Как мы катались по Енисею от Красноярска до Дудинки на теплоходе

Города Туруханск, Енисейск, Игарка, Дудинка. Берега Енисея и полярный день

Состав: я — Ира (36 лет), муж Борис (44 г.), сын Олег (15 лет) и дочь Катя (10 лет). Маршрут: Малаховка — Москва (Шереметьево) — Красноярск (Емельяново) — Дудинка — Красноярск — Малаховка. Часть пути поделана на самолете, а часть на корабле.

Из аэропорта "Шереметьево" до речного вокзала Красноярска

10.06.09. Выехали заранее, в 21 нуль-нуль, за 5 часов до отлета самолета. Боялись пробок — нужно было проехать четверть МКАД. Но пробок не было совершенно, и в Шереметьево мы оказались через час, за четыре часа до отлета самолета Москва-Красноярск. Сначала время ожидания тянулось медленно, но после регистрации пошло веселей.

Захотели перекусить, но в «Крошке-Картошке» оказалась всего одна запеченная картофелина. Сначала ее попробовала Катя, потом Боря, Олег — всем не понравилось, и я стала не спеша ковырять ее вилкой. Видя, что я съела уже половину и явно с удовольствием, они все трое наперебой стали просить дать им «еще раз попробовать» и «ну мам, мы же тоже хотим!». Я отказала и доела эту несчастную картофелину в одно рыло. Мы все смеялись, представив картину со стороны: сидят четверо за столом, одна ест единственную картофелину, а муж и дети жадно заглядывают в рот и громко просят поделиться, но не встречают сочувствия у бессердечной упитанной тетки.

Путешевствие по Енисею

Самолет. Удобный, нас ждали пледики. Взлетели совсем гладко, но потом несколько раз попадали в «зону турбулентности» — самолет трясло так, что крылья «размахивались» почти как у живой птицы. Пилот скорбным голосом просил «туго пристегнуть ремни», особо подчеркивая это «туго»... Тем не менее кормили, и тем не менее все пили предлагаемые соки. Мы с аппетитом съели горячее (баранина с картошкой или рыба с рисом) и закуску — ломтики белой и красной рыбы с лимоном, ломтик черного хлеба и еще булочку с маслом. Потом давали еще чай с лимоном и маленьким пирожным. Летели четыре с лишним часа. Все спали, даже я задремала на часок.

Прилетели в Красноярск. Местное время — 10 утра, температура за +30. Быстро получили багаж и договорились с дядечкой-Волговодом о доставке нас в Красноярск, Речной вокзал.

По дороге (аэропорт от города в 50 км) почувствовали себя здорово уставшими. На кассах речного пароходства нас 2 часа мучили выдачей оплаченных три месяца назад по безналу билетов — не было на месте нужного человека. Наконец получили свои билеты в 47 каюту — четырехместную 2-ого класса на средней палубе, рядом с душем и напротив туалета. Сдали вещи в камеру хранения.

Отдых в Сибири

Жара. 36 градусов. Хочется лечь под любым кустом и уснуть. Мысли об экскурсиях не вдохновляют, вдохновляет только вода. Но температура воды в Енисее в районе Красноярска +4. На набережной не покидает ощущение, что где-то рядом открыли огромный холодильник. Это из-за нижнего забора воды из Красноярского водохранилища — вода в Енисей ниже плотины ГРЭС поступает из глубины водохранилища. Узнаем у местных, что купание у них организованно в каком-то заливе со стоячей водой. Местные жители показывают даже место, где надо оказаться. Его видно — наискосок через Енисей за мостом. Воздух чистый, река скрадывает расстояние и Боре кажется, что это место совсем рядом. Мысль о такси для проезда какой-то пары километров отвращает Борю, и мы идем пешком... Километров 5 по солнцу и при 36 градусах отшагали. Добрались до заиленного болотца с грязной, но все равно ледяной водой. На мой искушенный в холодной воде взгляд — приблизительно градусов 12. Купались все равно, извозили всю одежду в иле. Но стало хорошо. Подъехали на автобусе обратно. Погуляли немного по центру.

К 17 часам подтянулись на пристань, а к 20:00 заселились на свой красавчик-теплоход «В.Чкалов» и залегли спать.



Берега Енисея, лед в июне и чем кормят на теплоходе

11.06.09. Проснулась в 6 часов от голода. Посмотрела на последних пассажиров, под проливным дождем запрыгивающих в теплоход. Наконец, в 7 утра под грохот грозы и, конечно, «Прощание славянки», в тумане наш теплоходик отправился куда-то...

Отправиться на Енисей

Завтрак был вкусный (Боря, Катя, Олег — блинчики, а я с огромным удовольствием съела огромную тарелку манной каши). Идет дождь, теплоход плывет очень быстро вниз по течению. 35-40 км/час — просто летит. Поэтому ветер, и стоять на палубе холодновато. Но в осенних куртках и шапках нам с Катей еще ничего. Большинство пассажиров ходит по палубе в шортах и футболках, но перебежками. В каютах же очень тепло и уютно. Окна большие и очень чистые — через них все прекрасно видно. А места красивые — полянки, смешанный и чисто сосновый лес, острова, местами — невысокие, поросшие лесом скалы.

Сейчас соберусь с силами и решу свои 5 билетов по ПДД (Правила дорожного движения — мне скоро сдавать экзамен на права). Олег читает, Боря спит и ужасно сонно и мирно «подхрапывает»... Скоро уже и обед.

(Ага! Как же — «5 билетов»! Ответила на 5 вопросов и заснула. Но зато выспалась отлично. А Борька как храпел, так и продолжает. Только на другом боку. )

В 11 вечера были в Енисейске. Стояли час. Старинный городок, бывший когда-то в 18 веке столицей Красноярского края. Самый расцвет пришелся на временя золотодобычи на Енисее. В те времена в городе было 10 церквей, два монастыря. Здания интересные, сохранившиеся старинные. Низ каменный — верх бревна. Или все каменное. С воды видны развалины старинной колокольни, а в глубине мы обнаружили ухоженный монастырь, у него очень любопытная форма кирпичного забора, первый раз такое вижу.

Круиз по Енисею

На стоянке на корабль налетело порядочно комаров, полночи с ними боролись — сначала убили всех в каюте специальным фумигатором на батарейках, а потом каюту проветривали уже от фумигатора этого.

12.06.09. Спали отлично, проснулись в 11 часов. Уже подплывали к Ярцево. Купили с рук на пристани жареных карасей, жареной картошки, сметаны и хлеба. На берег не пошли, ничего не заинтересовало — да и дождь, сильный ветер и голодный желудок не вдохновляли. Зато позавтракав (блинчиками, яичницей и геркулесовой кашей), мы ринулись на подвиги. Тепло одевшись, долго гуляли по палубе. Ветер был такой, что с меня срывало шапку-ушанку. Капли дождя били по лицу, как градины. Погуляли славно, особенно мне понравилось поворачиваться к ветру спиной и давать ему «нести» меня по палубе.

Борька поспал, мы с Катей и Олегом поиграли в карты. Тут и обед: очень вкусный борщ с пампушками (небольшие булочки, пропитанные и посыпанные чесноком), котлета с макаронами, салат из квашеной капусты и свежего огурца, компот из сухофруктов. Поскольку мы довольно оживленно обсуждали необыкновенные качества борща, нам принесли книгу отзывов с просьбой изложить наши восторги письменно. Изложили, персонал ресторана доволен.

Поехать в Сибирь

Только начали переваривать обед — тут стоянка — Ворогово. На берегу стена из льдин, наваленных в несколько слоев, высотой метров 5. Преграждает нам путь к поселку. Попытались перелезть (нам потом сказали, что это опасно — можно проскользнуть между отдельными глыбами, и фик кто оттуда быстро вытащит — оно же всё в монолит смерзлось) — не получилось, стали обходить- потеряли время. Вернулись к причалу и приобрели банку малинового варенья. Не пожалели — пахучая лесная малина, как будто только что перетертая с сахаром. Уже стрескали. Сейчас буду учить свои 4 билета по ПДД. Впереди еще остановки и ужин.

Ужин не слишком удался (долго ждали котлет по-киевски) и захватил часть стоянки на пристани «Бор». Очень живописное место. Но отходить от парохода уже не рискнули, только я сошла на пристань и тискала упитанную дворняжку; еще наблюдала, как с нашего корабля на железную лодку скромного размера сгружали мягкий кухонный уголок. Диванчик плашмя никак бы на помещался, поэтому его поставили боком, стоймя. Лодка начала лихо разворачиваться под нашим бортом и верхом диванчика слегка задела о выступающую часть корабля. Диванчик закачался, но водитель лодки придержал его рукой, и ничего интересного не произошло. Пока я на все это зачарованно смотрела, продолжая тискать собаку, капитан, оказывается, отдал уже команду на отплытие. Смотрю — а трап уже убирают — я бегом. И успела. Сейчас 9 вечера и мы с совершенно уже выспавшимся Борей идем гулять по палубе. Потом душ — и спать.

Как пассажиры и грузы попадают на теплоход

13.06.09. Хорошая погода. Солнце. Ветер все же не дает сидеть на носу, зато на корме, на солнечной палубе — можно даже загорать. Я удобно устроилась на палубе на двух стульях и решила свои очередные 4 билета по ПДД. Была интересная остановка около деревни Верещагино. Ухоженная, симпатичная деревня, но никакого причала не предусмотрено — посадка и высадка пассажиров, и (внимание!) грузов осуществляется с небольших местных моторных лодок. С корабля спускают отвесную лестницу. Верхний край лестницы загнут крюком и цепляется за борт, а нижний край достает до воды. Пассажиры должны залезть по этой лестнице. Особенно эффектна была погрузка младенца в одеяле и выгрузка холодильника, немаленького. В деревне видны электрические столбы — но похоже, что электричество на весь поселок вырабатывает дизельная электростанция — на берегу виден десяток крупных цистерн, а у домов сложено много дров — значит, цистерны не для отопления. Борька сказал, что в цистернах, скорее всего, размещают запас солярки для работы дизельной электростанции на весь сезон.

Что посмотреть в Сибири

Из дальнейших событий хочется выделить пожар на нашей палубе. С самой верхней, шлюпочной палубы, кинули окурок, и его ветром задуло на среднюю палубу. На ней стоят ряды коробок с фруктами-овощами, они и загорелись. Сначала команда пыталась потушить их ведрами с водой, потом двумя огнетушителями — без успеха. Подтащили пожарный шланг и им уже залили. Дыма было много. По такому случаю мы изучили каютную инструкцию, что делать во всяких чрезвычайных обстоятельствах. Поняли, что надо идти в свою каюту, тепло одеваться, надевать спасательный жилет (их мы нашли в нашей каюте) и сидеть в каюте, ждать дальнейших указаний команды. Мы решили, что все-таки надо, наверное, выходить на палубу и дрейфовать в сторону спасательных шлюпок. Но, поскольку по инструкции это неправильно, то надо делать вид, что просто погулять вышел. Представили всю нашу команду — я, Боря, Катя и Олег «прогуливающейся», с просветленно-спокойными лицами (в инструкции, опять же, написано — не поддаваться панике) по палубе или коридору, все в спасательных жилетах, в сторону спасательных шлюпок — ржали очень сильно. Вот и все пока события. Пейзаж хотя и однообразен, но очень красив. Дизель ворчит чуть слышно и с минимальной вибрацией, это очень похоже на мурлыканье огромного белого кота. Шум волн рассекаемого Енисея громче, но тоже очень приятный. А! Вот еще что было забавного. Нас догнала лодка-казанка. Её причалили к нам, корабль замедлил ход. Мы с Бобкой, конечно, пошли смотреть, не привезли ли нам на продажу браконьерской икры или еще чего хорошего. Но оказалось, что лодка приплыла забрать двух пассажиров, которые еще час назад в ресторане показались нам совсем пьяными, а они еще были в процессе пития. Сначала их долго разыскивали по кораблю, а потом долго не получалось сгрузить на лодку, им было сложно слезть по железной лестнице в качающуюся лодку. Но в конце концов благополучно сгрузили.

Мы играем в карты и мечтаем об ужине.

Пошли в Борькой узнавать, когда: 1) ужин, 2) мы приплывем куда-нибудь. Узнали. 1) Ужин уже объявлен — можно подтягиваться в ресторан, 2) через полчаса-час — Туруханск.

Город Туруханск, первая белая ночь

Туруханск. Наблюдали торжественную встречу первого пассажирского корабля навигации. Еще любопытна была выгрузка всяких грузов, их быстрая перегрузка на камаз и еще одну машину, тоже с высокой проходимостью. От берега им надо было подняться по очень крутому подъему — так одна машина все время глохла на подъеме. Нам объяснили, что это оттого, что в ее баке мало солярки — на подъеме она стекает в один край бензобака, и солярка в мотор начинает поступать с перебоями. Но, худо- бедно, заехала в конце концов. Гуляли по Туруханску, видели интересную церковь без колокольни, с отдельной специальной «беседкой» для колоколов. Смотрели с обрыва на место слияния двух рек — Енисея и Нижней Тунгуски. Красиво! Хочется сесть на краю обрыва и смотреть на красивые реки часа два. Летают ласточки.

Круизы в Сибири

Отплыли от Туруханска. К нам швартовался специальный корабль, называется Сборщик. Он забирает мусор и канализацию.

Мылись в душе. Удовольствие! Вода в Енисее хоть и желтая, но очень мягкая. Отмывает и отстирывает все добела, почти без мыла, и совсем не сушит кожу.

12 часов ночи. Солнце светит вовсю. Полный штиль. Погуляли по палубе, пофотографировали первую увиденную нами белую ночь. Пора бы спать, но странно как-то укладываться при ярком дне. Но ничего, закроем поплотней занавески и заснем. А то завтра опять проспим завтрак. Путешествие мне нравится. Интересно, но совсем не утомительно. Борька тоже доволен.

Порт и город Игарка за Полярным кругом

14.06.09. С утра стояли в Игарке. Это уже за Полярным кругом и на вечной мерзлоте. Игарка — морской порт, в него могут заходить морские суда. В причальной бухте вовсю плавают льдины. Красиво. Сам порт явно в запустении и небрежении. Пассажиры нам рассказали, что сейчас г. Игарку выселяют — дают денег на покупку жилья на юге. Слишком дорого поддерживать инфраструктуру. Рабочих на предприятия выгоднее завозить вахтовым методом.

Из происшествий — приплывал дядька на моторке, забрать заказанный им мешок картошки. Опоздал, наш корабль уже отплывал. Так он зачем-то полез между дебаркадером и берегом. Там дебаркадер почти впритык к берегу стоит. Наш корабль, отплывая, немного толкнул дебаркадер кормой. Тот, в свою очередь, вытолкнул лодку с дядькой на берег, с ним еще парочку льдин. Мне бы на месте дядьки хватило приключений. Но он как ни в чем не бывало втолкнул свою казанку обратно в воду и еще сделал вокруг отплывающей махины пару кругов, пытаясь добиться, чтобы ему кто-нибудь сбросил его мешок картошки. Смелые люди живут за полярным кругом, короче.

На улице холодновато — градусов 10. На нос уже и не суемся. А на корме славно погуляли, поиграли в жмурки. Сделали групповое фото. Я решила свои три билета по ПДД, сейчас быстренько добью четвертый. Боря, Катя и Олег играют в «тысячу». Катя выигрывает, а Боря и Олег в минусах.

Ждем Потапово — это бывший совхоз-миллионер, специализирующийся на выращивании песцов. Ныне в упадке, считается центром браконьерства. Там нам обещаны толпы продавцов икры и рыбы.

Отдых с детьми

Потапово. Никакой икры и рыбы нам не предлагали, только пытались договорится о том, что на обратном пути привезут килограммов 100. Ага, чтобы нас замели с этой рыбой, или она у нас протухла. Зато полюбовались на спуск/подъем судовой шлюпки и на проплывающие льдины. На корме сложено много мусора в мешка, ветер его разносит по Енисею, чем активно интересуются чайки.

На улице холодно, неуютно и однообразно. Снег, ровные берега, серый лес. В 21 нуль-нуль должны придти к конечной точке нашего маршрута — Дудинке. А отплытие — завтра в 12 дня. План на сегодня — мы с Борькой сразу же сойдем на берег и походим часа два. Осмотримся, может быть, купим чего вкусного. А завтра, рано с утра, рванем всей командой в книжный магазин. Мои потомственно интеллигентные дети жаждут, в первую очередь, новых книжек. Или так сказывается не потомственно-интеллигентная кровь, а банальное отсутствие компа и телевизора?

А пока Борька радостно храпит. Я спрашивала его: «Волнует ли функционирование серверов и компов в подшефных организациях?» Отвечает: «Совершенно не волнует, они же далеко.» Так что отдых проходит полноценно.

Дудинка, самый северный город земли

Мы отлично поужинали и пристали к Дудинке в 10 часов вечера. Борька и я быстренько оббежали город в поисках банкомата, готового выдать нам дополнительных денег. Не нашли, нашли только отделение Cбербанка, которое работает завтра с девяти утра. Вообще обнаружили, что большинство местных магазинов работает с 11 или 12 дня. Я думаю, это из-за сменной работы на местных предприятиях.

Город неухожен, но явно жилой и «живой». Сделана красивая набережная над Енисеем. Жаль, протяженностью метров 150. Ухоженная новая церковь, новое здание Таймырского краеведческого музея, отреставрированный Ленин в отличном состоянии. И на редкость красивая скульптура таймырской девушки, сидящей на перевернутой лодке и смотрящей с обрыва набережной на Енисей. Машин и людей на улицах мало — но мы ведь были в городе в районе 12 ночи. Светло совершенно. Как в 12 дня в пасмурный день.

Договорились с таксистом, что он заберет нас от корабля в 9 утра завтра. Нам надо обязательно снять денег в банкомате — иначе придется, увы, отказаться от ужинов в ресторане. И делать себе заварные макароны или картошку. А очень бы не хотелось Еще хотим прогулять детей и себя по этой красивой набережной... Еще надо в книжный — жаль только, что он открывается в 11 утра, а корабль отплывает в 12.

«В.Чкалов» встал сильно в стороне от города — километрах в трех. Это потому, что ближние места все предназначены для грузовых судов. Для их разгрузки вдоль берега прокладывают рельсы для огромных кранов — каждый год новые, потому что прошлогодние ломает и уносит во время ледохода. Вода еще высокая — пристали прямо к причалу. А когда вода падает, то нужен специальный дебаркадер — он еще не приплыл, его утаскивают зимовать в Подтёсово — это база всего Енисейского флота, в 500 километрах севернее Красноярска.

Куда поехать с детьми

15.06.09. Проснулась в 8 утра, по будильнику (он у меня в телефоне) и решила спросонья проверить, есть ли сотовая связь. Связь оказалась. Я бодро (насколько могла сразу после пробуждения) подсчитала, что в Москве сейчас — плюс 4 часа, т.е. 12 дня. Мысли продолжали сонно ворочаться, упорно игнорируя главное — надо вставать, идти за кипятком для чая и расталкивать свою компанию. Вместо этого мозг подкинул спасительную отсрочку: «Не позвонить ли маме? Хотя вряд ли она окажется у телефона, в 12-то часов дня... Ну, попытка не пытка.» И я набрала номер... Связь долго срывалась, наконец, мама отозвалась. Я обрадовалась — ага, думаю, застала! По первым словам выяснилось, что в Москве 4 часа утра... Но хоть застала.

После таких потрясений сон с меня слетел, мы позавтракали и в 9 утра уже сошли с парохода, вчерашний таксист не обманул, ждал нас. Банкомат охотно поделился с нами деньгами. Мы оббежали небольшой город второй раз. Городок как городок — симпатичные скульптуры на улицах, есть бездомные собаки. Не видели ни одной кошки — я думаю, это оттого, что нет подвалов. Дома на вечной мерзлоте стоят на сваях, вместо фундамента — декоративные забирки в полкирпича. В дыры этих забирок виден лед и снег под домами.

Роддом, поликлиника, больница и куча всяких силовых и административных зданий. Квартиры продают за 400-500 тыс. рублей. Город выглядит не везде и не всегда опрятно — все коммуникации проложены над землей, к тому же мусорно местами — но только что сошел снег, еще не успели убрать мусор, наверное. В остальном — очень уютный, компактный городок, а уж для самого северного города земли — город неожиданно хорош. И тоже, как и в Красноярске, — медведи на улицах. Купили хлеба, сыра, колбасы и две книжки, сахар. Борька сокрушается, что забыли чай в пакетиках. В корабельном буфете один пакетик чая стоит 8 руб.

Поездка в Красноярск

Меня же такие мелкие проколы не беспокоят — главное, и Дудинку посмотреть успели, и на пароход не опоздали. Грузов на палубе теперь не везут. Едут северяне, в основном из Норильска (60 километров на машине от Дудинки) в отпуска «на юга». Настроение отличное, идем в тепло. Дудинка, кстати, провожала наш корабль настоящим снегом хлопьями. Заканчиваю пока наше жизнеописание и приступаю к изучению ПДД.

Как мы покупали и солили рыбу на Енисее

Потапово — когда-то богатый совхоз, звероводческий. А теперь — центр Енисейского браконьерства. Купили какой-то рыбы с лодки — не осётр, и не красная рыба — точно. Типа карася, зовут по-местному сварога. Команда покупала осетров в больших белых мешках, но острые морды осетров рвут мешки и обличительно торчат. Ну а как вроде бы прикрытие, на всякий случай в лодках открыто лежит всякая разрешенная рыба... Нам так хотелось поучавствовать в этом празднике жизни, что купили двух этих простых рыбок — осетров-то нам не продавали, от 50 килограмм, говорят.

Дальше начался цирк. Сначала узнали у окружающих, как вообще эту рыбу можно приготовить. Выбрали — засолить. Чистили и потрошили в каютной раковине. Ножом, выпрошенным в соседнем купе. Я, оказывается, умею и чистить, и потрошить рыбу. Если надо. Раковина, конечно, наглухо забилась чешуей — но тут уж Борька проявил свои таланты — прочистил за 5 минут, вилкой и ладонями. На кухне выпросили соль. Обрезали пластиковую бутылку и утрамбовали в нее пересыпанные солью куски рыбин. Сверху придавили банкой с водой (малиновое варенье к тому времени было давно съедено). Планируем теперь этой рыбой поужинать. А пока отдыхаем от трудов праведных.

Что посмотреть в Красноярске

На улице потеплело. Кормили чаек хлебом с кормы. Они даже дрались за крупные куски. Чайки смешные и красивые, нежно пищат. На теплоходе едет десяток собак разных мастей — пинчер, лаечка, шар-пей (почему-то почти лысый), овчарка, спаниэль и дворняжка, похожая на нашу Дару, и еще толстая глупая такса. Еще щенок какой-то бойцовой собаки, и еще я видела кота в каюте. Его уговаривали съесть кусочек корма, а он утробно орал и не ел. Собаки смешно и важно гуляют по палубам, встречаются — обнюхиваются. Писают все как один на корме средней палубы. Хозяева ходят за ними с тряпочкой и пакетиком.

Делали остановку посреди реки — я даже забеспокоилась, не сломался ли мотор. Оказалось, рыбаки привезли капитану дары — осетров и что-то в пакете поменьше (икра, наверное).

День ужасно длинный — не могу поверить, что еще сегодня утром осматривала Дудинку...

Что посмотреть в Туруханске

16 июня 2009. Прекрасно выспались, в Игарке не выходили, посмотрели только высадку на корабельной шлюпке в Курейке. Запущенная и бедная деревня, хотя и живописная. Катя и Олег вчера познакомились к девочкой Светой, 12 лет. И теперь носятся с ней по палубам, играя в прятки, жмурки и карты. И все это далеко от нас. Счастье.

Пассажиры теплохода и ресторан

Туруханск. Дебаркадера нет, но есть паром, толкаемый небольшим корабликом. Пассажиры с вещами зашли на паром, а кораблик дотолкал его до середины реки, где на якоре уже ждал "В.Чкалов". Капитан по громкому радио объявил, что мест в каютах нет, корабль может принять только четвертым классом - это без места, так называемые "палубные пассажиры". Но народу навалило все равно. Уже все сели, паром отплыл, выбрали якорь. Мы подтянулись к ресторану ужинать, но тут выяснилось, что одна из новых пассажирок упала на лестнице и сломала ногу. Ей наложили лангеты, обкололи новокаином, подогнали для нее одной обратно паром и на носилках перенесли сначала на паром, а потом на берег, где уже ждала ее скорая помощь. Тетка была в неадеквате, бормотала какие-то телефоны - видимо, получила еще и сотрясение мозга… Так она и поплыла на пароме, прося позвонить: "Восемь… девятьсот…" А дальше уже и не слышно.

Круиз на теплоходе в Сибири

Теперь опаздываем не на два часа, а на три. Все скамейки и стулья с улицы втащили в теплые холлы, и на них дремлют палубные пассажиры. До Красноярска еще четыре дня, неужели так и поедут на скамейках? Мы теперь закрываем каюту, даже если в ней находимся. Вдруг вломится кто-нибудь и заснет прямо на коврике между кроватями!

Насчет упавшей женщины очевидцы говорят, что на нее сверху свалился пьяный. Ему ничего - а ей досталось. Мы наконец ужинаем. В ресторане пьяных полно. Что я заметила любопытного: перед едой, заказав, они много ругаются матом, рассказывая друг другу всякие производственные (охота, рыбалка, рубка леса) истории. А как выпьют - так в речи сразу почти нет мата, и, что тоже удивительно, словарный запас расширяется, и начинают совершенно правильно употреблять редкие и иностранные слова! Но вообще ресторан имеет довольно цивильный вид и контингент. Просто даже одна-две пьяные компании за все путешествие впечатлений производят массу! Хотя плывем уже на 200 км южнее северного полярного круга, ночь по-прежнему совершенно "белая". Сейчас 12 ночи, я в каюте у окна пишу совсем без дополнительного освещения. Из позитивного - сегодня играли в шахматы раз десять, если не больше. С удовольствием и азартом. Боря в основном выигрывает у Олега и у меня, но не всегда. Мне удалось по разу обыграть Борю и Олега. Заканчиваю на сегодня записи, надеюсь что завтрашний день принесет побольше тепла (а сегодня на палубе по-прежнему можно находится только в куртке, шапке, перчатках… И то час-другой). Вот фотографии заката, он же восход.

В Сибирь с детьми, отзыв

17 июня 2009. Не слишком интересный день. Нигде не пристаем, погрузка/выгрузка на лодках. Прошли красивое село Верхне-Имбатское, потом село Чулково - в нем много кержаков-староверов. Они лихо выгарцовывали на моторках с 40-55 сильным моторами. Зачем такие мощные моторы - загадка. Скорей всего, чтобы можно было в случае чего уйти от катера рыбоохраны. Кержаки молодые, веселые. Но бородатые. И бороды густые, кудрявые - неопрятные. Еще из впечатлений - в Верхне-Имбатском надо было подойти ближе к берегу. Так капитан дал течению закрутить корабль волчком, на 360 градусов, одновременно корабль сдвинулся вниз по течению. Потом включил двигатель и подплыл к тому же месту реки, но уже значительно ближе к берегу. Мне показалось, что этот маневр был предпринят из хулиганско-лихаческих побуждений. Мы как раз сидели в верхнем ресторане и обзор был отличный. Как же это красиво! Большой белый корабль плавно крутится посреди быстрой и широкой реки!

В ресторане мы уже постоянные клиенты, нам заказывают столик, хотя на чай мы оставляем 20-50 рублей за четверых, правда, всегда.

Билеты мои по ПДД продвигаются бодро. Сделано 35, осталось 5. На палубе солнышко и сейчас пойду гулять.

Куда поехать отдыхать в России

Невероятно красивая деревня Бахта, ей 400 лет. В Бахте живет писатель Тарковский, родственник тех самых Тарковских. Я читала с ним интервью в местной газете - интересный и приятный человек.

Берега Енисея от Бора до Красноярска

18 июня 2009.05 утра. Проехали станцию Бор. Опаздываем на три часа, поэтому дебаркадер был занят ракетой. Очень жаль, что не удалось сойти - хочется чего-нибудь купить. Варенья или рыбки. Но, увы.

Вернулась в каюту и чего-то не спится. Корабль осторожно плывет в густом тумане. Хорошо, что у капитана спутниковая карта, и положение корабля на ней отображается через GPRS. Дубликаты его экрана выведены во многих местах на корабле для пассажиров. Прикольно в любой момент видеть (как красный крестик) положение нашего судна на карте, с указанием точной скорости, курса и координат. Теперь, с такой системой, можно плыть и в знаменитых густых и частых Енисейских туманах. Не было бы такой системы - стояли бы сейчас, подавая специальные гудки, переводимые как "стою в тумане"…

Хотела еще поспать до Ворогово - оно в 11 утра, но не заснулось что-то. И слава богу: Ушла на палубу. А там - рассвет, солнце. Корабль вплывает в Осиновскую систему (это куча высоких скалистых островов, поросших лесом, это сужения и быстрины на реке). Еще и запахи - сырости, воды, леса и выпекаемых на корабле булочек… Эх, а могла бы все это проспать - было бы жаль.

Ворогово, стоянка 20 минут. Купили вяленой рыбы (оказалась съедобна лишь частично, только в самых тонких местах), хлеба и две банки малинового варенья. Часов в 8 вечера, с учетом опоздания, будем в Ярцево. А пока, два раза позавтракав, будем наслаждаться с Борькой тишиной и покоем. Катя с Олегом гуляют по палубе с девочкой Светой.

Играли в карты, мылись в душе и фотографировали розовое закатное небо и вечерне-ночной Енисей. Уже тепло и часть дня ехали с опущенным до упора окном.

Круизы по России Круизы по России

19 июня 2009. Проснулись в 11, уже подплывали к Подтесово. Крупный поселок в 500 километрах севернее Красноярска, ниже по течению Енисея. Это база всего Енисейского флота - тут строят, ремонтируют корабли. Также в Подтесово зимуют корабли и даже дебаркадеры со всей реки, потому что иначе весенний ледоход разобьет всё в щепки. Стоянка час. Поселок понравился - зелено, привольно, очень тихо. Шелестят листья тополей и берез. Купили сахара, чая, сока, печенья и яблок. Цены уже не Дудинские, а вполне Московско-Красноярские. Оттащили от "причала высокой воды" нас два крошечных, но наверное сильных буксирчика.

Енисейск.. Посмотрели действующий Спасо-Преображенский монастырь, ему 350 лет - для христианских поселений на Енисее - это немало. На территории - тихо-благостно, огородик, клумбы. Времени нет, оно замерло.

Город при свете дня понравился нам - добротный, много красивых наличников, яркие цветы в больших вросших в землю окнах. Густая и темно-зеленая трава везде, хорошие машины, много людей на улицах трудоспособного возраста - явно не одни старики в городе доживают. Стоянка была объявлена 40 минут, но на борт зашла милиция и что-то долго выясняла, в итоге простояли 1,5 часа. Наконец отплыли. Теперь больше суток будем ползти без остановок вверх по течению. Следующая остановка - Красноярск. Проплыли какую-то обсерваторию и радиотелескоп (по Борькиным словам, я не разбираюсь; честно, мне кажется, что и он тоже).

Отдых в Сибири, отзыв с фотоОтдых в Сибири, отзыв с фото

Пообедали вкусно. Салат из капусты, уха из разных видов рыбы, куриные котлеты с гречкой и компот из сухофруктов. Хлеб в ресторане всегда очень свежий, вкусный и к тому же дорогой (7 руб. кусочек) - из чего мы сделали вывод, что пекут его на корабле, заодно с булочками.

Еще не доплыли до слияния (вернее, разделения) Ангары и Енисея - приставали к заправщику, он залил в наш корабль 50 000 литров солярки - это почти полная железнодорожная цистерна. Почти час стояли посреди реки, напротив Лесосибирска. В Лесосибирске не приставали, а с воды были видны высоченные "скирды" из бревен. Высотой и протяженностью с многоквартирные дома.

Долго сидели на палубе, ждали "стрелки" - соединения Ангары и Енисея. Когда дождались, капитан поставил по громкой связи знаменитую песенку: "Навстречу утренней заре / По Ангаре, по Ангаре". Красиво и романтично.

Совсем уже ночью играли в карты, а потом побежали смотреть Казачинский порог. Постояли на носу - замерзли, оделись тепло и посмотрели еще раз карту, поняли, что порог будет к утру. Посидели с Олегом на палубе, по берегам попискивали-посвистывали какие-то птицы и животные. Наконец темно, это первая нормальная ночь после белых северных ночей. Корабль тихо крадется по воде - совершенно чужой этой речной жизни. Пошли спать.

Где отдохнуть с детьми

20 июня 2009. Проснулись и поняли, что Казачинский порог пройден, перед ним не ждали и не стояли. И, похоже, теперь уже не опаздываем. Так и вышло - свершилось невероятное, и корабль пришел в Красноярск даже не час раньше времени - а именно в 7 вечера. Обычно опаздывает и приходит в 2 часа ночи, и тогда уже до утра разрешается спать в каюте, такие правила. А в данном случае остаться до утра не разрешили даже за деньги. Мы тогда храбро поймали такси и поселились в гостинице "Север" - 400 руб/койка, туалет на этаже, душ в подвале. В номере телевизор. Только он вначале ничего не показывал, а Борька покрутил какие-то контакты, и оно заработало. Олег с Катей ему прямо-таки аплодировали, а Катя назвала волшебником. Мы с Борькой оббежали две центральные улицы Красноярска - ул. Мира и ул. Ленина. Очень познавательно и красиво.

21 июня 2009. Проснулись, за 800 рублей милая женщина-таксист (по совместительству многодетная мама (сын 15 лет, сын 11 лет и сын 2 года) довезла нас до аэропорта Емельяново. Полет прошел гладко. Вот мы где-то над Россией между Волгой и Енисеем.

И вот уже подлетели к Шереметьево. Такси быстро и без пробок довезло нас до нашей драгоценной Малаховки. Замечательное путешествие завершено. Нам было интересно, весело и почти всегда комфортно. Но как же хорошо дома!

отдых с детьми на теплоходе по Енисею отдых с детьми на теплоходе по Енисею

Здесь можно посмотреть еще фото.

В тексте описан личный опыт автора
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат
Оставить комментарий к статье "Как мы катались по Енисею от Красноярска до Дудинки на теплоходе"

Вы не авторизованы.

Поделитесь:

02.07.2009
Обновлено 09.03.2020
Статья дня
Используем в пищу то, что выросло само
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат
Близкие по теме статьи
Подвиг на Енисее. История секретного груза
Подвиг на Енисее. История секретного груза
Журналистское расследование спустя 40 лет
Далёкие берега. Часть 1
Далёкие берега. Часть 1
Адаптация пугает своей непредсказуемостью...
Речной круиз по Волге и экскурсии в Вологду, Белозерск и Череповец
Речной круиз по Волге и экскурсии в Вологду, Белозерск и Череповец
Интерактивная экскурсия по Белозерскому кремлю, отзыв. Что посмотреть в Череповце и Вологде
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!