Содержание:

В прошлый раз мы выяснили, как определить своего идеального клиента — или, говоря на языке социологии, выделить целевую аудиторию. Сегодня с помощью бизнес-тренера Дарии Бикбаевой приступим к изучению потребностей людей, на которых и будет ориентирован ваш бизнес.

Как поймать большую рыбу? 10 шагов для построения бренда – на примере рыбалки

К содержанию

Проблемы и потребности идеального клиента

Чтобы нащупать свою «золотую жилу», изучите потребности клиентов, научитесь разговаривать на языке целевой аудитории. Узнайте, где они бывают, чем интересуются, что для них ценно и важно.

На мой взгляд, отличный урок в деле понимания потребностей своей целевой аудитории нам преподносят бабушки, предлагающие свои кулинарные изделия пассажирам проходящих поездов. Они прекрасно понимают, что единственный способ выманить нас из вагона на полустанке — исполнить наше желание поесть горячего и домашнего. И потому несут на перрон «картошечку с малосольными огурчиками с огорода», «пирожки домашние» и прочую снедь.

Вот и вам важно понять, каким образом и какую потребность клиента может удовлетворить ваш продукт, чем он может быть полезен конкретному покупателю, какую проблему вы решаете.

Если вы стилист, модельер, фотограф, подумайте, что нужно вашей аудитории. Женщинам — стать или казаться привлекательнее, моложе, элегантнее. Мужчинам — приобрести уверенность, солидность или даже брутальность. Докажите, что вы можете сделать фигуру девушки стройнее, грудь — больше, а нос — короче, покажите, что мужчины после работы с вами выглядят увереннее. Если вы декоратор, представьте исходные данные прошлых проектов и покажите, как преобразилось помещение благодаря вашему таланту.

К содержанию

Правила игры

Как только вы поняли, какие проблемы и потребности имеются у ваших клиентов, но еще до того, как предлагать им что-либо, изучите правила, по которым они играют: чего категорически нельзя делать при взаимодействии с ними, что допускается и приветствуется, что для них ерунда, а что действительно важно.

Например, работая со своими идеальными клиентами, я поняла, что ВИП-клиентам важно:

Время. Услуги должны отнимать у ВИП-клиентов минимум свободных минут. К каждой встрече необходимо тщательно готовиться, чтобы не отнимать больше времени, чем было оговорено. Всегда нужно быть вовремя и даже раньше. К примеру, для фотосессии нужно подготовить все, начиная от фона и бутилированной воды, которую предпочитает клиент, и заканчивая... солнцем, которое должно светить с нужной стороны.

Профессионализм. Это кратчайший путь к сердцу ВИП-клиента. Мало быть просто лучшим в своем бизнесе, нужно стать настоящим экспертом в этой области. Предполагается, что вас не нанимают, как прислугу, а приглашают, потому что вы истинный знаток своего дела.

Талант. Он может удивить, заставить восхищаться, поможет испытать особенные эмоции. ВИП-клиент не обратится к посредственности, он предпочтет профессионала.

К содержанию

Культурный код идеальных клиентов

Даже если ценности ваших идеальных клиентов очень схожи с вашими, важно понимать, что это могут быть люди другой религии, культуры, традиций, воспитания. Знание культурного кода своего клиента очень помогает наладить контакт.

В нашей республике я много работаю с мусульманами. Я знаю, что они не едят свинину, не употребляют алкоголь, многие мои клиенты держат уразу (соблюдают пост). Календарь мусульманских праздников и постов есть в моем айпаде. Соответственно, я знаю, что должно стоять на столах во время праздника, а чего там быть не должно.

Сейчас география моего бренда значительно расширилась, среди моих клиентов есть армяне, греки, украинцы, евреи, белорусы, американцы, испанцы, итальянцы и представители других наций. Каждый раз накануне первой встречи с человеком той или иной национальности я изучаю культуру и традиции его народа, слежу за политической обстановкой в его стране.

К содержанию

Клиенты-проводники

Важно помнить, что вашей целевой аудиторией могут быть не только прямые пользователи услуги, но и специалисты, работающие на ваших клиентов, а также широкий круг партнеров, поставщиков, агентов. Так, фармацевтические компании не продают напрямую свои медикаменты. Они осознали, что самый эффективный способ воздействия на аудиторию — это рекомендации врачей. В творческом бизнесе это тоже может найти широкое применение.

Например, если вы занимаетесь изготовлением посуды из фарфора ручной работы или вышивкой салфеток, вы можете обратиться к тем компаниям или заведениям, где эти предметы используют. Организаторы роскошных праздников могут предложить своим клиентам украсить столы предметами с вензелями виновников торжества, рестораны, в свою очередь, могут предложить такую услугу организаторам или гостям напрямую. Таким образом, целевая аудитория станет шире, а вы сможете презентовать свои услуги с учетом особенностей каждой из категорий ваших клиентов.

К содержанию

История первая: фото для свадебных салонов и ресторанов

В момент становления нашего свадебного бренда Wedding-VIP мы обозначили проводниками для своей целевой аудитории банкетные площадки и свадебные салоны, так как молодожены сначала выбирают площадку для банкета и платье невесты, а потом уже задумываются обо всем остальном. Именно здесь — в банкетных залах и ресторанах, а также в свадебных салонах, — они зачастую просят сотрудников посоветовать им других свадебных специалистов.

Нам требовалось придумать что-нибудь, что успешно «продавало» бы нас нашей аудитории. Такой способ был найден. Салонам нужны хорошие фотографии невест в платьях, приобретенных у них. А свадебные площадки мечтают получить фотографии празднично оформленных банкетных залов.

И тем, и другим мы дали то, чего им не хватало: салон получил большие и красивые фотографии, украсившие его стены, а площадки — фотокнигу с вариантами оформления залов.

Мы же получили клиентов с точечным попаданием именно в свою целевую аудиторию, потому что и на постерах, и на страницах книги значились наши контакты и логотип компании Wedding-VIP.

К содержанию

История вторая: видео для свадебных флористов

Известный на международном рынке свадебных услуг видеограф Роберт Баласко решил, что его клиент не прямой заказчик — жених или невеста, — а компании, которые оказывают им услуги на очень высоком уровне. Таким образом, его целевой аудиторией стали декораторы и организаторы крупных свадеб в России и ОАЭ.

Какие же проблемы своей аудитории может решить Роберт? Он выяснил, что компании, оформляющие грандиозные свадьбы и каждый раз создающие настоящие произведения искусства, сами не имеют даже коротких качественных промороликов, которые могли бы наглядно продемонстрировать высокий профессионализм и творческий подход этих компаний. Нужно ли говорить, что благодаря сотрудничеству с Робертом теперь у этих компаний нет проблем с презентационной продукций, а у самого Роберта —с клиентами, которые приходят к нему по рекомендации благодарных партнеров?

Вся наша жизнь состоит из решения задач. И уж тем более на этом строится любой бизнес. Вот пример простой задачи. Профессионалу-видеографу из маленького города нужно попасть к самым крутым клиентам в мире. Когда четко понятны условия, то и решения найти просто.

Как поймать большую рыбу? 10 шагов для построения бренда – на примере рыбалки

Кто эти клиенты? Например, российские олигархи и арабские шейхи, которые тратят много денег на свадьбы.

Без чего невозможно представить роскошную свадьбу? Без цветов, а значит, на цветы тратятся огромные суммы.

Есть ли у флористов проблема, которую я могу решить? Да, они нуждаются в красивых видеороликах об их творчестве.

Если четко поставить профессиональную цель, то решение задачи не заставит себя ждать, только важно понимать, что ваш продукт при этом действительно должен быть достоин шейха!

Составьте список партнеров, агентов, подрядчиков, потенциальных знакомых, которые могут стать проводниками к вашим покупателям.

Минимум раз в год нужно анализировать, какой клиент, партнер, агент приносит вам максимальную прибыль. Такой анализ поможет вам грамотно планировать свое продвижение. Очень часто мы ошибаемся и вкладываем время и деньги в привлечение МИК, а анализ показывает, что основная прибыль компании пришла за счет серьезных партнеров или агентов. Если это действительно так, то все усилия стоит направить на максимальную любовь и заботу к этим «золотым людям» и на поиск новых партнеров и агентов.

К содержанию

10 шагов к построению успешного бренда на примере рыбалки

Как поймать большую рыбу? Вот более простое объяснение всего, что было рассказано ранее.

Какая рыба? Важно четко понимать, какую именно рыбу вы хотите поймать, потому что бесполезно ловить в местном пруду акулу на хлебный мякиш.

Где водится? Если вы решили, что вам нужен кит, найдите место, где он плавает, и идите туда. Прекратите жаловаться на то, что живете в маленькой деревне. Роберт Баласко, которого я упомянула выше, живет в крошечном хорватском городке Самоборе, но это не помешало ему стать самым высокооплачиваемым свадебным видеографом мира.

Чем питается? Что будет самой лучшей приманкой? В Астрахани рыба в маленьких протоках клюет даже на сигаретный бычок, но нужна ли вам такая мелочь? Крупной рыбе нужна особенная приманка!

Когда клюет? Как часто и по какому случаю у вашей «рыбы» возникает необходимость воспользоваться вашим товаром или услугой? Есть ли выраженная сезонность? Знаете ли вы, когда у клиента лучшее настроение для «клева»?

Где клюет больше всего? Выясните, когда и где происходит нерест, то есть где клиента можно брать голыми руками? Часто в детские каникулы мы выезжаем в популярные для наших клиентов страны. Именно в это время и в этом месте мы успешно продаем семейные фотосессии, мастер-классы, праздники и т.д.

Кто покажет? Местные рыбаки всегда знают, когда, где, как лучше. Именно они показывают самый эффективный путь и способ. Так же и в бизнесе: нам помогают проводники.

Рыбак рыбака... Даже если вы очень сильный и умный, у вас, скорее всего, не получится вытащить в одиночку большой улов. Собирайте команду по интересам. Так гораздо эффективнее, надежнее и веселее.

Мгновенно реагируйте! Если рыба попалась, то подсекайте и тащите. Если вы будете ждать — добыча уйдет. Помните: у клиента очень большой выбор и очень мало времени.

Не ешь меня, я тебе еще пригожусь! Слова всем известной золотой рыбки. Вместо того чтобы съесть, создайте превосходные условия, проявите заботу, кормите вовремя.

Люди не рыбы! У них есть мысли и эмоции! Задача бренда с самого старта и на протяжении всей жизни — вызывать максимальное доверие. Регулярное получение обратной связи от клиентов поможет лучше понять потребности и получить ценные идеи для бренда.