Содержание:

Американские исследователи напрямую связывают умение родителей откликаться на потребности младенцев (например, реагировать, когда ребенок плачет) с развитием речи и будущими школьными успехами. Программа «Тридцать миллионов слов» обучает родителей из бедных семей правильному общению с детьми — у состоятельных людей с этим обычно все в порядке. Что нужно делать, чтобы научить ребенка говорить и заложить хорошую базу для учебы в школе?

Развитие речи у ребенка до года

Мы все рождаемся с потенциалом во многих сферах, но реализовать его без приложения усилий невозможно. Семена могут стать розами, петуниями или гортензиями, но красота и сила каждого цветка зависят от получаемого питания. Попробуйте прорастить семена в темном подвале со скудным поливом, и вы это поймете.

То же самое с мозгом. Интеллект ребенка определяется с рождения, но его оптимальное развитие очень зависит от речевой среды. Американская программа ТМС («Тридцать миллионов слов») помогает родителям создать среду, которая принесет малышу оптимальную пользу. Она базируется на трех методах:

  • настройка на ребенка;
  • активное общение;
  • развитие диалога.

Сложная наука о влиянии речи на развитие мозга переводится в форму доступной, легко применяемой программы, которая улучшает взаимодействие между родителями и детьми и помогает вписываться в повседневность.

Произнося те или иные слова, родитель или воспитатель превращает застилание кровати, срезание кожуры с яблока или подметание пола в процесс формирования мозга. В конечном счете слова развивают не только детский мозг, но и взаимоотношения между родителями и ребенком.

Расскажем о первом методе развития речи и мозга ребенка.

К содержанию

Первый шаг — настройка на ребенка

Из трех методов стратегии настройка — самый неуловимый. Она предполагает осознанное стремление родителя замечать все, что интересует младенца, и разговаривать с ним на эту тему. Другими словами, надо смотреть в ту же сторону, что и ребенок. Даже если кроха слишком мал, чтобы понимать слова, мама или папа следят за заинтересованностью ребенка и отвечает на нее. Если родитель неспособен на такую чуткость, другие действия не сработают.

Пример. Любящая мама или любящий папа, преисполнившись благих намерений, садится на пол с любимой детской книжкой. Взрослые улыбкой и жестом приглашают малыша устроиться поудобнее и слушать. Но ребенок не реагирует, продолжая строить башню из разбросанных на полу кубиков.

Родители снова зовут: «Иди сюда, садись. Смотри, какая интересная книжка. Папа (или мама) сейчас ее тебе почитает».

Хорошо, да? Любящая мама. Любящий папа. Прекрасный сюжет. Что еще нужно ребенку?

Ну, может быть, родители, которые тоже станут играть с ним в кубики, как если бы малыш пригласил их: «Давай, мам. Давай, пап. Садись сюда. Собирать кубики так здорово».

Как правильно. Родители учатся внимательно относиться к тому, чем занимается их малыш, чтобы потом включиться в его деятельность, укрепляя контакт и помогая улучшить навыки, задействованные в игре, а посредством речевого взаимодействия — развивать его мозг.

Объяснение. Когда взрослый играет с ребенком в детской зоне внимания, даже если интерес длится всего пять минут, а затем смещается на что-то другое, мозг малыша развивается в усиленном темпе. Просто мозгу в такой ситуации не нужно расходовать энергию, чтобы переключаться на другую зону, особенно если она менее интересна крохе. Мама или папа может спросить: «Хочешь, почитаю книжку?» — и это правильно. Однако важно именно настроиться на реакцию ребенка, даже если она не вербальная и не предсказуемая.

Когда взрослого просят переключиться на другое дело, мы автоматически смещаем фокус на актуальную задачу со своего занятия, даже если оно нам по душе. Так проявляется наше чувство ответственности.

У детей же организованность еще не настолько развита, и они могут сосредоточиться только в том случае, если им будет интересно. Если нет интереса, то слова, даже самые правильные, для них просто повисают в воздухе и никак, или почти никак, не влияют на развитие мозга.

На словарном запасе это тоже отражается. Исследования показали: если ребенок должен участвовать в деятельности, которая его мало интересует, он вряд ли запомнит использованные в это время слова.

Что помогает. Настройка будет успешнее, если родитель находится на одном пространственном уровне с ребенком, например, во время игры сидит с ним на полу, держит его на коленях при чтении, сидит за одним столом во время еды или поднимает кроху вверх, чтобы тот посмотрел на мир с высоты его роста.

Мешают настройке всяческие цифровые технологии: компьютеры, планшеты и смартфоны, вызывающие зависимость и поглощающие ваше внимание. Только когда ребенок находится в центре родительского внимания, он получает необходимое для оптимального развития мозга участие.

Развитие мозга ребенка

К содержанию

Речь, ориентированная на ребенка: зачем подражать детскому лепету

В идеале настройка — это улица с двусторонним движением. Как младенцы привлекают внимание звуками, так и родители завлекают и заинтересовывают сменой тона или громкости голоса. Подыгрывание ребенку в речи, или сюсюканье, помогает детскому мозгу осваивать язык. В недавнем исследовании оказалось, что двухлетние малыши, с которыми сюсюкали в возрасте от 11 до 14 месяцев, знали в два раза больше слов, чем те, с кем разговаривали «по-взрослому».

Но детский лепет выполняет еще одну важную функцию во взаимоотношениях. Адресованное детским ушам сюсюканье привлекает внимание к тому, о чем говорится и кто говорит, побуждая ребенка напрягать внимание, вовлекаться и общаться. Иными словами, здесь также имеет место настройка.

Главная особенность детского лепета — повторы. Дети учатся словам, которые слышат чаще, и дольше прислушиваются к звукам, которые слышали раньше, то есть настраиваются.

К содержанию

Отзывчивость родителей — для развития мозга детей

Основная цель настройки — отзывчивость родителей. Наука говорит однозначно, что внимательная и адекватная ответная реакция критически важна для формирования поведения и развития мозга.

Родительская отзывчивость состоит из трех этапов:

  1. наблюдение;
  2. интерпретация;
  3. действие.

Сигналы, посредством которых младенцы и маленькие дети сообщают о своих потребностях, могут быть вербальными и невербальными. Вы слышали плач новорожденного? Или хотя бы двухлетнего малыша? Мало что может с таким же успехом привлечь внимание или звучать столь же душераздирающе.

Интерпретация дает ответ на вопрос, что делать. Ребенок устал? Проголодался? Скучает? Мокрый? Интерпретация оттачивается, подобно любому мастерству, и редко бывает абсолютно верной.

Но неважно, по какой причине малыш ведет себя так или иначе — главным элементом всегда должно оставаться тепло. Причин плача младенца может быть бесчисленное множество, ясно одно: ребенку плохо. Что делать?

Реагировать. Вот и все. Реагировать.

Независимо от того, почему ребенок плачет в этой новой и незнакомой жизни, в первую очередь он должен понимать, что находится в безопасности. «Все хорошо, малыш. Папа тут. Мама с тобой».

Это самый первый урок в жизни, очень важный, с долговременным эффектом. Вы тем самым сообщаете: «Тебе не всегда будет легко, но в трудное время кто-то всегда придет на помощь».

Хотя какие-то формы стресса считаются «нормальными» или даже полезными, постоянный стресс для ребенка будет иметь долгосрочные негативные последствия. Все больше исследований подтверждают: если плач новорожденных остается без внимания, это негативно и постоянно влияет на нейронные связи мозга малыша. В результате ребенок вырастает обремененный проблемами с учебой, контролем эмоций и поведением, не доверяющий людям.

Продолжение следует.