Содержание:

К содержанию

Почему "без экскурсовода"?

Возможно, вы уже успели обратить внимание на то, что в большинстве наших музеев для дошкольников, равно как и для школьников младших классов, специального экскурсионного обслуживания не предусмотрено. Оно и понятно: деньги небольшие, а сил затратить придется немало. А если и есть такие виртуозы (преимущественно в центральных музеях Москвы и Санкт-Петербурга), то и к ним можно попасть не всегда. А ведь ребенку младше 8-9 лет в большинстве случаев почти невозможно уследить за всем объемом информации, излагаемой на стандартной экскурсии. Итак, мы решили поделиться с вами, уважаемые читатели, не только размышлениями о том, как же самостоятельно организовать для малыша экскурсию по музею, но - и это, пожалуй, главное - как привить ему потребность в таком досуге.

Музей - это не "Выход в свет" и не детская площадка. Ваша главная задача - отнюдь не в том, чтобы любыми силами создать праздничную атмосферу "встречи с прекрасным". Первое, чего следует избегать - устойчивой схемы: "красиво оделись - проехали в метро - проскучали час в музее - купили открытку - пошли в буфет". В каждом элементе по отдельности нет ничего плохого, но когда посещение музея - обязательное и неизбежное преддверие к пирожному, согласитесь, смысл его несколько теряется. Вторая крайность, подсмотренная в западных музеях, но неверно понятая - "ребенок в музее ведет себя, как ребенок". Поверьте опыту: если позволить даже двум (а тем более трем-четырем) шестилетним детям сидеть перед картиной на полу, вы с полной уверенностью можете ждать, что уже через минуту они будут заняты ползаньем и акробатическими упражнениями. Никто не убедит меня в том, что нормальный ребенок старше трех лет не способен провести минут сорок на ногах, без еды, не падая на пол, не посещая туалет, по возможности воздерживаясь от ковырянья в носу. Золотая середина не всегда достижима, поэтому допускаются варианты.

Для того чтобы посещения музеев перестали быть чем-то из ряда вон выходящим, главное - непринужденность и никакой обязаловки: шли по улице, решили зайти посмотреть картины. Не смущайтесь, если вы пробудете в музее недолго. Даже лучше, если заранее решите осмотреть за свой визит не всю экспозицию, а что-то определенное: "Зайдем, посмотрим "Царевну-лебедь" ("Богатырей", "Красного коня" - что угодно). Если вы живете далеко от музея, предлогом для культпохода могут стать поездка к бабушке, в магазин, просто прогулка. Принцип тот же - "А теперь, зайдем, посмотрим...". И не стоит обещать ребенку от посещения музея каких-то чудес, иначе вы просто рискуете разочаровать его.

Живопись и скульптура - искусства (как ни странно) не зрелищные, они никогда (за редкими исключениями) не произведут на ребенка такого сильного впечатления, как цирк или театр. Привлечь, создать устойчивую привычку смотреть и видеть может именно обыденность, простота и добровольность контакта с искусством: посмотрим, что хотим, и уйдем, когда захотим. И не смущайтесь, если вы одеты не "на выход" (лучше, конечно, не в тренировочных штанах и более-менее опрятно), а сдать в гардероб большие сумки с покупками - дело житейское. И, конечно, не стоит идти смотреть картины перед посещением зубного врача или после тяжелого школьного дня.

К содержанию

Когда начинать? Зачем начинать?

Хочется сказать - чем раньше, тем лучше, но тут есть свои сложности. В бесплатных (да и не только) французских и швейцарских музеях коляска с годовалым младенцем - обычное зрелище. У нас с коляской, скорее всего, не пустят. Можно подождать до полутора лет, а потом частично вести по залу, частично нести на руках. Ничего не поймет? Но вы же показываете ему картинки в книжке. И в чем, собственно, необходимость как можно раньше начинать показывать ребенку хорошую живопись, хорошие книжные иллюстрации, наконец, красивые дома, улицы? Абстрактное и ничего не говорящее большинству людей понятие визуальный ряд на самом деле значит очень много. Речь не идет о воспитании высокоразвитого художественного вкуса, способности судить и ценить произведения искусства. Речь - о своего рода иммунитете, сопротивляемости организма и глаза прежде всего к многочисленным внешним раздражителям, которые по отдельности не кажутся нам страшными (подумаешь, реклама, комикс, мультик, покемон, телепузик), но вместе составляют среду, в которой приходится жить. Оградить от нее полностью ребенка невозможно (да и, наверное, ни к чему), гораздо важнее хотя бы на уровне зрительного восприятия, создать альтернативу, дать понять, что существуют и другие картинки.

Минимум того, что вы можете сделать, - просто показать: вот, есть еще и такое. Максимум - дать представление о том, где норма, а где отклонение от нее. Выбор останется за ребенком. Поэтому даже после двадцати экскурсий он вполне может заявить вам: "А мне все равно черепашки-ниндзя нравятся больше". Зная при этом, что черепашку Рафаэля зовут как художника, а не что "Сикстинскую мадонну" написала черепашка.

К содержанию

Куда пойти?

Подойдут любые, даже маленькие художественные музеи, какие есть в вашем городе. Единственное пожелание: лучше, чтобы это все-таки была не коммерческая выставка-продажа. Не та атмосфера. Среди московских музеев - это прежде всего Третьяковка и Пушкинский. Но можно пойти и в любой другой. Очень хороши для таких посещений маленькие музеи: Тропинина, Васнецова, Рериха. Их адреса и расписание всегда можно найти в журналах "Досуг", "Каникулы" или "Афиша".Очень хорошая традиция - заходить несколько раз в один и тот же музей, тогда и сам он становится каким-то "домашним", и все в нем - приятно узнаваемым.

К содержанию

От 1,5 до 3 лет

Что же показывать в музее такому малышу? То же, что и в книжке с картинками. Пройдите по залам, обращая его внимание на могущих заинтересовать персонажей: цветок, виноград, яблоки в натюрморте; дети и животные на портретах и жанровых картинах; деревья, облака - на пейзажах и, конечно, сказочные сюжеты. Главные вопросы сейчас: "что?" и "кто?". Неважно, задержитесь вы в одном зале или пройдете по разным, время от времени останавливаясь. В два-три года ребенок еще не знает, что в музее может быть скучно, ему интересно узнавать знакомое.

К содержанию

В 4-5 лет

Таким детям можно рассказывать о сюжетных картинах. Не будет подмены живописи литературой, если вы расскажете о том, как запорожцы пишут письмо султану, или о том, что, наверное, говорит мама мальчику на картине "Опять двойка", или обратите внимание ребенка на то, как бедный аристократ прячет свой завтрак - кусок черного хлеба - от внезапного утреннего посетителя. Детям пяти-шести лет вполне понятна тонкая ирония на картинах Федотова: говорят, художник и сам декламировал перед ними смешные стихи собственного сочинения. Два особых разговора - о скульптуре и о сказочных сюжетах. Традиционно считается, что скульптуру смотреть скучно, но детям она часто нравится больше живописи, хотя они иногда и боятся слишком больших статуй. Показывая конных кондотьеров в Итальянском дворике Пушкинского музея или "Старичка-полевичка" Коненкова, важно не только сказать, что дяденька - бронзовый (на самом деле он гипсовый, бронзовый в Италии, но это неважно), а дедушка - деревянный, стоит обратить внимание на действие: "Смотри, как стоит (сидит, идет, едет)". Ведь скульптура, особенно круглая - искусство моторное, мы воспринимаем ее в движении и через движение. Давид готовится метнуть камень, Моисей встает с трона, боги и титаны с Пергамского алтаря борются друг с другом... Больше - действия, меньше - сюжета.

Можно сходить на постоянную экспозицию под открытым небом рядом с Домом художника, где находится множество интересной скульптуры (особенно - животных), которую ребенок может даже потрогать и лично убедиться в различии между деревянными и каменными изваяниями. Тактильное, осязательное восприятие скульптуры - вещь тоже необходимая, но в обычном музее невозможная.

Теперь о сказке. Пятилетнему уже можно предложить другую задачу: попробовать сформулировать, где видней "сказочность" - в "Иване-Царевиче на сером волке" Васнецова или, например, в "Пане" Врубеля. В эту цепочку можно включить и Нестерова, и греческую скульптуру на сюжеты из мифов (если они знакомы ребенку). В этом же возрасте можно начинать говорить о техниках - особенно если и вы, и ребенок рисуете: где графика (рисунок или гравюра), где живопись (прежде всего масло - на холсте или дереве), как ложатся краски (гладко, плотно, выпукло). Лучше рассказывать об этом, если это интересует вас самих. Если нет - не нужно. Почерпнуть нужные сведения можно из прекрасных, но, к сожалению, давно не переиздававшихся книжек В. Алексеевой "Что такое искусство" и А. Воловика "Человечек на стене".

К содержанию

В 6-7 лет

В этом возрасте ребенка уже вполне можно познакомить с общеизвестными жанрами живописи - научить различать натюрморт, портрет, пейзаж. К ним можно подключить жанровую и историческую картины.В этом возрасте дети обожают отгадывать загадки. Но интересно не только дать угадать жанр произведения (это слишком просто), а предложить посмотреть, как эти жанры ведут себя в сочетании друг с другом. Например, зачем натюрморт "прячется" в портрете (Боровиковский, Венецианов), или что делает пейзаж в исторической и мифологической картине (фантастические фигуры облаков в "Одиссее и Навзикае" Серова, серый цвет снега в "Боярыне Морозовой" Сурикова).

И еще: не водите совсем маленьких или не знакомых с христианскими понятиями детей в музеи икон (иконные залы Третьяковки, Музей Рублева и т.п.). Посещение целого зала икон для них слишком тяжело. Никогда не забуду радостного крика девочки лет шести (только что прослушавшей экскурсию) при виде конного Архангела Михаила из иконы "Благословенно воинство": "Смотрите, смотрите, Бог на Пегасе!". Даже если вас не покоробит такое невольное кощунство, лишняя путаница в детской голове не нужна. Итак, если вы не религиозны, доверьте знакомство с этим древним видом искусства - но годика через два - профессиональному экскурсоводу.

К содержанию

В 7-8 лет

Это время, когда от вопросов "что?" и "что делает?" пора перейти к "как?". Обращайте внимание ребенка на все, что вам кажется интересным, странным, смешным. Не злоупотребляйте словом "красивый", лучше - "интересный". "Как ведет себя белая салфетка рядом с зеленой рюмкой в натюрморте Кончаловского?" (вот готовое понятие "рефлекс"). "Смотри, как тихо падает вода рядом со спящими людьми в "Фонтане" Кузнецова" (вот и представление о настроении в живописи).Не бойтесь, если вам покажется, что вы сами недостаточно хорошо разбираетесь в искусстве. И не смущайтесь быть с ребенком на равных: "Смотри, какой желтый лимон на синей скатерти", "Ну и длинные ноги у этой балерины - разве так бывает?". Замечать курьезное, забавное, необычное - тот же путь к видению.

Сначала "Угадай, что тут неправильно" (с вашей точки зрения), а потом и "Как ты думаешь, почему?", "А как было бы, если бы было по-другому?". Пока самое важное - научить ребенка смотреть и замечать интересное. Словам и терминам, если будет нужно, научат лектор и экскурсовод. Конечно, мы не призываем вас к фамильярности с произведениями искусства, но и излишний пиетет тоже может только повредить. Нет ничего скучнее, чем говорить ребенку: "Посмотри, какая прекрасная картина" - это прямой путь в буфет к пирожному.

К содержанию

Давай зайдем еще?

Итак, вы прошли по залам, что-то посмотрели. Чувствуете, что пора на выход. Теперь - самое существенное - вопрос, который всегда задается и на который дети никогда после посещения музея не могут ответить (или ответ получается явно искусственный): "Что тебе больше всего понравилось?". Только формулировать его нужно по-другому: "Хочешь, перед уходом вернемся и еще раз посмотрим на что-нибудь?". Ребенок должен выбрать сам, к чему из увиденного он хотел бы вернуться. Не хочет ни к чему - тоже не страшно. "Тогда просто пройдем обратно и на обратном пути посмотрим, что уже видели. Вот, помнишь...". И если в один прекрасный день ребенок попросит: "Давай зайдем еще посмотрим, как моется красная лошадь", - считайте, что ваша задача выполнена.

Анна Владимирова.

Статья из майского номера журнала.