Содержание:

- Пока строил свой бизнес, некогда было заниматься с ребенком…
Теперь он совсем от рук отбился, деньги берет без спросу, учиться не хочет… Как его на лето одного оставить?
- Вы знаете, что творится в летних лагерях? Там на свежем воздухе, да без контроля их такому научат…
(Вместо эпиграфа)

К содержанию

Проблемы "отцов и детей" и как их решать

Отсутствие уверенности в себе, это еще не болезнь, но уже проблема. Неумение строить отношения в детском коллективе - это трагедия одиночества маленькой личности. Неумение и нежелание ничего делать, кроме как нажимать кнопки компьютера - начало деградации.

Эта болезнь поражает детей 12-13 лет. Ее первые симптомы: потеря контакта с родителями, затем открытое неповиновение, уход в компанию "плохих" друзей, первое воровство в супермаркетах. Кризис - побег из дома.

Малыш умыт, одет, улыбается, даже помогает мыть посуду, пытается учить уроки. Личные проблемы спрятаны глубоко - они составляют его основную тайну, которую, он знает, нельзя открывать никому. "Я плохой. Меня никто не может полюбить - поэтому лучше не заводить друзей и не доверять никому".

Я вполне допускаю, что вы сами не знаете, что случилось с ребенком. Может быть, вы даже не заметили, как из-за какой-то "мелочи" в его сознание проникло ощущение одиночества, опасности и несправедливости мира. Беда в том, что этот вирус оставляет раны в самой основе его существа. Что бы ни происходило с маленькой личностью дальше, какая бы информация не поступала извне, она преломляется под углом его первичного отрицательного опыта, как бы проходит через фильтр уже сформировавшихся взглядов об изначальной несправедливости и опасности мира.

Длительная оторванность от родителей, занятых на важной работе, или слишком сильные "объятия" тотального контроля, насилие и конфликты в семье - все это может остановить, замедлить или деформировать развитие.

И дальше болезнь может протекать по любому руслу: это может быть ненависть к миру, обида на тех, кто бросил, неверие в свои силы.

Многие дети, даже выросшие в благополучной семье, демонстрируют неумение и нежелание разговаривать "по душам", а значит, они лишают себя возможности в трудных случаях воспользоваться родительским советом. Дети не доверяют родителям, потому что не уверены в их способности хранить тайну. Они боятся, что все сказанное взрослый передаст другим. Грубое слово, недоверие, насмешка для детских душ более ощутимы, болезненны, чем угроза физической боли.

По мере роста ребенка родители могут счесть, что с ним нечего церемониться и, не прерывая контакта, сделать его более агрессивным. "Чтоб в 10 был дома, рано тебе еще…". Ну а некогда послушный отпрыск в этот момент подходит к той стадии взросления, где ему особенно важно выйти из-под опеки родителей, доказать собственную значимость. Так сталкиваются диаметрально противоположные устремления. С этого момента, начинается черная полоса истории отношений "отцов и детей".

Дети выходят из-под контроля, становятся непослушными, дерзкими, любой совет воспринимают как вмешательство в свою личную жизнь и отвергают все, исходящее от родителей, как заведомо вредоносное. В зависимости от темперамента, юные отпрыски начинают самоутверждаться старым, как мир, способом: хватают в рот "запретные плоды".

Тут уж родители понимают, что ребенка надо спасать - вынимать из плохой компании, снимать с иглы. Но на этой второй стадии маме или папе уже придется отказаться от работы, личной жизни для того, чтобы контролировать каждый шаг подрастающей личности, причем делать это "извне", то есть, попросту говоря, следить. Что само по себе усилит раздражение подростка и подтолкнет его к еще большей конфронтации.

Порки, как и беседы, мало помогают. Единственно эффективный способ - вырвать ребенка из привычного социума, увезти за тридевять земель в совершенно новые условия, в активную творческую среду, дать возможность увидеть идеал, ради которого стоило бы жить и меняться. Вот только беда, за деньги можно обеспечить лечение от наркотической зависимости, но не удастся купить новую среду обитания.

Детское сознание пластично и всеобъемлюще. Если вы предоставляете ему не настоящий мир, а только муляж, красиво раскрашенный фасад, он скоро поймет это и больше не поверит вам никогда. (Личный опыт общения во дворе действует лучше наставлений учителя). Значит, МИР, развивающий ребенка, должен быть реальным, прочным, внутренне непротиворечивым.

На Руси "община" и "мир" были синонимами, поэтому мы назвали наше педагогическое объединение - "Община "Китеж".

Мы не волшебники и, не берем на себя лечение наркомании и психических отклонений.

К содержанию

Терапевтическая среда обитания - мир под названием "Китеж"

В начале Китежа было голое поле и голая идея, в общем, все, как и должно быть при сотворении мира. Идея состояла в создании идеальных условий для развития и обучения детей. Для того чтобы идея обрела материальную форму, необходимо было заселить поле людьми готовыми служить этой идее. А для этих людей необходимы были дома, дорога, электричество и так далее.

В реальности, окажись вы сейчас в Китеже, вы сможете увидеть срубы с башенками и резными крылечками цвета сосновой смолы, резные наличники и ажурные мостики - этакое материальное воплощение картин Васнецова. Мы гордимся этой "сказочной" архитектурой, считая ее необходимым условием настройки детского сознания на сказку.

Почему на сказку? Потому что только в пространстве сказочного мира возможны метаморфозы, чудеса и превращения. Собственно, построенный нами поселок есть только материальный инструмент для работы с Образом Мира.

Архитектура и заповедный парк, английские газоны и рыбки в прудах - все это превращает окружающий мир в сказку, ведь именно в сказке происходит волшебное перевоплощение гадкого утенка в прекрасного лебедя! Жизненный опыт нельзя зачеркнуть воспитательной беседой, наказанием, другими педагогическими методами воздействия. Надо помочь ребенку обрести новый жизненный опыт - более достоверный, положительный, яркий.

Чтобы заставить их забыть прошлое, надо удивить, поразить, переключить сознание. Как этого добиться?

Созданием нового Образа Мира, основанного на Добре и Разуме.

Кусочек этого мира воссоздан в поселке "Китеж", который существует уже 10 лет в Барятинском районе Калужской области. Только не спешите представить себе бородатых мужиков, идущих за плугом. Две трети населения Китежа - дети, всерьез грызущие "гранит науки", а также отдающие дань театру и спорту. Среди взрослого населения Китежа бывший журналист-международник, бывший штурман атомной подводной лодки, художник, доктор, программист и т.д. Всю эту разнородную массу людей скрепляет простое желание жить по-человечески.

И не надо думать, что это стремление - признак секты. Мы просто нашли способ достойного существования.

А еще добавьте сюда чистые дорожки, деревянные скульптуры и цветники, резные наличники, собак, играющих с кошками. И на пространстве в 100 га ни одного забора с традиционной надписью из трех букв.

Не верите? Приезжайте сами и убедитесь. У нас есть дом для гостей со всеми удобствами. Вы сможете встретиться с нашими педагогами и детьми, оценить уникальную терапевтическую атмосферу сообщества и принять решение. Ребенок, попадая в Китеж, оказывается в окружении друзей. Буквально с первых дней снимаются внутренние барьеры, мешающие общению, раскрытию творческих способностей.

Китеж расположен в Барятинском районе Калужской области. Его население насчитывает 50 человек, из них 18 взрослых, остальные дети всех возрастов. Некоммерческое партнерство приемных семей "Община Китеж" - первое и пока единственное терапевтическое сообщество, что означает объединение семей с приемными детьми в единый хозяйственно-педагогический комплекс со школой, детским садом, фермой.

Законодательный орган - Педагогический совет, исполнительный - глава общины, который избирается каждый год. А объединяющая идеология - приоритет детских потребностей над эгоизмом взрослых, стремление жить в гармонии друг с другом, с природой и детьми, уважение к общечеловеческим ценностям и родным русским корням.

Китеж - это, прежде всего, педагогическая лаборатория. Здесь люди не столько живут вместе, сколько вместе работают. Работа заключается в создании развивающей среды для детей, оставшихся без попечения родителей и попавших в кризисные ситуации. Эта работа, по нашему замыслу является и духовно-нравственным стержнем объединения и способом зарабатывать на жизнь. На практике это означает постоянную включенность взрослого во все происходящее, умение контактировать с детьми на всех уровнях, развитие эмпатии, способности "открываться". То есть взрослый должен стать профессионалом, развить в себе новые качества. Воспитание детей - это даже не работа, а просто перманентное душевное состояние, ведь в любой момент ребенок может задать вопрос, подслушать или подсмотреть, заболеть, впасть в отчаяние и т.д.

Китеж - терапевтическое сообщество, то есть место, где лечат. Это не туристический аттракцион, не поселение хиппи. Здесь поведение каждого взрослого подчинено общей задаче. Любое воздействие на ребенка осуществляется только с "благословения" Педсовета. Вы же подчиняетесь требованиям в больнице соблюдать правила гигиены, не тащите инфарктников играть в футбол, сами не беретесь за скальпель… В Китеже идет лечение детских душ, оно не всегда заметно для непрофессионалов. Но именно особые условия взрослых взаимоотношений необходимы для нормального воспитания детей, которые уже пережили однажды крах всей системы жизненных ценностей и нуждаются в целостном образе надежного, непротиворечивого, безопасного мира.

Только что завершилось двухнедельное пребывание в Китеже авторитетного специалиста в области воспитания "проблемных" детей из Великобритании Дэвида Дина. Это имя хорошо известно у нас в России, так как он много лет консультировал Министерство Образования. А на родине его заслуги в развитии терапевтических сообществ оценены орденом королевы Великобритании. Он побывал на наших детских и взрослых собраниях, опросил всех "живущих и работающих" в общине, устроил несколько дискуссий на тему "куда движется Китеж" и в результате вынес вердикт - "Правильной дорогой идете, товарищи! Китеж соответствует нашим представлениям о Терапевтическом сообществе".

Для нас самих доказательством этого служат наши успехи с детьми. Среди них нет ни дураков, ни подлецов, они знают английский, компьютер, бальные танцы и приемы рукопашного боя. Они редко смотрят телевизор, но выпускают свою интернет-газету! Старшие дети специально обучены вести работу со своими сверстниками.

Малый Совет (избранный из старшеклассников путем свободного голосования), доказал свою компетенцию, организуя повседневную активность детей от подготовки уроков до системы терапевтических собраний и наставничества.

К содержанию

Детский коллектив - основа развивающей среды

Мы все знаем, что зло заразительно. Ребенок, попавший в уличную группу лет в 14, теряет всякую связь с ценностями родителей (кроме тех случаев, когда он таскает у них деньги). Наш опыт работы с проблемными детьми показывает, что справедливо и обратное. Ребенок из уличной группировки, попав в нормальную среду, в поле добра и справедливости, может отбросить старые ценности и пустить корни на новом поле.

Детская субкультура существует помимо воли взрослых, практически не контролируется ими, неистребима и часто очень опасна. Она же является мощнейшим воспитательным фактором, именно она может за несколько недель поменять мировоззрение ребенка не только в плохую, но и в хорошую сторону. До некоторой степени про Китеж можно сказать, что это капсула для всестороннего развития детской субкультуры.

Ребенок, попадая в Китеж, оказывается в окружении друзей. Буквально с первых дней снимаются внутренние барьеры, мешающие общению, раскрытию творческих способностей.

Незаметно для себя ребенок превращается в ученика. Новые друзья вовлекают его в активную деятельность, позволяющую проявить свои сильные и слабые качества. За счет "плотности" общения в терапевтической общине это раскрытие происходит очень быстро, причем часто на фоне кризисов, открывающих глубинные проблемы ребенка. Взрослые психологи отслеживают эти изменения и дают консультации детям-наставникам о том, какой способ общения необходим в каждом конкретном случае.

В рамках "детской тусовки" ребенок незаметно для себя начинает привыкать к самоанализу и внимательному отношению к окружающим.

К содержанию

Лето в китеже

Летний отдых - это время, когда можно решить психологические проблемы вашего ребенка!

У нас для Вас две новости. Хорошая - состоит в том, что китежские семьи готовы принять детей от 10 до 13 лет на время летних каникул. Этот способ отдыха не только подарит ребенку незабываемую радость общения, но и поможет ему решить многие психологические проблемы. Вторая, новость не такая радостная - мы можем принять на две смены только по пять человек. Это делается для сохранения высокого качества психологической работы и интенсивности ролевых игр. Предусмотрены две смены - с 15 июля по 28 июля и с 1 августа по 15 августа. (Подробнее о том, что ждет детей в Китеже несколько ниже.)

Психологи из Москвы и Тулы проводят ролевую развивающую игру на раскрытие творческих и лидерских качеств, а помимо этого ребенок может рассчитывать на:

  • Изучение английского языка в реальном общении с его носителями (в просторечии активное общение с английскими и американскими студентами).
  • Углубленное изучение фермерского хозяйства (лучший способ привыкнуть к производительному труду и узнать цену копейке).
  • Привитие навыков чтения (в Китеже все дети читают книги, а вот от наркотической привязки к телевизору мы их пытаемся излечить).

Попутно отдых в Китеже поможет маленькой личности излечиться от целого ряда комплексов и внутренних проблем, которые имеют свойство отравлять жизнь и детям и их родителям.

Пребывание в лагере платное. Все детали и контактные телефоны на сайте www.kitezh-center.nm.ru/lager.htm.

Летний отдых в Китеже - это уникальное событие, которое должно изменить представление ребенка о мире, человеческих отношениях и самом себе.

В художественной и исторической литературе есть примеры таких метаморфоз. В нашем конкретном случае мы готовим встречу ребенка с Миром, основанном на добре и справедливости.

Уникальность нашего проекта заключается в том, что в Китеже уже сформирована развивающая среда и дети подготовлены для роли наставников.

Проблемные дети не склонны идти на близкий контакт со взрослыми. Но активная детская среда обладает для каждого ребенка огромной силой притяжения. Для того чтобы быть своим в этом новом мире, каждому новому гостю Китежа придется осваивать новые законы, новые способы взаимоотношений, уже существующие в отношениях между наставниками. Задача взрослых сводится к общему наблюдению и разбору ситуаций для обеспечения нормального терапевтического процесса.

В зависимости от внутренних потребностей развития личности, ребенка ждет трехдневный поход "на выживание", возможность возглавить отряд в военной игре, организовать свой театр, открыть газету, научиться плавать!

Развивающая среда Китежа ставит перед ребенком препятствия, требующие напряжения сил, но преодолимые. На этом пути маленькая личность привыкает опираться на поддержку окружающих, слушать советы, взаимодействовать, доверять и, главное, преодолевать свои слабости.

Мы учим детей одерживать победы над собой, избавляем их от комплекса неудачника, даем веру в людей и в свои силы. Как ни странно, это позволяет им лучше понимать своих родителей и ценить их поддержку.

Это очень важно для тех семей, где нарушено доверие между детьми и родителями. Эту часть программы летнего лагеря мы назвали "Возвращение домой".

На следующем этапе в этой же самой маленькой личности просыпается стремление стать лидером, принять на себя ответственность за собственную жизнь. Каждый ребенок в Китеже проходит проверку на прочность и сознательность. Младшие дети отвечают за уборку в домах и помогают поварам на кухне, обслуживают огород, старшие ухаживают за малышами, ведут уроки в младших классах, организуют коллективные творческие дела и игры. На более высокой возрастной ступени дети участвуют в работе Малого Совета, обучаясь навыкам руководства и организации.

Приезжайте к нам, и Вы все увидите своими глазами.

Дмитрий Морозов