Содержание:

Скука или отсутствие интереса — это определенное состояние души. Если дети испытывают скуку, у них отсутствует интерес — это сигнал неблагополучия его душевного состояния, сигнал того, что развитие личности идет не в том направлении. Скука противоестественна детскому возрасту, еще К.Ушинский писал, что ребенок от природы не имеет душевной лености.

В детской психологии такое состояние называют низким уровнем развития познавательного интереса. Он входит в структуру личности, и поэтому от того, как и в каком направлении идет развитие личности, от ее направленности и устремлений зависит и развитие познавательного интереса.

Самый благоприятный возраст для развития интереса к познанию — возраст почемучек. Дошкольник — существо любознательное, живое и активное. И эти порой бесконечные "Почему?" нельзя игнорировать и гасить, их нужно поддерживать и развивать в верном направлении.

Что же происходит с нашими детьми, почему гасится интерес, почему гаснут глаза и появляется противоестественная возрасту апатия, равнодушие и томление, иссякает вдохновение? В чем причины душевного опустошения?

Причины этого томления можно осмыслить с разных сторон, и здесь можно обозначить несколько наиболее важных из них.

Причина первая. Ее отражение можно найти в сказках в виде образов избалованных и истомлённых скукой старших дочерей и сыновей, цариц и царевен. Догадаться о причине скуки в данном случае нетрудно — это изобилие. Когда у ребенка все или почти все есть: от изобилия игрушек, вещей, развлечений до изобилия внимания со стороны родителей и родственников. Изобилие, которое в сознании родителей является признаком весьма положительным, связанныйм с исполнением родительского долга и являющимся выражением любви к детям, может вызвать и вызывает скуку, пренебрежение к вещам и людям, снижает познавательный интерес. Иногда изобилием подменяют любовь. Как показывает опыт, не всегда изобилие является источником счастья и радости детей — часто напротив.

У дошкольников, например, разумный недостаток может стать источником развития находчивости, смекалки, воображения. В сюжетно-ролевой игре недостающие игрушки можно заменить так называемыми предметами-заместителями. Например, палочка может стать ножиком, кубик — столом или домом, камушек — машиной, а старый пень — самолетом. Завалите ребенка игрушками, и у него не будет надобности придумывать, искать.

Одна мама ребенка-дошкольника, пришедшая на консультацию, рассказывала о том, как играет с детьми ее сын. Дети приходят к ним в гости. Вываливают многочисленные игрушки, рассматривают их... и все. На этом "игра", так и не начавшись, заканчивается. "Почему? -удивляется мама, — почему дети не играют?" Да просто потому, что на игру не остается ни сил, ни желания. Находясь в море игрушечного изобилия, дети "утопают" в нем. Среди многочисленных игрушек немудрено оказаться в ступоре выбора: с чем и как играть?

У школьников так же. Изобилие вещей, информации, потока чувственных ощущений от компьютерных игр может гасить интерес и вызывать скуку. И наоборот. Учителям (особенно учителям развивающего обучения) известно, что определенный недостаток знаний может вызвать творческий поиск, а перегруженность информацией тормозит живой познавательный интерес. Поэтому репродуктивные методы обучения, когда знания просто передаются учителем ученикам, не эффективны. Без постановки вопросов, побуждающих вспомнить, сравнить, отыскать, подумать, или постановки учебных задач, противоречий, требующих усилий ума или поисковой коллективной работы, нет творческой активности. Ведь именно творчество, или творческая активность, является одним из Божественных проявлений личности. Творчество и Творец одного корня и происхождения.

Поэтому не всегда недостаток является отрицательным фактором, а достаток положительным. Логика противоположностей (достаток — недостаток), плоская логика "или ... или" часто заводит нас в подобные тупики.

Поэтому разумный недостаток все же лучше неразумного изобилия.

Причина вторая. Если семья живет узко утилитарными интересами — у нее нет интереса к миру в целом, к другим, но есть меркантильный интерес к миру в преломлении: "какую выгоду я могу из этого получить", или "а что мне это даст?". В мире такой семьи познавательный интерес подменяется обычным любопытством, т. к. всякая примитивизация выводит человека на более низкий уровень познания, вплоть до угасания познавательного интереса, что вызывает скуку, апатию и парализует всякую активность. Припоминаю поразившее меня высказывание: "Люди перестали удивляться тому факту, что спутник летает вокруг Земли, но всегда сильно удивляются тому, что в телефонную будку набилось пять человек".

Культивирование в семье примитивных интересов выгоды корысти, достатка, и использование для своей выгоды того, что под руку подвернется (людей, ситуаций, материальных благ), атрофирует нравственное чувство, живой интерес к людям и миру и таким образом перекрывает связь с Творцом — источником вдохновения и творчества.

Можно успешно развивать ребенка интеллектуально, но при этом не развить интереса. Только открытие живой связи с Творцом позволяет развить познавательный интерес — залог того, что человеку никогда не будет скучно. "Шумы" в виде установок на потребление, удовольствия, развлечения разрушают становление идеалов и парализуют внутреннюю активность.

Когда нравственное чувство не в почете, его игнорируют, утопая в быте и суете, в отрыве от природы, тогда невольно создаются другие доминанты: вместо познания или помощи — потребление и эгоизм. В погоне за материальными благами и эфемерным развитием предается забвению личность.

Причина третья. Одна из самых печальных — отсутствие интереса у детей может быть вызвано отсутствием интереса и любви к ним со стороны взрослых, даже если дети одарены игрушками, компьютерами и всеми материальными благами. Это явление, когда потребность в любви родителей не удовлетворена, было названо госпитализмом. Феномен этот был открыт учёными после Второй мировой войны. Многие дети в послевоенное время остались без родителей. В одном из детских домов стали умирать младенцы. Поиск злосчастной инфекции не увенчался успехом — дети были вялые, у них отсутствовал интерес к окружающему миру, они чахли и умирали. В одной из палат работала сердобольная нянечка, которая жалела крох, брала их на руки, разговаривала с ними, ласкала. Через некоторое время дети в этой палате, в отличие от других детей, стали выздоравливать. Ученые обратили внимание на этот факт и пришли к выводу, что смертность детей была обусловлена депривацией потребности в любви. Другими словами, потребность в эмоционально положительном и теплом отношении со стороны взрослых не была удовлетворена, что послужило причиной смерти детей.

Современные исследования описывают госпитализм среди детей более позднего возраста, и хотя до смерти не доходит, но общее, что бросается в глаза исследователям, — это отсутствие инициативы, интереса к миру, себе и другим людям, апатия.

Подобную картину можно наблюдать у детей разных возрастов, если потребность в любви со стороны взрослых не удовлетворена. Как правило, такие дети компенсируют этот недостаток компьютерными играми, что приводит к зависимости, нарушению общения и другим искажениям в развитии.

Вот случай из практики. Десятилетний Саша был нежеланным ребенком. Мама, будучи беременной, грозилась избавиться от него, но все же не сделала этого. Отец оставил их. Мама, красивая женщина лет сорока пяти лет, имеет свои интересы и мало вникает в проблемы, интересы и потребности сына, а подчас и открыто игнорирует их. Воспитанием Саши занимаются в основном нанятые няни, которые за его жизнь сменялись неоднократно. И все бы ничего, ведь раньше тоже прибегали к помощи нянь и гувернеров. Но это не исключало любовь и принятие со стороны родителей, любви и интереса к детям: к их потребностям, вкусам, проблемам, — именно этого не получает от родителей Саша. Как следствие отсутствия интереса и любви со стороны родителей — отсутствие интереса к жизни, учению, сверстникам. "Я вам не интересен, и мне ничего не интересно". Это порождает проблемы в общении, в учебе, физическом и психическом здоровье, хотя у него все (кроме любви родителей) есть. На лице — маска равнодушия, потухшие, бегающие глаза, страх.

Что же нужно делать, чтобы у детей не был потерян интерес?
Делать все, что воспитывает личность, одухотворяет и обогащает ее, делает чище и сильней. Кроме того, создание творческой атмосферы, воспитание трудолюбия, укрепление воли, способности преодолевать трудности, являются лекарством против скуки и потери интереса к жизни.

В каждом возрасте есть сферы, в которых личность развивается лучше всего. Для дошкольника — это игра, для младшего школьника — это учеба, для подростка — общественно-полезная деятельность, для юноши — деятельность по овладению профессией.

К содержанию

Воспитание трудолюбия и воли

Это важный момент, так как порой дети, даже имея познавательный интерес, оказываются пассивными, потому что не приучены преодолевать трудности, имеют слабую волю или не испытывают радости труда. "Но почему ребенок становится лодырем? Потому... что он не знает счастья труда". (В.А. Сухомлинский)

Иногда родители, задавшись целью всестороннего развития своих детей, слишком обременяют их разными секциями и кружками, стараясь как можно больше загрузить ребенка, лишая его свободного времени для детского общения и игр, при этом не задавая смысла их деятельности.

Почему включение в социальную (общественно-полезную) деятельность для подростка является жизненно необходимым? Потому что эта деятельность наполнена смыслом. Вспомним повесть А. Гайдара "Тимур и его команда" — этим ребятам не было скучно. Смысл служения, помощи — это смысл высшего порядка. Только в такой деятельности развивается личность. Личное (кружки, секции) хорошо в сочетании с общественным, развивающим направленность на другого, что придает делу высший, социальный смысл.

При таком подходе к воспитанию, когда труд соединен с радостью, нет места невротическим расстройствам, скуке, лени, тяге к развлечениям, эгоцентризму.

Труд является той формой организации жизни, в которой формируется воля.

Постепенное приобщение к труду (всегда есть дела по дому и люди, нуждающиеся в помощи), упорядоченная и организованная жизнь семьи, целесообразный режим — виды деятельности, в которых воспитывается воля. Интересно обратиться к "Лекциям для родителей" А.С.Макаренко, в которых он перечисляет некоторые виды детской работы по дому: поливать цветы, вытирать пыль на подоконниках, накрывать стол перед обедом, кормить животных, убирать комнаты или квартиру, пришивать пуговицы, помогать по кухне и т. п.

Почему иногда человеку трудно исполнить какое-либо доброе дело или совершить нравственный поступок? Почему у него нет на это сил? Энергия волевого акта задается ведущим мотивом, если нравственный мотив не стал ведущим, то сил на исполнение нет. Поэтому воспитание воли вне нравственных ориентиров теряет смысл, ибо может приобрести характер воли эгоистичной и злонамеренной, которая у детей иногда приобретает характер своеволия. Бывают эгоистичные ведущие мотивы, тогда воля будет работать в этом направлении, удовлетворяя эгоистическую направленность.

Существуют отдельные приемы по развитию воли в разные возрастные периоды. Но это отдельная тема.

К содержанию

Создание творческой атмосферы

Понимание того, насколько сотворенный мир удивительный, сложный и прекрасный, может возникнуть у ребенка, только если научить его удивляться и присматриваться не к шикарным витринам магазинов и пестрым обложкам журналов, а, например, к сложной и организованной жизни муравьев, или к устройству какого-нибудь прибора, или прекрасной книге, картине, музыке, звездам — ко всему мирозданию.

Всячески поддерживал и развивал творчество у детей наш современник В.А.Сухомлинский. В его книге "Сердце отдаю детям" приведены примеры, как можно использовать малейшую возможность для развития познавательного интереса у детей.

Вот примеры из его работы с детьми. Дети с учителем на прогулке в лесу.

"Посмотрите дети, вот золотой песочек, а вот зеленая травка. Или еще лучше — вот зеленый песочек и зеленая травка. Чем они не похожи, что у них разное? <...> Потом мы сравниваем маленький камешек, поднятый кем-то, и зеленый кленовый листочек, осколок красного стеклышка и цветок ромашки, плавающую в пруду рыбку и гусиное перо, чугунные перила моста и вьющийся по дереву стебелек хмеля. Детская мысль бьет ключом, мальчики и девочки подмечают видимые с первого взгляда взаимосвязи между вещами и явлениями окружающего мира, открывают связи, которые сразу не заметишь. Постепенно в сознании детей формируется первое понятие о живом и неживом".

Или в столовой: "Подождите, дети, не выходите из столовой, посидим еще полчаса за столами. Подумаем, откуда взялись вещи, которыми мы сегодня пользовались? ...Дети перечисляют все, что они ели: хлеб, мясо, картофель, молоко, масло, яйца... Пища варилась в печах, недавно построенных... из нового кирпича, мы сидим на стульях из металлических трубок и пластмассы... С этого вопроса начинаются наши путешествия в общественное производство, в сложный мир трудовых взаимоотношений". Далее читаем: "Одной из черт умственной жизни является... умение видеть явления и предметы в их взаимосвязи".

Творческая атмосфера создается в личном общении. Почувствовав себя личностью, ребенок может почувствовать в себе творца, что исключает скуку и духовное опустошение.

К содержанию

В завершение разговора о детской скуке

Хочется рассказать об одном маленьком случае. В то время когда писалась эта статья, мне была дарована "подсказка". В метро рядом со мной села молодая семья с семилетним мальчиком. Они не тратили время зря. Играли, пока ехали, в "угадалки": по очереди загадывали животных или растения, названия которых нужно было угадать путем наводящих вопросов. Я увидела живой интерес, активную внутреннюю работу мальчика и родителей, радость общения. Пока я наблюдала за ними, невольно включилась в их игру, пытаясь угадать загаданное, а заодно и порадоваться вместе с ними. Подумалось, что, вероятно, родителям нужно немного пофантазировать, отказаться иногда от чего-то своего, попросту не полениться. Это стоит того!

Изобилие, примитивизация жизни, госпитализм, а также нарушение общения, компьютеризация, перегрузки информацией и впечатлениями, чувственная интенсификация (или интоксикация), возможно, и другие, не названные еще факторы, которые подавляют интерес, — едины в своей основе. Все они обходят стороной личность, не дают развиться высшему началу в человеке — средоточию желаний, устремлений, творческой активности и вдохновения.