Содержание:

Культура активности сейчас не слишком развита. В советские времена в почете были активисты, люди с активной жизненной позицией. И в нашем обществе вроде бы процветает культ успешности, но ценится скорее результат, который можно продемонстрировать, а не процесс упорного и длительного достижения цели. Нового общего понимания активности пока не сложилось. Попробуем разобраться, в чем тут дело.

К содержанию

Про активность

Можно встретить разные варианты слова с этим корнем — активность, активист или даже активизм (поддержка дискриминируемых). В целом, это слишком широкое понятие, чтобы можно было дать его точное определение. Обычно активность представляют через связь с такими качествами, как независимость, ответственность, умение принимать решения, инициативность, стремление к изменениям. Сфера деятельности для такой активности может быть самая разная — от всего мира до собственной души.

Активность может осуществляться в форме широкого общественного движения. Например, в США многие люди становятся организаторами и активистами местного сообщества (community organizer and activist). Это понятная всем социальная роль, почти карьера. У таких деятелей процветает своя субкультура, издаются книги и руководства о том, как стать успешным активистом, ведется обучение.

В нашей стране общественная активность пока не обрела своих современных героев и устойчивых структур. Наиболее заметны благотворительность либо оппозиционная политическая деятельность, причем обе формы зачастую развивается без поддержки государства — или даже им преследуются.

В деловой и психологической литературе можно встретить еще одно популярное понятие — проактивность. Разработал эту идею психолог Виктор Франкл. Суть в том, чтобы считать самого себя основным источником изменений в своей жизни. Не ссылаться на внешние обстоятельства, не просто реагировать на них — а сосредоточиться на том, что можно изменить благодаря собственным усилиям.

К содержанию

Нечего делать!

А если вы, скорее, осознаете свою пассивность? Что же, это почтенный принцип — например, в китайской культуре высоко ценится принцип у-вэй, недеяние. Позитивное принятие — это очень важное умение. Изменения, затеянные ради изменений, могут оказаться бессмысленными. Если что-то уже хорошо или просто пригодно — зачем быть активным по отношению к этому?

Позитивное, творческое принятие может быть хорошей основой для отношения к миру. Это очень важно — суметь принять самого себя, принять другого человека. Представьте, что вы постоянно и без остановки будете активным по отношению к кому-то из ваших близких, будете ежеминутно пытаться его изменить, из самых благих побуждений... Скорее всего, отношения этого не выдержат.

Принятие — это не препятствие, а наоборот, опора для изменений. И даже более того — для изменений требуется именно принятие происходящего, а не поиск иллюзий. Невозможно изменить то, что существует исключительно в воображении. Вначале требуется принять действительность, какой бы она ни была. Важно соизмерять свои изменения и происходящие естественным путем. Быть активным — совсем не значит "ломиться поперек природы".

Поэтому важное условие плодотворной активности — найти баланс между собственной активностью и принятием происходящего. Одни особенности нашей жизни даны от рождения или волей обстоятельств, другие становятся результатом нашей собственной инициативы. Во многих случаях данное нам тоже становится результатом нашего выбора — например, повседневные события вашей жизни будут разными в зависимости от того, какой город или вуз вы выберете.

К содержанию

Начинаем действовать

В какой области практически применить свою активность? Вряд ли стоит сразу готовиться в реформаторы всего человечества (хотя кто знает, что у вас на уме). Подходящая ситуация — собственная жизнь и то, что в ней происходит. Предположим, вы решили измениться, быть ответственным за себя, отнестись к собственной жизни как к проекту. С чего начать?

Прежде всего, стоит осознать свои ценности. Что для меня важно, а что нет. Чем следует заняться в первую очередь, а что подождет. Понять свои сильные и слабые стороны. А потом — заняться более конкретными вопросами. В чем состоит мой жизненный план? Чего я хочу достичь? Как это сделать?

Точные ответы на такие вопросы вы можете найти только сами: никто другой не вправе решать за вас, что вам делать со своей жизнью. Можно только посоветовать, как искать ответы. Ключевое значение имеют поиск информации, людей, способов осознания и решения проблем.

В самом деле, откуда вы черпаете информацию о своей жизни? Формальные оценки (например, на экзамене), случайные отзывы знакомых? Насколько это надежные источники? А что вы знаете о том вузе, в который решили поступить? О своей будущей специальности? О своей будущей карьере?

Кто эти люди, которые оказывают влияние на вашу жизнь? Родные, одноклассники, друзья по двору? Насколько круг вашего общения — результат вашего выбора? Чтобы научиться работать с проблемными ситуациями и ставить свои цели, потребуются разнообразные знания — повседневные, практические, научные. Добывать их намного сложнее и увлекательнее, чем решать задачи из учебника.

К содержанию

Активные абитуриенты

Конечно, самая естественная сфера применения активности для абитуриента и студента — образование. Легко ли вам ответить на вопрос, в чем ваша образовательная стратегия? На каком этапе вы находитесь сейчас? В чем ваши задачи сегодня? Как ваши нынешние достижения повлияют на достижение ваших стратегических целей?

Важно прояснить собственные ценности по отношению к образованию. А в самом деле, зачем и для чего вы учитесь? Какой замечательный результат стремитесь получить? Чтобы осуществить свои образовательные ценности — какие стоит поставить цели? Что конкретно нужно сделать? Где могут возникнуть проблемные ситуации? Как их разрешить?

На самом деле, активное обучение — это очень интересно. Современное образование зачастую перекошено именно в сторону пассивных способов усвоения знаний — преподаватель преподносит, студент воспринимает. В готовом виде добиться активного обучения маловероятно — лучше проявить инициативу.

Очевидно, что в учебном процессе очень многие решения принимает преподаватель: что излагать, какие темы пропустить, какими методами преподавания пользоваться. Однако большинство преподавателей поддается влиянию — а многие даже сетуют на то, что студенты проявляют мало инициативы. Попробуйте задавать преподавателю вопросы, стремиться к общению. Чтобы такое общение было успешным, нужно самому хорошо разобраться в том, что же на самом деле необходимо изучать. А как этого достичь? Требуется выход к практическим знаниям — так появляется желание найти работу или стать участником волонтерского проекта.

Кстати, еще один существенный момент — создание команды. Учатся совсем не только у преподавателей или в библиотеке. Другие студенты, коллеги по работе и вообще любые эксперты, с которыми вы начнете диалог, могут научить вас намного большему, чем пассивное записывание лекции.

Важный шанс, который студенты зачастую упускают: подойти к докладу, курсовой или дипломной работе как к настоящему исследовательскому проекту. Это дает очень серьезные результаты — вы улучшите свое умение общаться с коллегами, работать с информацией, решать проблемы. Такой опыт поможет вам стать современно мыслящим человеком.

Конечно, главная цель поступления — учиться, чтобы освоить профессию либо получить серьезное образование, которое станет основой будущей профессии. Однако обучение в вузе предоставляет намного больше разнообразных шансов. В студенческой среде легко завязываются плодотворные отношения, а потом люди становятся партнерами по бизнесу, коллегами по профессии, супругами...

К содержанию

Не переусердствуйте

Поговорим о преимуществах и недостатках активного и пассивного подхода в отношении выбора вуза, факультета, специальности и профессии. В наше время появляется всё больше ситуаций, в которых приходится делать выбор.

Постоянно изменяются условия приема, способы обучения, рынок труда. Идут реформы образования, и всё это происходит на фоне кризиса. Поэтому особенно важны поиски равновесия между пассивностью и активностью. Спрашивайте себя: что полезного в том, что можно принять? Что и при каких условиях принять нельзя, а стоит изменить?

Одна из современных тенденций состоит в том, что абитуриенты выбирают вуз поближе к дому, причем причина чаще всего в финансовых трудностях, связанных с жизнью далеко от родителей. Таким образом, вопрос о том, в каком городе (тем более, стране) обучаться, может решаться на основе пассивного принятия — где родился, там и пригодился.

Активность в этом вопросе подразумевает возможность самому (или в значительной степени самому) обеспечивать себя в период студенчества, что может оказаться не самым простым делом. Фактически, нужно сделать довольно сложный выбор. Финансовая зависимость от семьи зачастую означает учебу поближе к родительскому дому. Финансовая независимость означает, что придется отрывать время от учебы и тратить его на самообеспечение. Идеальный вариант — зарабатывать такой деятельностью, которая станет частью будущей профессии. Это и неплохой тест — если не удается придумать никакого заработка сейчас, в качестве новичка, то станет ли проще после вуза (в глазах работодателя вы, скорее всего, без стажа и опыта работы останетесь таким же новичком)? Может быть, стоит вовремя поменять специальность?

Если ситуация со страной и местом обучения определена, то следующий вопрос — в выборе специальности и вуза. В чем может состоять пассивный подход? Поступать туда, куда проще поступить, в зависимости от вашей школьной подготовки. Ориентироваться только по отзывам знакомых. Идти по стопам родственников или друзей.

При прочих равных, не самый проигрышный способ. Бремя выбора вновь перекладывается на обстоятельства — каким оказался учитель, кто в друзьях, как сложилась жизнь у старших членов семьи. Если вам повезло и ваши интересы сходны с интересами родных, школьная подготовка действительно дает вам возможность пройти вступительные тесты, а друзья поддерживают — то зачем от добра искать добра?

Однако стоит задуматься, действительно ли вы как личность, по своим склонностям, схожи с теми людьми, на чьи советы полагаетесь. Если сходство не слишком большое, а уверенности в том, что в школе автоматически подготовят в тот вуз, который вы выбрали, нет, тогда лучше не полагаться на мнения других, а выбирать самому.

Далее, когда принимается решение о способе подготовки, пассивность проявляется в том, чтобы полагаться на школьных учителей. Подготовят — хорошо, нет — что поделаешь, придется поступать в другой вуз... Либо, в самом крайнем случае, пойти на подготовительные курсы (если они поблизости и доступны по цене).

Активные способы очень разнообразны. Чтение пособий для абитуриентов и книг по специальности. Участие в конкретных проектах, связанных с будущей профессией. Общение с коллегами, преподавателями, студентами, другими абитуриентами. Сейчас способов получения необходимой информации много, и совсем не обязательно зависеть от школьного учебника или от того, кто именно преподает нужный вам предмет. Хочешь научиться — обучи себя сам.

Говоря о современной активности, не стоит забывать и о том, что такое активный отдых. На самом деле, разобраться с этим и выстроить собственный активный отдых тоже не так просто. Скажем так, активный отдых — это творческая деятельность, которая помогает вам восстановиться, развить свои физические способности и душевные качества. Да, заниматься фитнесом и йогой, изучать новый иностранный язык, участвовать в волонтерских проектах — всё это (и многое другое) означает отдыхать активно.

Юлия Вертгейм,
преподаватель Новосибирского государственного университета