Фото 1216 июня 2009. Прекрасно выспались, в Игарке не выходили, посмотрели только высадку на корабельной шлюпке в Курейке. Запущенная и бедная деревня, хотя и живописная. Катя и Олег вчера познакомились к девочкой Светой, 12 лет. И теперь носятся с ней по палубам, играя в прятки, жмурки и карты. И все это далеко от нас. Счастье.

Туруханск. Дебаркадера нет, но есть паром, толкаемый небольшим корабликом. Пассажиры с вещами зашли на паром, а кораблик дотолкал его до середины реки, где на якоре уже ждал "В.Чкалов". Капитан по громкому радио объявил, что мест в каютах нет, корабль может принять только четвертым классом - это без места, так называемые "палубные пассажиры". Но народу навалило все равно. Уже все сели, паром отплыл, выбрали якорь. Мы подтянулись к ресторану ужинать, но тут выяснилось, что одна из новых пассажирок упала на лестнице и сломала ногу. Ей наложили лангеты, обкололи новокаином, подогнали для нее одной обратно паром и на носилках перенесли сначала на паром, а потом на берег, где уже ждала ее скорая помощь. Тетка была в неадеквате, бормотала какие-то телефоны - видимо, получила еще и сотрясение мозга… Так она и поплыла на пароме, прося позвонить: "Восемь… девятьсот…" А дальше уже и не слышно.

Фото 13Теперь опаздываем не на два часа, а на три. Все скамейки и стулья с улицы втащили в теплые холлы, и на них дремлют палубные пассажиры. До Красноярска еще четыре дня, неужели так и поедут на скамейках? Мы теперь закрываем каюту, даже если в ней находимся. Вдруг вломится кто-нибудь и заснет прямо на коврике между кроватями!

Насчет упавшей женщины очевидцы говорят, что на нее сверху свалился пьяный. Ему ничего - а ей досталось. Мы наконец ужинаем. В ресторане пьяных полно. Что я заметила любопытного: перед едой, заказав, они много ругаются матом, рассказывая друг другу всякие производственные (охота, рыбалка, рубка леса) истории. А как выпьют - так в речи сразу почти нет мата, и, что тоже удивительно, словарный запас расширяется, и начинают совершенно правильно употреблять редкие и иностранные слова! Но вообще ресторан имеет довольно цивильный вид и контингент. Просто даже одна-две пьяные компании за все путешествие впечатлений производят массу! Хотя плывем уже на 200 км южнее северного полярного круга, ночь по-прежнему совершенно "белая". Сейчас 12 ночи, я в каюте у окна пишу совсем без дополнительного освещения. Из позитивного - сегодня играли в шахматы раз десять, если не больше. С удовольствием и азартом. Боря в основном выигрывает у Олега и у меня, но не всегда. Мне удалось по разу обыграть Борю и Олега. Заканчиваю на сегодня записи, надеюсь что завтрашний день принесет побольше тепла (а сегодня на палубе по-прежнему можно находится только в куртке, шапке, перчатках… И то час-другой). Вот фотографии заката, он же восход.

Фото 1417 июня 2009. Не слишком интересный день. Нигде не пристаем, погрузка/выгрузка на лодках. Прошли красивое село Верхне-Имбатское, потом село Чулково - в нем много кержаков-староверов. Они лихо выгарцовывали на моторках с 40-55 сильным моторами. Зачем такие мощные моторы - загадка. Скорей всего, чтобы можно было в случае чего уйти от катера рыбоохраны. Кержаки молодые, веселые. Но бородатые. И бороды густые, кудрявые - неопрятные. Еще из впечатлений - в Верхне-Имбатском надо было подойти ближе к берегу. Так капитан дал течению закрутить корабль волчком, на 360 градусов, одновременно корабль сдвинулся вниз по течению. Потом включил двигатель и подплыл к тому же месту реки, но уже значительно ближе к берегу. Мне показалось, что этот маневр был предпринят из хулиганско-лихаческих побуждений. Мы как раз сидели в верхнем ресторане и обзор был отличный. Как же это красиво! Большой белый корабль плавно крутится посреди быстрой и широкой реки!

В ресторане мы уже постоянные клиенты, нам заказывают столик, хотя на чай мы оставляем 20-50 рублей за четверых, правда, всегда.

Билеты мои по ПДД продвигаются бодро. Сделано 35, осталось 5. На палубе солнышко и сейчас пойду гулять.

Фото 15Невероятно красивая деревня Бахта, ей 400 лет. В Бахте живет писатель Тарковский, родственник тех самых Тарковских. Я читала с ним интервью в местной газете - интересный и приятный человек.

18 июня 2009.05 утра. Проехали станцию Бор. Опаздываем на три часа, поэтому дебаркадер был занят ракетой. Очень жаль, что не удалось сойти - хочется чего-нибудь купить. Варенья или рыбки. Но, увы.

Вернулась в каюту и чего-то не спится. Корабль осторожно плывет в густом тумане. Хорошо, что у капитана спутниковая карта, и положение корабля на ней отображается через GPRS. Дубликаты его экрана выведены во многих местах на корабле для пассажиров. Прикольно в любой момент видеть (как красный крестик) положение нашего судна на карте, с указанием точной скорости, курса и координат. Теперь, с такой системой, можно плыть и в знаменитых густых и частых Енисейских туманах. Не было бы такой системы - стояли бы сейчас, подавая специальные гудки, переводимые как "стою в тумане"…

Хотела еще поспать до Ворогово - оно в 11 утра, но не заснулось что-то. И слава богу: Ушла на палубу. А там - рассвет, солнце. Корабль вплывает в Осиновскую систему (это куча высоких скалистых островов, поросших лесом, это сужения и быстрины на реке). Еще и запахи - сырости, воды, леса и выпекаемых на корабле булочек… Эх, а могла бы все это проспать - было бы жаль.

Ворогово, стоянка 20 минут. Купили вяленой рыбы (оказалась съедобна лишь частично, только в самых тонких местах), хлеба и две банки малинового варенья. Часов в 8 вечера, с учетом опоздания, будем в Ярцево. А пока, два раза позавтракав, будем наслаждаться с Борькой тишиной и покоем. Катя с Олегом гуляют по палубе с девочкой Светой.

Играли в карты, мылись в душе и фотографировали розовое закатное небо и вечерне-ночной Енисей. Уже тепло и часть дня ехали с опущенным до упора окном.

Фото 16  Фото 18

19 июня 2009. Проснулись в 11, уже подплывали к Подтесово. Крупный поселок в 500 километрах севернее Красноярска, ниже по течению Енисея. Это база всего Енисейского флота - тут строят, ремонтируют корабли. Также в Подтесово зимуют корабли и даже дебаркадеры со всей реки, потому что иначе весенний ледоход разобьет всё в щепки. Стоянка час. Поселок понравился - зелено, привольно, очень тихо. Шелестят листья тополей и берез. Купили сахара, чая, сока, печенья и яблок. Цены уже не Дудинские, а вполне Московско-Красноярские. Оттащили от "причала высокой воды" нас два крошечных, но наверное сильных буксирчика.

Енисейск.. Посмотрели действующий Спасо-Преображенский монастырь, ему 350 лет - для христианских поселений на Енисее - это немало. На территории - тихо-благостно, огородик, клумбы. Времени нет, оно замерло.

Город при свете дня понравился нам - добротный, много красивых наличников, яркие цветы в больших вросших в землю окнах. Густая и темно-зеленая трава везде, хорошие машины, много людей на улицах трудоспособного возраста - явно не одни старики в городе доживают. Стоянка была объявлена 40 минут, но на борт зашла милиция и что-то долго выясняла, в итоге простояли 1,5 часа. Наконец отплыли. Теперь больше суток будем ползти без остановок вверх по течению. Следующая остановка - Красноярск. Проплыли какую-то обсерваторию и радиотелескоп (по Борькиным словам, я не разбираюсь; честно, мне кажется, что и он тоже).

Фото 17  Фото 19

Пообедали вкусно. Салат из капусты, уха из разных видов рыбы, куриные котлеты с гречкой и компот из сухофруктов. Хлеб в ресторане всегда очень свежий, вкусный и к тому же дорогой (7 руб. кусочек) - из чего мы сделали вывод, что пекут его на корабле, заодно с булочками.

Еще не доплыли до слияния (вернее, разделения) Ангары и Енисея - приставали к заправщику, он залил в наш корабль 50 000 литров солярки - это почти полная железнодорожная цистерна. Почти час стояли посреди реки, напротив Лесосибирска. В Лесосибирске не приставали, а с воды были видны высоченные "скирды" из бревен. Высотой и протяженностью с многоквартирные дома.

Долго сидели на палубе, ждали "стрелки" - соединения Ангары и Енисея. Когда дождались, капитан поставил по громкой связи знаменитую песенку: "Навстречу утренней заре / По Ангаре, по Ангаре". Красиво и романтично.

Совсем уже ночью играли в карты, а потом побежали смотреть Казачинский порог. Постояли на носу - замерзли, оделись тепло и посмотрели еще раз карту, поняли, что порог будет к утру. Посидели с Олегом на палубе, по берегам попискивали-посвистывали какие-то птицы и животные. Наконец темно, это первая нормальная ночь после белых северных ночей. Корабль тихо крадется по воде - совершенно чужой этой речной жизни. Пошли спать.

Фото 2020 июня 2009. Проснулись и поняли, что Казачинский порог пройден, перед ним не ждали и не стояли. И, похоже, теперь уже не опаздываем. Так и вышло - свершилось невероятное, и корабль пришел в Красноярск даже не час раньше времени - а именно в 7 вечера. Обычно опаздывает и приходит в 2 часа ночи, и тогда уже до утра разрешается спать в каюте, такие правила. А в данном случае остаться до утра не разрешили даже за деньги. Мы тогда храбро поймали такси и поселились в гостинице "Север" - 400 руб/койка, туалет на этаже, душ в подвале. В номере телевизор. Только он вначале ничего не показывал, а Борька покрутил какие-то контакты, и оно заработало. Олег с Катей ему прямо-таки аплодировали, а Катя назвала волшебником. Мы с Борькой оббежали две центральные улицы Красноярска - ул. Мира и ул. Ленина. Очень познавательно и красиво.

21 июня 2009. Проснулись, за 800 рублей милая женщина-таксист (по совместительству многодетная мама (сын 15 лет, сын 11 лет и сын 2 года) довезла нас до аэропорта Емельяново. Полет прошел гладко. Вот мы где-то над Россией между Волгой и Енисеем.

И вот уже подлетели к Шереметьево. Такси быстро и без пробок довезло нас до нашей драгоценной Малаховки. Замечательное путешествие завершено. Нам было интересно, весело и почти всегда комфортно. Но как же хорошо дома!

Фото 21  Фото 22

Здесь можно посмотреть еще фото.

Лось-Анджелес, malcomp@nm.ru