Как себя продать

Порой кажется, что спрос на рынке труда превышает предложение, и у работодателя возникает иллюзия неограниченного выбора. Но это только на первый взгляд. Среди толпы соискателей трудно найти хорошего специалиста. Как искать? Есть три показателя качества: интеллект, успешность/результативность и личностная состоятельность. Уровень интеллекта (школа с медалью, университет с красным дипломом) определяется быстротой мыслительных операций, читается по глазам и скорости речи.

Если человек умеет продавать, управлять, вообще достигать результата, - овладеть новым предметом деятельности он сможет в течение трех месяцев, а получить заметный и даже весьма показательный результат - в течение первых шести месяцев работы. Если этого не происходит - налицо тормозная реакция, причина которой - непреодоленный стресс, недостаток способностей или отсутствие мотивации.

Профессионал в разрезе

Его черты - общая интеллектуальная одаренность, владение профессией, ориентация на задачу, а не на отношения. Качество, известность и самобытность специалиста - вполне определенные критерии профессионализма. Но главное - умение получить лучший результат с наименьшими усилиями и затратами, способность соединять несоединимое, делать почти невозможное.

Существуют ли невостребованные профессионалы? Да. Если они настолько скромны, что мало кому известны. Кроме того, профессиональная этика отечественной бизнес-элиты на данный момент не подразумевает справедливой рекрутинговой политики. Молодому российскому капитализму, стремящемуся как можно быстрее встать на ноги, нужна сверхприбыль, извлеченная в том числе и из трудовых ресурсов. Отсюда - политика выжимания, максимального напряжения и подавления, неплатежей, несправедливых штрафов и циничного использования людей - дешево взял, максимально использовал и выбросил, а чаще просто кинул.

Растущий организм

Эволюционируя, мы проходим в своем развитии четыре этапа: биологический (в поведении доминирует темперамент), социальный (определяется ярко выраженным характером), личностный (характеризующийся самостоятельностью, дееспособностью, независимостью, уверенностью в себе) и духовный (на первый план выходят человечность, подлинная эффективность, мудрость).



Вершины, увы, достигают немногие. Более того, жизненные катаклизмы могут стать причиной возращения на ранние стадии развития. Так что возраст не является показателем зрелости специалиста.

Специалист, который стал личностью, не может не быть профессионалом - личность реализуется лишь в активной деятельности, вне которой себя не мыслит. Такой человек полностью самоуправляем, умеет подчинить себе обстоятельства, может быть таким, каким захочет, или таким, каким требуется. Он эмоционально и экономически независим (что является признаком психологического здоровья), не лишен чувства собственного достоинства, стремится сохранить свою индивидуальность, напрочь лишен рабской психологии. Не ждите от него подхалимства, холопства, угодничества, конформизма - хамелеонства, стало быть. Подлинной личности нужна относительная свобода действия, передвижений, принятия решений, ей трудно и некомфортно в роли наемника, бессловесного исполнителя. В строго командной системе личность не выживает. Точнее, выживают ее. Коллектив нивелирует личность и обрекает на одиночество. Но встреча со своим функциональным одиночеством творческой индивидуальности только на пользу - возможен новый духовный скачок в ее развитии, переход на уровень подлинной человечности.

Личность в эксплуатации

Почему с самыми ценными сотрудниками сложно работать? В высшей степени независимые, психологически свободные, они обладают здоровым уважением к себе, основанным на сознании своей компетентности и адекватности. Имея импульс к самосовершенствованию, они лучше воспринимают, познают и не любят, чтобы ими управляли. Они эксперты - то, что им нравится сейчас, среднестатистическим гражданам будет мило позже. Они полностью опираются на собственные возможности. Они состоятельны, зрелы, здоровы, социально компетентны, человечески эффективны, сломать их невозможно. Подсознание этих людей является творческим, любящим, позитивным. Однако только подобный оценит подобного.

Спросите успешного бизнесмена, о каком партнере или помощнике он мечтает? Компетентном, надежном и порядочном. Таким может быть лишь специалист, в любой ситуации остающийся человеком - адекватным, предсказуемым, простым в общении. Он мастерски ведет диалог, невольно гармонизируя социальное пространство. Но много ли таких? По данным психологических исследований, личностей среди нас всего 16–17% (примерно столько же профессионалов). Собственно "человеков" еще меньше - 6%, ровно столько же талантливых в чем-либо людей. А искать их всех следует среди людей, хоть сколько-нибудь одаренных, а их - 24%. Признаками одаренности являются математические или лингвистические способности и некоторые трудности социализации (проблемы со сверстниками). Одаренных привлекают те, кто старше или намного младше их. Вот почему деловые альянсы и даже браки чрезвычайно талантливых людей чаще всего оказываются неравными.

Однако в России умники исстари не в цене, а вот дуракам непременно везет. Почему? Примитивная братия отдает предпочтение лидерам, себе подобным и понятным? Дурака не принимают в расчет, он находится вне зоны конкуренции, его жалеют, дают, подают и поддерживают? С ним чувствуешь себя в безопасности, не ждешь подвоха, не испытываешь чувства собственной неполноценности? Дурачки безумно смешат своей неловкостью, их легко принять. В итоге "русский Иван" оказывается в самом выгодном положении. За последние десять лет семнадцать россиян вошли в сотню самых богатых людей планеты - при всеобщей-то нищете. Безусловно, они - финансовые гении. Но не только. Недостаток интеллекта и творческого начала "иванушки" компенсируют обилием социальных контактов, за счет чего получают поддержку и дельные советы. Умные люди самоутверждаются в своих деяниях, дураки - живут за их счет, собирая с мира идеи, услуги, возможности. Комплекс неполноценности стимулирует жажду власти, которую дают деньги. Деньги становятся сверхзадачей.

Все мы делимся на синтонов и конфликтогенов. Первые творят, созидают, строят. Вторые - пользуются их контактами и благосклонностью, питаются их социальной энергией. Синтоны не могут просить, унижаться, плакаться, жаловаться. Им никто и никогда не помогает, скорее, наоборот, чинят препятствия - дабы не создавали угрозу обычной рутинной работе и не очень-то продвигались вперед. Конфликтогены любят поплакаться, имеют вид несчастно-зависимый или восторженно-преданный. Первым приятно чувствовать свою значимость, распространять свое влияние, помогать менее способным - так они укрепляются в сознании своих неограниченных возможностей. Вторые им страшно завидуют, но преданно находятся рядом. И в один прекрасный день подсиживают или кидают своего благодетеля, советчика и сильного друга. Так умные оказываются в дураках, а дураки - в фаворе. А они, по данным психологических исследований, наиболее социабельны и адаптивны. К тому же любимый герой русских народных сказок, как известно, третий ребенок в семье.

Фактор страха

Существует ли дискриминация на рынке труда? Да. По полу, возрасту, прописке и образованию. При прочих равных возможностях предпочтение всегда отдадут мужчине - это аксиома. Сладостным звуком для будущего босса является диплом его собственной alma mater, на худой конец МГУ или известной всем Академии народного хозяйства. Брезглив он и по отношению к "неместным", хотя именно провинциалы и провинциалки трудолюбивы, смекалисты, естественны и могут быть преданны делу и вам лично, как никто другой. Они умеют строить долгосрочные отношения. Трудно представить себе владельца компании из Вашингтона, который отказывает вполне достойному кандидату только на основании того, что тот прописан в Бостоне.

Зачем московскому руководителю провинциалы? На первый взгляд они даже вредны - увеличивают столпотворение, создают конкуренцию. На деле - весьма полезны. Свежестью чувств, идей, отношений, спонтанностью и непосредственностью, готовностью всех любить и всем восхищаться, прямотой и глубокой привязанностью. Они аутентичны, как сказали бы психологи. Длительное общение с ними весьма показано людям с трудным характером и даже невротикам. В провинции более чем достаточно хороших специалистов - умных, надежных и порядочных. В Москву едут самые смелые и предприимчивые, незаурядные и яркие. Впрочем, авантюристы и мошенники тоже. Среднестатистический провинциально-трудовой коллектив отторгает усредненность и непослушание. Авторитаризм, страх, нарушение человеческих прав (этого более чем достаточно на Урале, во всяких "станах" - Башкортостан, Татарстан) противопоказан нормально растущей личности. Таланты в условиях несвободы не размножаются, а личность в социально-мертвых регионах задыхается от нереализованности.

Талантов у нас, как известно, пруд пруди - жизнь поневоле делает человека изобретательным. Хорошие специалисты умеют считать и видят, какую прибыль они приносят вашему бизнесу. Они знают свою реальную цену, понимают, что компания многим им обязана, а потому независимы и хотят, чтобы им хорошо платили. Часто именно они становятся самыми надежными партнерами и даже совладельцами вашего дела. Цените все, что вам принадлежит.

Право выбора

Что важнее - достоинство человека или его достойный заработок? Первое важнее для неограниченного личностного роста и психического здоровья, которое, как известно, с трудом поддается восстановлению. Результатом безнравственных решений, действий или поступков становится не только потеря душевного равновесия, удовлетворенности жизнью и собой, но и регрессия личности. Хотите остаться человеком, по-настоящему живым и поистине здоровым? Выбирайте качество жизни, а не количество денег.

Валентина Горчакова
Статья из сентябрьского номера журнала
Карьера
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Как себя продать"

Вы не авторизованы.

Поделитесь:

01.12.2004
Обновлено 06.04.2016
Статья дня
Близкие по теме статьи
Как открыть свой интернет-магазин? Бизнес с нуля: 5 шагов
Как открыть свой интернет-магазин? Бизнес с нуля: 5 шагов
Создание и продвижение сайта интернет-магазина. Малый бизнес с минимальными вложениями
Как сделать себя брендом
Как сделать себя брендом
Сила самопиара для представителей творческих профессий и не только
Мама и няня: как достичь идеала. 10 важных советов
Мама и няня: как достичь идеала. 10 важных советов
Ищем няню: финансовые отношения, верная дистанция и сигналы тревоги
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!