Содержание:

Отношение к деньгам ребенок впитывает из семьи — и состоятельным семьям может быть гораздо труднее воспитать правильные финансовые привычки, чем тем, кому приходится ограничивать свои расходы, считает психолог Марина Мелия. Но и среди не очень богатых людей есть тенденция во всем потакать детям — поэтому финансовой грамотностью стоит озаботиться всем.

Как мы относимся к деньгам

Неограниченные финансовые возможности — серьезный фактор риска: как любое сильнодействующее средство, деньги могут служить и во благо, и во вред. Если в обычных семьях сама жизнь диктует ограничения, то в богатых такого естественного ограничителя нет.

Чтобы материальное изобилие не обернулось для детей в будущем большими проблемами, а напротив, стало благоприятной средой для развития, состоятельные родители должны целенаправленно, продуманно создавать для них не "жизнь-сказку", а "нормальное детство".

К содержанию

Как мы относимся к деньгам

Прежде всего, стоит разобраться, как мы сами относимся к деньгам: для нас они фетиш или инструмент, дающий возможность организовать свою жизнь так, как нам хочется; на что мы их тратим, чем готовы жертвовать ради собственного благополучия. Наша "философия потребления" оказывает самое непосредственное влияние на жизнь детей — мы передаем ее детям, она определяет нашу политику в вопросах их материального обеспечения.

Эрих Фромм описал два способа существования человека — "иметь" и "быть" — и, соответственно, две принципиально разные позиции — потребитель и творец. Родители, добившиеся успеха в жизни, наверняка могут отнести себя к творцам. А какими вырастут наши дети? Активными, творческими или живущими по принципу "я есть то, что у меня есть и что я потребляю"?

Посмотрим, сколько мы тратим на детей и почему, на что ориентируемся — действуем "как все", или у нас есть собственные принципы? Даем ли мы детям делать выбор или просто покупаем им все подряд? Умеем ли отказывать, говорить "нет"? Как мы "оформляем" и аргументируем свой отказ? Есть ли в семье общая позиция в этом вопросе, согласна ли с нами наша "вторая половина", родные и близкие?

Пока мы со всем этим не разберемся, любые попытки выстроить логичную "денежную политику" в отношении ребенка вряд ли будут успешными.

К содержанию

Как мы транслируем детям свои ценности

Ребенок наследует от родителей не только деньги и бизнес, но и их систему представлений, взглядов. Одна из главных задач воспитания — передать детям наши реальные ценности, те, которые мы считаем правильными.

Транслировать ценности — значит открыто выражать свои чувства, обсуждать, комментировать действия. Мы покупаем детям дорогую одежду, отправляем учиться в лучшие школы, даем возможность путешествовать — и это неплохо. Плохо, когда все сводится только к одному: "Какой папочка молодец — кучу денежек заработал!", и дети делают ошибочный вывод, что деньги это главное.

Надо объяснять детям, что материальное благосостояние семьи — результат труда, а помимо денен есть еще гордость за свои достижения, внутреннее удовлетворение. Иначе получается, что самая важная часть жизни родителей остается в тени: дети не видят и не знают, как, где и сколько мы работаем, зато активно участвуют в потреблении. Мы не можем изменить мир, заточенный на потребление, но культивировать иные ценности в собственной семье вполне в наших силах.

Еще очень важно, чтобы основные ценности обоих родителей совпадали. Если это не так, ребенок автоматически попадает в зону конфликта, что для него крайне разрушительно: например, папа считает благотворительность пустой тратой денег, а мама — правильным, нужным делом. В таких ситуациях не стоит демонстрировать ребенку свои разногласия, лучше задуматься, как сблизить позиции.

Какими бы спорными ни были убеждения родителей с точки зрения общепринятых моральных норм, для психического здоровья ребенка они не так опасны, как противоречия между декларируемыми высокими принципами и реальными чувствами, мнениями и поступками. Лучше говорить то, что думаешь на самом деле.

Вспоминается история, рассказанная владельцем крупной компании. Он воспитывал сына как своего преемника, много говорил об уважении к людям, о честности, о деловой репутации: "За работу надо платить. Человек отработал — заплати!". И в целом его слова не расходились с делом — пока не грянул кризис. Сын случайно услышал телефонный разговор, во время которого отец отдавал распоряжения: "Зарплату выдать только тем, кто потом пригодится, а тем, кого будем сокращать, не платить". На вопрос сына, почему люди не получат честно заработанное, он ответил, что сейчас кризис и у компании просто нет денег.

А буквально через неделю семья отправилась на дорогой европейский курорт, и мальчик никак не мог понять: как же так, ведь денег нет, а они столько тратят и даже не пытаются сократить расходы. Когда он спросил об этом отца, тот сначала даже растерялся, но потом ответил: "Это у компании нет денег, а у нас все хорошо, ничего не изменилось". До этого же сын всегда слышал от него: "Компания — это я". Не удивительно, что авторитет отца в глазах ребенка пошатнулся.

Трансляция ценностей происходит не только в специально организованных "воспитательных" ситуациях, но по большей части мимоходом, ежедневно, по самым банальным поводам. Наши слова и поступки отпечатываются в сознании детей и нередко становятся для них нравственным ориентиром.

Как мы учим детей тратить деньги

К содержанию

Как мы учим детей тратить деньги

Известно, что большинство покупательских привычек дети перенимают у родителей, поэтому совместные походы за покупками — отличный способ передать им наш опыт.

Когда в супермаркет входит ребенок, который ни в чем не знает отказа, для которого не существует понятий "стоимость", "дешевле/дороже", "соотношение цены и качества", он просто начинает забрасывать в корзину все, к чему рука потянется.

Нам нужно спустить наших детей "с небес на землю", научить их "включать голову", когда они что-то покупают: прежде чем заплатить, всегда смотреть и спрашивать цену, думать, действительно ли эта вещь нужна и стоит ли она таких денег. Необходимо объяснить детям, что полный кошелек или кредитка с большой суммой сами по себе не являются основанием для покупки.

Мы вполне можем в присутствии ребенка обсуждать какие-то крупные покупки, планировать отпуск или решать, сколько денег и на какие цели мы готовы потратить. Детям постарше можно поручить покопаться в интернете — найти и предложить самый выгодный с их точки зрения вариант покупки, проанализировав соотношение цены и качества.

Чтобы ребенку было на чем учиться, ему нужны карманные деньги. Получение карманных денег ни в коем случае не должно быть связано с успехами ребенка, он не должен их лишаться за какие-то проступки. Это элемент его личной свободы, и задача родителей — научить его этой свободой пользоваться.

Хороший пример — история финансового воспитания сына председателя правления одного из российских банков. Когда мальчик пошел во второй класс, отец начал выдавать ему карманные деньги — каждую неделю. Если деньги заканчивались слишком быстро, отец больше ничего не давал. Одна неделя в месяце была отчетной — мальчика просили расписать все его траты до рубля, а потом обсуждали, на чем можно было сэкономить. Также отец познакомился с родителями школьных друзей сына, и они договорились, что будут еженедельно выдавать детям одинаковые суммы.

Когда мальчик закончил начальную школу, отец объявил, что раз в месяц будет устраивать дома собрание "Клуба будущих миллионеров". К этим встречам мама всегда заказывала пиццу. На собрание приходили шестеро-семеро одноклассников сына, и отец объяснял детям, что такое курсы валют, банковские вклады, рассказывал истории успеха выдающихся бизнесменов.

После того как сыну исполнилось 14 лет, отец сказал, что может, конечно, и дальше давать ему карманные деньги, но если он начнет помогать ему в банке, его доходы резко вырастут. Эта идея мальчику понравилась: он приходил после уроков в банк, редактировал таблицы на компьютере, иногда выполнял работу курьера, после поступления в университет ему позволили отвечать на звонки. С 18 лет он начал работать с клиентами, а в 20 уже руководил в банке отделом по работе с физическими лицами.