Как самому построить свою жизнь

Культура активности сейчас не слишком развита. В советские времена в почете были активисты, люди с активной жизненной позицией. И в нашем обществе вроде бы процветает культ успешности, но ценится скорее результат, который можно продемонстрировать, а не процесс упорного и длительного достижения цели. Нового общего понимания активности пока не сложилось. Попробуем разобраться, в чем тут дело.

Про активность

Можно встретить разные варианты слова с этим корнем — активность, активист или даже активизм (поддержка дискриминируемых). В целом, это слишком широкое понятие, чтобы можно было дать его точное определение. Обычно активность представляют через связь с такими качествами, как независимость, ответственность, умение принимать решения, инициативность, стремление к изменениям. Сфера деятельности для такой активности может быть самая разная — от всего мира до собственной души.

Активность может осуществляться в форме широкого общественного движения. Например, в США многие люди становятся организаторами и активистами местного сообщества (community organizer and activist). Это понятная всем социальная роль, почти карьера. У таких деятелей процветает своя субкультура, издаются книги и руководства о том, как стать успешным активистом, ведется обучение.

В нашей стране общественная активность пока не обрела своих современных героев и устойчивых структур. Наиболее заметны благотворительность либо оппозиционная политическая деятельность, причем обе формы зачастую развивается без поддержки государства — или даже им преследуются.

В деловой и психологической литературе можно встретить еще одно популярное понятие — проактивность. Разработал эту идею психолог Виктор Франкл. Суть в том, чтобы считать самого себя основным источником изменений в своей жизни. Не ссылаться на внешние обстоятельства, не просто реагировать на них — а сосредоточиться на том, что можно изменить благодаря собственным усилиям.



Нечего делать!

А если вы, скорее, осознаете свою пассивность? Что же, это почтенный принцип — например, в китайской культуре высоко ценится принцип у-вэй, недеяние. Позитивное принятие — это очень важное умение. Изменения, затеянные ради изменений, могут оказаться бессмысленными. Если что-то уже хорошо или просто пригодно — зачем быть активным по отношению к этому?

Позитивное, творческое принятие может быть хорошей основой для отношения к миру. Это очень важно — суметь принять самого себя, принять другого человека. Представьте, что вы постоянно и без остановки будете активным по отношению к кому-то из ваших близких, будете ежеминутно пытаться его изменить, из самых благих побуждений... Скорее всего, отношения этого не выдержат.

Принятие — это не препятствие, а наоборот, опора для изменений. И даже более того — для изменений требуется именно принятие происходящего, а не поиск иллюзий. Невозможно изменить то, что существует исключительно в воображении. Вначале требуется принять действительность, какой бы она ни была. Важно соизмерять свои изменения и происходящие естественным путем. Быть активным — совсем не значит "ломиться поперек природы".

Поэтому важное условие плодотворной активности — найти баланс между собственной активностью и принятием происходящего. Одни особенности нашей жизни даны от рождения или волей обстоятельств, другие становятся результатом нашей собственной инициативы. Во многих случаях данное нам тоже становится результатом нашего выбора — например, повседневные события вашей жизни будут разными в зависимости от того, какой город или вуз вы выберете.

Начинаем действовать

В какой области практически применить свою активность? Вряд ли стоит сразу готовиться в реформаторы всего человечества (хотя кто знает, что у вас на уме). Подходящая ситуация — собственная жизнь и то, что в ней происходит. Предположим, вы решили измениться, быть ответственным за себя, отнестись к собственной жизни как к проекту. С чего начать?

Прежде всего, стоит осознать свои ценности. Что для меня важно, а что нет. Чем следует заняться в первую очередь, а что подождет. Понять свои сильные и слабые стороны. А потом — заняться более конкретными вопросами. В чем состоит мой жизненный план? Чего я хочу достичь? Как это сделать?

Точные ответы на такие вопросы вы можете найти только сами: никто другой не вправе решать за вас, что вам делать со своей жизнью. Можно только посоветовать, как искать ответы. Ключевое значение имеют поиск информации, людей, способов осознания и решения проблем.

В самом деле, откуда вы черпаете информацию о своей жизни? Формальные оценки (например, на экзамене), случайные отзывы знакомых? Насколько это надежные источники? А что вы знаете о том вузе, в который решили поступить? О своей будущей специальности? О своей будущей карьере?

Кто эти люди, которые оказывают влияние на вашу жизнь? Родные, одноклассники, друзья по двору? Насколько круг вашего общения — результат вашего выбора? Чтобы научиться работать с проблемными ситуациями и ставить свои цели, потребуются разнообразные знания — повседневные, практические, научные. Добывать их намного сложнее и увлекательнее, чем решать задачи из учебника.

Активные абитуриенты

Конечно, самая естественная сфера применения активности для абитуриента и студента — образование. Легко ли вам ответить на вопрос, в чем ваша образовательная стратегия? На каком этапе вы находитесь сейчас? В чем ваши задачи сегодня? Как ваши нынешние достижения повлияют на достижение ваших стратегических целей?

Важно прояснить собственные ценности по отношению к образованию. А в самом деле, зачем и для чего вы учитесь? Какой замечательный результат стремитесь получить? Чтобы осуществить свои образовательные ценности — какие стоит поставить цели? Что конкретно нужно сделать? Где могут возникнуть проблемные ситуации? Как их разрешить?

На самом деле, активное обучение — это очень интересно. Современное образование зачастую перекошено именно в сторону пассивных способов усвоения знаний — преподаватель преподносит, студент воспринимает. В готовом виде добиться активного обучения маловероятно — лучше проявить инициативу.

Очевидно, что в учебном процессе очень многие решения принимает преподаватель: что излагать, какие темы пропустить, какими методами преподавания пользоваться. Однако большинство преподавателей поддается влиянию — а многие даже сетуют на то, что студенты проявляют мало инициативы. Попробуйте задавать преподавателю вопросы, стремиться к общению. Чтобы такое общение было успешным, нужно самому хорошо разобраться в том, что же на самом деле необходимо изучать. А как этого достичь? Требуется выход к практическим знаниям — так появляется желание найти работу или стать участником волонтерского проекта.

Кстати, еще один существенный момент — создание команды. Учатся совсем не только у преподавателей или в библиотеке. Другие студенты, коллеги по работе и вообще любые эксперты, с которыми вы начнете диалог, могут научить вас намного большему, чем пассивное записывание лекции.

Важный шанс, который студенты зачастую упускают: подойти к докладу, курсовой или дипломной работе как к настоящему исследовательскому проекту. Это дает очень серьезные результаты — вы улучшите свое умение общаться с коллегами, работать с информацией, решать проблемы. Такой опыт поможет вам стать современно мыслящим человеком.

Конечно, главная цель поступления — учиться, чтобы освоить профессию либо получить серьезное образование, которое станет основой будущей профессии. Однако обучение в вузе предоставляет намного больше разнообразных шансов. В студенческой среде легко завязываются плодотворные отношения, а потом люди становятся партнерами по бизнесу, коллегами по профессии, супругами...

Не переусердствуйте

Поговорим о преимуществах и недостатках активного и пассивного подхода в отношении выбора вуза, факультета, специальности и профессии. В наше время появляется всё больше ситуаций, в которых приходится делать выбор.

Постоянно изменяются условия приема, способы обучения, рынок труда. Идут реформы образования, и всё это происходит на фоне кризиса. Поэтому особенно важны поиски равновесия между пассивностью и активностью. Спрашивайте себя: что полезного в том, что можно принять? Что и при каких условиях принять нельзя, а стоит изменить?

Одна из современных тенденций состоит в том, что абитуриенты выбирают вуз поближе к дому, причем причина чаще всего в финансовых трудностях, связанных с жизнью далеко от родителей. Таким образом, вопрос о том, в каком городе (тем более, стране) обучаться, может решаться на основе пассивного принятия — где родился, там и пригодился.

Активность в этом вопросе подразумевает возможность самому (или в значительной степени самому) обеспечивать себя в период студенчества, что может оказаться не самым простым делом. Фактически, нужно сделать довольно сложный выбор. Финансовая зависимость от семьи зачастую означает учебу поближе к родительскому дому. Финансовая независимость означает, что придется отрывать время от учебы и тратить его на самообеспечение. Идеальный вариант — зарабатывать такой деятельностью, которая станет частью будущей профессии. Это и неплохой тест — если не удается придумать никакого заработка сейчас, в качестве новичка, то станет ли проще после вуза (в глазах работодателя вы, скорее всего, без стажа и опыта работы останетесь таким же новичком)? Может быть, стоит вовремя поменять специальность?

Если ситуация со страной и местом обучения определена, то следующий вопрос — в выборе специальности и вуза. В чем может состоять пассивный подход? Поступать туда, куда проще поступить, в зависимости от вашей школьной подготовки. Ориентироваться только по отзывам знакомых. Идти по стопам родственников или друзей.

При прочих равных, не самый проигрышный способ. Бремя выбора вновь перекладывается на обстоятельства — каким оказался учитель, кто в друзьях, как сложилась жизнь у старших членов семьи. Если вам повезло и ваши интересы сходны с интересами родных, школьная подготовка действительно дает вам возможность пройти вступительные тесты, а друзья поддерживают — то зачем от добра искать добра?

Однако стоит задуматься, действительно ли вы как личность, по своим склонностям, схожи с теми людьми, на чьи советы полагаетесь. Если сходство не слишком большое, а уверенности в том, что в школе автоматически подготовят в тот вуз, который вы выбрали, нет, тогда лучше не полагаться на мнения других, а выбирать самому.

Далее, когда принимается решение о способе подготовки, пассивность проявляется в том, чтобы полагаться на школьных учителей. Подготовят — хорошо, нет — что поделаешь, придется поступать в другой вуз... Либо, в самом крайнем случае, пойти на подготовительные курсы (если они поблизости и доступны по цене).

Активные способы очень разнообразны. Чтение пособий для абитуриентов и книг по специальности. Участие в конкретных проектах, связанных с будущей профессией. Общение с коллегами, преподавателями, студентами, другими абитуриентами. Сейчас способов получения необходимой информации много, и совсем не обязательно зависеть от школьного учебника или от того, кто именно преподает нужный вам предмет. Хочешь научиться — обучи себя сам.

Говоря о современной активности, не стоит забывать и о том, что такое активный отдых. На самом деле, разобраться с этим и выстроить собственный активный отдых тоже не так просто. Скажем так, активный отдых — это творческая деятельность, которая помогает вам восстановиться, развить свои физические способности и душевные качества. Да, заниматься фитнесом и йогой, изучать новый иностранный язык, участвовать в волонтерских проектах — всё это (и многое другое) означает отдыхать активно.

Юлия Вертгейм,
преподаватель Новосибирского государственного университета

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Как поддержать ребенка в период ОГЭ и ЕГЭ: советы преподавателей
Как помочь ребенку-выпускнику справиться с экзаменационным стрессом
Оставить комментарий к статье "Как самому построить свою жизнь"

Вы не авторизованы.

Вы правы насчет того, что сейчас выбирают учебу поближе к дому. А почему? Да, студент не может себя обеспечить. (Есть уники, которые многое успевают, но таких мало). И тянут деньги с родителей. Но это первый момент. А второй, это то, что не всегда тот ВУЗ, который находиться близко обучит молодого человека той профессии, о которой он мечтал. И они выбирают из того, что есть. Что хоть не много нравиться. Это, кстати, и активности касается. Если человек занимается любимым делом, то будет гиперактивным. А если просто так, тогда об этом и речи быть не может.
2010-11-17, Riter
Жизненная позиция - позиционирование отношения личности к обществу. В советские времена действительно не было с этим проблем, т.к. легче легкого было найти позитив в детально структурированной (прежде всего идеологически) общественной среде. Вот, здесь и начинаются современные проблемы... многополярный мир, позднее взросление, неопределенный статус личности и т.д. и т.п.
2010-05-02, tryton
Безусловно студенческая пора самая интересная и культура там присутствует. Вот к примеру БелГосУниверситет - там студенты не только учатся, но и принимают активное участие в жизни своего университета! Там много организаций, таких как студенческий союз, БРСМ, профсоюз, активисты и многие другие. Высшее образование, как никак...
2011-10-13, lyame
Поделитесь:

02.05.2010
Обновлено 02.05.2010
Статья дня
Как поддержать ребенка в период ОГЭ и ЕГЭ: советы преподавателей
Как поддержать ребенка в период ОГЭ и ЕГЭ: советы преподавателей
Как помочь ребенку-выпускнику справиться с экзаменационным стрессом
Близкие по теме статьи
Почему общению с людьми нужно учиться
Почему общению с людьми нужно учиться
Как семантический шум мешает нам понять собеседника
Мой личный опыт семейной жизни
Мой личный опыт семейной жизни
Семейная жизнь женщины проходит по такому замкнутому кругу обязанностей.
Студенческая жизнь: чем заняться после лекций
Студенческая жизнь: чем заняться после лекций
Внеучебную работу в вузе не стоит недооценивать. Она может дать хороший практический опыт.
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!