Содержание:

Самый первый и самый совершенный музыкальный инструмент, с которым знакомятся дети, — это мамин голос, нежно напевающий колыбельную. Однако было бы ошибкой думать, что едва родившемуся крохе недоступна другая, более сложная музыка.

К содержанию

Куда идет король?

Какую музыку должен слышать малыш? Разную. Первое, что приходит в голову, — это купить новорожденному аудиокассету с детскими песенками — и пусть наслаждается! Однако родители очень скоро поймут, что удовольствие от синглов типа "Куда идет король — большой секрет!" получают все, кроме того, кому они адресованы. К сожалению (или к счастью), младенцу их слушать пока рановато. Как показывает опыт, даже самые "продвинутые" детки начинают интересоваться подобной музыкой не раньше чем в полгода, а большинство будет способно оценить всю прелесть этих мелодий только в годовалом возрасте. Вот тогда-то они и начинают весело пританцовывать, заслышав песенку, скажем, про знаменитого лентяя Антошку.

Младенцы обожают, когда их мама поет. И если под колыбельные так сладко засыпать, то под веселые, ритмичные мелодии времен нашего детства приятно купаться, ползать, раскидывать игрушки и заниматься другими важными делами. Вот здесь-то и поможет уже упомянутая кассета с песенками, ибо большинство родителей способны воспроизвести разве что припев, а большую часть детского шлягера приходится просто мурлыкать! Решив приобрести такую кассету или CD, родители сталкиваются с чрезвычайно широким предложением со стороны производителей аудиопродукции. Здесь, на мой взгляд, правило одно: покупать нужно кассеты или диски только тех фирм, которые предлагают "родную" аранжировку. То есть на кассете песня из мультфильма должна звучать так же, как в мультфильме. Поверьте, слух взрослого, который вырос на "Бременских музыкантах", озвученных Анофриевым, Магомаевым и Жерздевой, никогда не воспримет перепевку этих мелодий.

К содержанию

Баю-баюшки-баю...

Даже те, кто музыку не любит, понимают и признают ее почти магическую силу, когда приходится укачивать собственного младенца. Понимают это и производители аудиокассет, предлагая музыку, которую условно можно разделить на две категории. Одна — это собственно колыбельные, другая — и не музыка вовсе, а различные приятные звуки: шум волн, шелест леса, журчание ручья и так далее.

Что касается второй категории, то здесь совет дать сложно. Все дети реагируют на природные звуки по-разному: кто-то их любит, кто-то к ним равнодушен, а кто-то может даже испугаться. Но большинство мам признают "хитом" шум морского прибоя, под который маленькие мирно засыпают.

Теперь о колыбельных. Здесь как с искусственным вскармливанием: на каждой банке с сухой смесью обязательно написано, что идеальным питанием для ребенка является грудное молоко. Колыбельные тоже лучше петь "вживую" — даже если у вас нет ни голоса, ни слуха. Какой бы хорошей ни была аудиозапись, она никогда не заменит контакта с мамой, которая прижимает к груди сладко посапывающий кулечек, напевая вечное "баю-баюшки-баю".

И все-таки диск с колыбельными также стоит купить. Потому что исполнительнице рано или поздно захочется сменить репертуар, а запись послужит хорошим обучающим материалом. Прежде чем купить кассету, ее нужно обязательно послушать. Если в подборке преобладают колыбельные песни народности маори или репертуар, принятый в английских домах XIX века, с покупкой, может быть, стоит повременить. Важно, чтобы на диске были знакомые вам мелодии, например наши народные колыбельные. К тому же у этих песен текст и мелодия несложные, и выучить их может человек с любым уровнем музыкальных способностей.

К содержанию

"Щелкунчик" для ползунчика

Увы и увы! С классическим репертуаром хорошо знаком далеко не каждый из нас. В такой ситуации индустрия детских товаров придумала отличную палочку-выручалочку — кассеты с классической музыкой для малышей. Как правило, записаны на них самые популярные произведения в специальной "детской" аранжировке. Соблазн купить младенцу пару-тройку таких кассет и тем самым облегчить себе груз ответственности за его музыкальное развитие весьма велик. Но подбирать фонотеку для малыша в возрасте до года следует очень осмотрительно. Распространенное заблуждение гласит, что для детей нужно все упрощать. А вот специалисты, напротив, утверждают, что самым маленьким необходимо предлагать вещи не попроще, но лучше по качеству. А что может быть лучше настоящей, невыхолощенной музыки? Знакомить ребенка с классикой по "детским" кассетам — это как пытаться поразить воображение зрителя творениями импрессионистов, набросав их быстренько фломастером. Таким образом можно составить представление о сюжете, но уж никак не насладиться тем эмоциональным импульсом, который возникает при каждом контакте с прекрасным. Следовательно, приобретать стоит только "взрослые" аудиозаписи, адаптации подойдут лишь в качестве гида по лабиринтам классики. Отсюда вопрос вопросов: какую музыку и каких именно композиторов должен слышать младенец?

К содержанию

Огласите весь список, пожалуйста!

Классические произведения для малышей должны быть светлыми, логичными и неагрессивными — это раз! Так уж почему-то сложилось, что изучением влияния классической музыки на младенцев занимались в основном немецкие ученые. Возможно, поэтому соответствующая литература изобилует рекомендациями: слушать Моцарта, Шуберта, Гайдна и так далее. Не будем спорить с учеными: все вышеперечисленные композиторы действительно маленьким слушателям нравятся.

Музыка для младенца должна быть ясной и мелодичной — это второй важный момент. Поэтому, например, почти все, что писалось композиторами в XX веке с использованием минимализма, додекафонии, атональности и т. д., маленьким деткам не подойдет. Такие мастера, как Шенберг, Шнитке или Губайдулина, в "золотую коллекцию" первого года жизни явно не попадают. Малышам важна мелодия, которую они смогут со временем попытаться повторить, то есть простые гармонии, приятные на слух. Идеально под все эти требования подходят произведения Моцарта: их отличают простота и гармоничность, они удивительно оптимистичны, и даже печаль у этого великого композитора светла. Из Моцарта ребенок может слушать практически все, за исключением, пожалуй, "Реквиема". В нашей семье настоящим "хитом" стали ранние симфонии великого композитора, собранные на одноименном диске.

Помимо этого, в фонотеке очень желательны "Времена года" Вивальди (под его "Зиму" чадо быстро успокаивается и засыпает) и произведения Чайковского. Совет для тех, кто относится к прослушиванию классики как к разновидности наказания: купите диск с самыми популярными мелодиями Чайковского — получите настоящее удовольствие!

А еще в вашей коллекции обязательно должны присутствовать диски с записями оперных арий. Повторим, что маленькие меломаны явно неравнодушны к звукам человеческого голоса. Особенно им нравятся высокие женские голоса. Самый простой вариант — это купить "сборный" диск с популярными классическими ариями в исполнении таких звезд, как Хосе Каррерас, Монтсеррат Кабалье, Мария Каллас и др.

И самое последнее замечание: оказывается, классический джаз маленькие слушатели тоже очень любят! Так что, если вы являетесь поклонником этого благородного музыкального стиля, не отказывайте себе в удовольствии прослушать любимые вещи в теплой компании с вашим малышом!

Нина Попова
Консультант — Владимир Докшицер,
профессор,
заведующий отделением духовых инструментов
Музыкального колледжа им. Гнесиных.
Статья из ноябрьского номера журнала