Мы, взрослые, порой считаем, что мультфильмы - пустое развлечение, бесполезная трата времени. Часто мы, не задумываясь, запрещаем детям проводить время у телевизора. Однако некоторые из нас, уже вполне взрослые люди, не страдающие инфантильностью, до сих пор сами с искренним удовольствием и трогательной ностальгией по детству смотрят мультфильмы. Почему?

Для многих взрослых мультфильмы становятся просто ожившей сказкой. Для детей же они - реальность, пусть даже и не настоящего мира, но реальность детского мира, где соседствуют гномы и люди, добрые животные и отъявленные злодеи - лесные чудища. Прочитать - значит понять, увидеть же - значит поверить в реальность происходящего по ту сторону "голубого" экрана.

Исследователь Марш Киндер указывает на эту притягательную для взрослых сторону мультипликации: "Они предпочитают смотреть мультфильмы, потому что их текучие образы могут быть легко отграничены от неизменных объектов реальной жизни" ("Playing with power in movies, television and video games...").

В последние годы мультфильмы становятся все более и более приближенными к настоящей жизни: те же проблемы (деньги, экология, борьба за власть, преступления). Некоторые мультфильмы достаточно реалистично воссоздают непосредственные отношения между детьми и взрослыми. И тут, безусловно, стоит задуматься о том, насколько адекватно детям показывают те или иные стороны жизни, насколько допустима демонстрация насилия, что несет в себе авторская интерпретация мира, добра и зла. Существует мнение, что дети не выдерживают демонстрацию большого количества взрослых проблем в мультфильмах.

Решение педагогической (а может, и этической) проблемы находится в разграничении и анализе мультфильмов: что ребенок воспримет адекватно, а что - нет. Здесь каждый родитель должен провести частную диагностику со своим чадом: во-первых, осмысляя игру детей, порожденную мультфильмом, и, во-вторых, занимаясь совместным творчеством, например:

  • рисование,
  • лепка,
  • написание небольших рассказов или стихов.

И все это после просмотра мультфильма и выделения его основных мотивов.

Родители, воспитатели должны поощрять творческие проявления ребенка, ведь дальнейшая жизнь даст не так уж много поводов для фантазии, требуя постоянной работы памяти, логики, мышления. Однако полноценный человек, гармоническая и психически здоровая личность, воспитанная в духе творчества и неограниченного воображения, всегда найдет правильное решение и скрытый, на первый взгляд, выход из любой жизненной ситуации.

Человека воспитывает общество; социализация, становление личности происходит в условиях взаимодействия "я" и внешнего мира. В отличие от человека, животным по наследству в готовом виде передаются способности приспосабливаться. С человеком дело обстоит иначе: природа не дала ребенку при рождении всех необходимых форм поведения. Он овладевает ими на протяжении детства.

Итак, ребенок вступает в эту жизнь, чтобы овладеть речью, мышлением, воображением, понять взаимоотношения людей, в конечном итоге, чтобы стать полноценным членом общества и одновременно развить свои индивидуальные свойства. Начинается активный процесс познания, который стимулируется неизведанностью и таинственностью окружающего мира. Источником знаний и побудителем к действию становятся не только реально существующие предметы, явления, но и игры, которые являются зеркалом окружающей ребенка жизни. Детская игра напрямую связана с переосмыслением мультфильмов, использованием их сюжетов в игре.

Мультфильмы, как и игра, являются своего рода символами, сигналами, вызывающими в сознании ребенка определенные реакции. Очевидно, что мультфильмы влияют на развитие ребенка: уже одно то, что эти "бегающие картинки" провоцируют игру, которая становится основой для будущей деятельности и социальных ролей, позволяет выделить их на фоне влияния окружающего мира. То, как будет осуществляться это развитие, и сможет ли ребенок перейти вскоре в реальный мир, а не навсегда остаться в мире фантазий, зависит и от взрослых, и от окружающей среды.

Родители, безусловно, должны проявить повышенное внимание к играм детей, порожденных мультфильмами, ведь в них, как мы уже поняли, скрыты глубинные процессы, определяющие становление и развитие личности ребенка. Как только в игре начинает проявляться жестокость, отрешенность от реальности в такой степени, что ребенок не может разграничить вымысел и истину, требуется незамедлительное вмешательство родителей, которым необходимо действовать по следующей схеме.

  • Узнать, какой персонаж копирует ребенок, и почему именно его.
  • Поинтересоваться, что привлекает ребенка в данном мультфильме.
  • Объяснить ребенку с помощью определенных стимулов (например: дружба со сверстниками, хорошие оценки, поощрение родителей, красивые или желанные игрушки и т.д.), что таким поведением, копирующем героя мультфильма, он добьется скорее обратного.
  • Совместно посмотреть мультфильмы, например, один из приведенных ниже, и попросить ребенка самостоятельно составить формулу: добрый (умный, красивый) герой - счастье, любовь, дружба ; злой (хитрый, коварный) - несчастье и т.д..

Мультипликационный фильм можно использовать с целью воспитания. Итак, родители прежде, чем допускать ребенка к экрану, должны просмотреть мультфильм, ознакомиться с ним, попытаться выделить плюсы и минусы в увиденном, другой вариант- совместный просмотр фильма и его обсуждение. Приведем пример выделения из известных мультфильмов дидактического и психологического смысла:

"Золушка", "Чебурашка" - обретение семьи, любимого человека, друга.

"Чуня" - "Не смотри, кто ты, а смотри, какой ты".

"Каникулы в Простоквашино" - дружелюбие, самостоятельность, хозяйственность, дружба.

"Бюро находок" - "Друзей не теряйте, их никто вам не вернет".

"Пластилиновая ворона" - (развитие творческих способностей) "Из ничего - все"; на базе мультфильма можно организовать занятия по лепке.

"Мама для мамонтенка" - любовь к родителям.

"К.О.А.П.П." - познание окружающего мира, концепция "я - ты", сосуществование, содружество.

Использовать данный анализ может каждый родитель, достаточно лишь немного задуматься о просмотренном мультфильме. С воспитательными и обучающими целями можно составить таблицу "задача - решение с помощью просмотра мультфильма" (количество задач и мультфильмов может быть расширено во много раз).

пример задачи качества, которыми должен обладать мультфильм пример мультфильма
1. привить ребенку любовь к животным Герои - очеловеченные животные. Обязательная оппозиция добра и зла. "Котенок по имени Гав", "Умка", "Доктор Айболит"
2. привить ребенку умение дружить Герои - люди/животные, живые и легкие по характеру; мораль - альтруизм, уважение и любовь к ближним, взаимопомощь. Серия мультфильмов "Чебурашка", "Крошка Енот", "Большой секрет для маленькой компании", "Приключения Домовенка Кузи"
3. познание окружающего мира Герои - животные, инопланетяне, роботы. Знания, расширяющие кругозор. "К.О. А. П. П." "Доктор Айболит"
4. приучить ребенка к выполнению определенных обязательств Герои - люди/животные, статус которых изменяется во времени с приобретением тех или иных качеств, умений (несчастный, когда не умел, счастливый, когда научился). "Винни-Пух" "Топчумба" "Приключения Домовенка Кузи"

Однако воспитателям нельзя забывать об опасности, которая скрывается за безобидным на первый взгляд развлечением - просмотром мультфильмов. Ребенок не должен стать пленником экрана и нереальной действительности, поэтому следует помнить, что в день ребенок может смотреть не более 2-3 мультфильмов (30-60 минут).

Очевидно, что невозможно решить все проблемы воспитания и обучения с помощью одних лишь мультфильмов, это лишь один из вариантов, и, как мне представляется, довольно действенный. Для того, чтобы каждый родитель мог понять, насколько позитивно влияют мультфильмы на его ребенка, необходимо:

  • после просмотра выбранного вами мультфильма с определенным обучающим (или воспитывающим) содержанием побеседовать с ребенком о том, что он вынес, понял, осознал. Положительным результат можно назвать, если то, что понял ребенок, и то, что вы хотели до него донести, совпало;
  • понаблюдать за игрой ребенка, порожденной мультфильмом. Положительным результатом будет отсутствие в игре жестоких действий, несправедливости, не свойственной данному возрасту проблематики (деньги, криминал и т.п.). Сравнить, совпадает ли присутствующее в мультфильме деление на положительных и отрицательных героев, с тем, как себе это представляет ваш ребенок.

Есть и другой путь использования мультфильмов с целью воспитания, но путь более трудоемкий и менее осуществимый - опыт некоторых учебных заведений по созданию мастерских по анимации, когда дети имеют возможность сами творить сюжет по моделям, соответствующим их представлению о добре и зле. Создавая мультфильм, дети должны совмещать в своем сознании все его компоненты. Работа над мультфильмом гармонично и разносторонне развивает личность ребенка. Она строится по следующей схеме.

  1. Поиск замысла будущего фильма.
  2. Формирование творческих групп, развитие умения работы в коллективе.
  3. Написание сценария.
  4. Работа над мультфильмом.
  5. Организационно-воспитательная деятельность, посещение выставок, музеев и т.д.
  6. Совместный просмотр и анализ.

Безусловно, мультфильмы, как и любое другое воздействие на формирование личности ребенка, неоднозначны. Однако позиция ограждения детей от влияния среды, быта, культуры во всех их проявлениях нелепа, т.к., несмотря на известный афоризм: "Дети - цветы жизни", ребенок все же не тепличное растение, требующее искусственной изоляции.

Дьякова Марианна, djakova@mail.ru.