На протяжении многих десятилетий кубики сохраняют свою популярность как у детей, так и у их родителей. А разработчики детских игр придумывают новые варианты их использования с целью развития моторики и сенсорики, конструирования, обучения счету и чтению.

Простые кубики разного размера и окраски можно использовать для игр с детьми самого раннего возраста. Можно начинать давать кубики малышу с 2-3 месяцев. Деревянные или пластмассовые, неокрашенные или окрашенные в основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый) безопасными для крохи красками ... Главное, чтобы они были удобны для детских ладошек. Игры с такими кубиками будут способствовать развитию тактильных ощущений и общей моторики тела.

Когда малыш подрастет и сможет уверенно сидеть без помощи рук, ему можно будет давать кубики разных размеров для того, чтобы он смог научиться брать их не только одной, но и двумя руками. А чуть позже можно учить ставить их один на другой. Такие игры будут способствовать развитию координации движений рук.

К году малыши уже могут ставить друг на друга 2-3 кубика. И, конечно, особый восторг дети испытывают, когда башня построена и можно разрушить ее одним движением руки. Эти игры очень занимают маленьких детей, строительство и разрушение многократно сменяют друг друга. Может быть, именно с таких игр начинается постижение законов бытия и мироустройства?

После года игры с кубиками можно использовать для знакомства детей с понятиями цвета, формы, величины. А также для обучения конструированию. Для этого необходимо иметь наборы кубиков разного цвета и размера. Из них можно строить дома для больших и маленьких персонажей (кукол, животных), можно создавать постройки разного цвета (например, желтый гараж для желтой машины и синий гараж для синей машины). Можно вместе с ребенком построить из кубиков поезд, в котором чередуются вагоны зеленого и красного цвета. Варианты игр ограничены только вашей фантазией. Подобные игры будут способствовать усвоению сенсорных эталонов, развитию внимания и наглядно-действенного мышления.

Ближе к 3-м годам можно использовать специальные наборы кубиков, предназначенные для составления картинок. Вначале это должны быть изображения одного объекта (яблока, машины, мячика), разделенного на 4 части. По мере освоения этой игры количество кубиков, из которых состоит то или иное изображение, увеличивается. Усложняется и сама картинка. На ней уже может быть изображение нескольких объектов или целая сцена из мультфильма или сказки. Игры в такие кубики будут способствовать развитию зрительного восприятия и образного мышления. А еще мне очень нравятся наборы, в которых для составления картинок надо использовать разное количество кубиков. Например, чтобы собрать картинку с изображением слона, ребенку понадобятся все кубики набора, а для того, чтобы собрать крокодила, надо только 3 кубика. Подобные наборы развивают умственные способности детей, давая им возможность выйти за грани стереотипного образа действий.

С 3-х летнего возраста с детьми можно начинать учить цифры, буквы. Кубики с их изображением помогают сделать процесс обучения более интересным. Существуют и специально разработанные пособия для обучения чтению. Это многим известные кубики Зайцева.

В наборе "Кубики Зайцева" 52 кубика (семь из них повторяются, чтобы строить слова ПА-ПА, МА-МА, ДЯ-ДЯ и подобные, которые наиболее близки ребенку, особенно на первых порах). Кубики делятся на большие и маленькие, одинарные и двойные, "золотые", "железно-золотые", "деревянно-золотые". Есть один белый кубик со знаками препинания. Также кубики различаются по цвету. Большие — это кубики с твердыми складами. Маленькие — кубики с мягкими складами. Большие и маленькие кубики бывают разных цветов и с разными наполнителями. Двойные — это склеенные друг с другом кубики с согласными, которые сочетаются — "дружат" — не со всеми гласными. Например, Ж(ЖЬ)-ЖА-ЖО(ЖЕ)-ЖУ-ЖИ-ЖЭ. Такие варианты, как " жы ", " шы ", " чя ", " щя ", просто исключены. "Железные" — кубики со звонкими складами. "Деревянные" кубики — с приглушенным складами. "Золотые" — кубики с гласными. "Железно-деревянные" используют для складов, имеющих твердые знаки. "Деревянно-золотые" — для складов с мягкими знаками. Белый кубик используется для обозначения знаков препинания. Буквы на кубиках пишутся разным цветом: гласные — голубым; согласные — синим; твердый и мягкий знак — зеленым.

Кубики Зайцева бывают трех видов: стандартные несобранные, собранные и пластмассовые. Кубики из стандартного (несобранного) набора включают в себя заготовки кубиков, которые необходимо склеить самостоятельно, и разнообразные наполнители. В комплект также входят настенные таблицы и методическое пособие для родителей и педагогов.

"Динамические кубики" Чаплыгина содержат десять одинарных кубиков (по четыре буквы на каждом) и десять двойных.. Особое соединение двойных кубиков, позволяющее поворачивать кубики, меняя грани и получая новые сочетания букв, помогает ребенку, по мнению автора, проще выйти в складовое чтение — понять, как же из М и А получается МА. Понять наглядно, в игре. В наборе всего тридцать кубиков, но из двух двойных кубиков можно составить больше 20 слов, а из трех — уже около 500. Всё готово к работе. Ничего не нужно вырезать, собирать, склеивать. К кубикам прилагается книжка-шпаргалка с описанием занятий и подсказками. Обучение происходит в игровой форме — ребёнок сам получает результат.

Конечно, прежде чем начать обучение по той или иной методике, необходимо ее изучить, ознакомиться с ее содержанием, методическими приемами, плюсами и минусами. Кроме того, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

Логопеды рекомендуют пользоваться такими кубиками для обучения чтению, начиная с 4-х летнего возраста. Их лучше использовать в сочетании с традиционными методиками обучения. Хорошие результаты использования этих кубиков были отмечены при обучении чтению детей с различными нарушениями: задержкой речевого развития, слабослышащих детей, гиперактивных детей, детей с ДЦП.

Кубики — это всего лишь пособие для развития разных познавательных процессов у ребенка. А то, насколько они будут полезны и интересны малышу, зависит от вас, дорогие родители.

Екатерина Миронова, детский психолог,
консультант семейного центра "Ого-Город"

Статья предоставлена семейным центром "Ого-Город"