору, и поэтому не каждый самостоятельно разглядит в ней ценность для общества и для себя лично.

Поэтому даже хорошую идею надо упаковать, как упаковывают для продажи сувениры, продукты питания и прочее. Самый поучительный, правильный, можно сказать, показательный пример упаковки идеи — в проекте Гузель Санжаповой по возрождению семейного производства меда.

С января 2014 года до января 2017 года Гузель провела четыре краудфандинговых кампании и построила на собранные средства целую медовую индустрию в умирающей уральской деревне, которую она фактически вернула к жизни: есть рабочие места, есть заработок, появилась новая деревенская социальная инфраструктура. А бекеры с удовольствием получают оригинальные медовые продукты и травяные чаи.

Посмотрим, какие изменения произошли с идеей от ее рождения до опубликования.

  1. Идея рождается как реакция на необходимость решить какую-то задачу: случайную, давнишнюю, личную, общественную, творческую или иную. В проекте Гузель первоначально была личная задача — надо что-то делать со старой семейной пасекой, которую нельзя забросить — это семейная реликвия. Первая ступень решения очевидна: нужно продолжить работу. Но первое решение ставит новую задачу — как работать и для чего, что это даст?
  2. Рентабельность традиционной пасеки крайне низкая: пасека семейства Санжаповых располагается в уральской деревне, потребителей в самой деревне раз-два и обчелся (по числу жителей), возить в город далеко и тоже нерентабельно, поскольку не одни мы такие, конкуренция на рынке меда огромна. Возникает новая причина для поиска решения, теперь уже бизнес-решения: как справиться с конкуренцией?
  3. В каждом бизнесе такая задача решается по-разному. В случае с медом появилась идея производить из меда новый продукт, которого еще не было на рынке. Отличное решение в целом, но надо придумать, какой это продукт.
  4. Поиск привел к идее переработки меда в крем-мед, что делается с помощью специального оборудования, которое можно купить в другой стране. Возникает новое решение: купить оборудование, поставить и научиться на нем работать. Следствие этого решения — один человек на такой пасеке уже не управится, нужны помощники. А если делать не просто крем-мед, а крем-мед с лесными ягодами и другими добавками, то понадобятся еще люди — сборщики ягод в лесу. Сам собой, попутно, логично поиск решения личной задачи привел к идее возрождения целой деревни, то есть к очень важной социальной задаче: для заброшенной деревни новые рабочие места, заработки — это спасение, возрождение почти угасшей жизни.
  5. Теперь все сложилось: мы собираем деньги на покупку нового оборудования для пасеки и подробно рассказываем всем, как это важно для всей деревни.
  6. Есть ли проигравшие от этой идеи? Ни одного! Выигрывают все: пасека, деревня, бекеры, которые получают экологически чистый вкусный неординарный продукт в виде крем-меда с ягодками, потом сюда добавились и травяные чаи из сырья, собранного в уральских горах.

В проекте Санжаповой личная задача упакована в социальную. У автора другого проекта может быть детективно-приключенческая упаковка, или возрождение забытых ценностей, или удобство и уют от нового устройства, какого никогда прежде не было. Смысл в том, чтобы личная значимость новорожденной идеи трансформировалась в идею с неоспоримой значимостью для большой аудитории, ради которой вы и стараетесь.