Содержание:

Конечно, снимать при ярком солнце и высоких облаках — приятно и интересно. Но что делать, если погода переменилась и пал густой туман, или дым горящих торфяников окутал город, или пошел снег? Не надо зачехлять аппаратуру и класть ее на полку. Ведь туман или снегопад — просто иное состояние природы, которое ставит перед фотографом задачи, которые весьма интересно решать.

К содержанию

Съемка в тумане

Основные свойства тумана — приглушенный колорит и увеличение глубины пространства. А если при этом поместить на передний план какой-нибудь объект, то эти свойства проявятся еще ярче. Понятно, что туман может стоять только в безветренную погоду. Это значит, что водные поверхности неподвижны и зеркальны. Чтобы использовать все эти особенности, я пришел в туманный день на Краснохолмский мост и дождался, когда из дымки появился катер, который своим следом нарушил неподвижность воды и уравновесил композицию снимка (вспомните правило "двух третей").

Как фотографировать при пониженной видимости

Москва-река в тумане. Камера Sony DSC-F828, 100 ISO, 1/100 сек., f 8

Туман придает фотографии ощущение неопределенности и загадочности, даже если вы снимаете очень простой сюжет. Особенно ярко это видно при съемке железнодорожных путей, уходящих в туман. Этот снимок весьма "литературный" — даже красный семафор как бы предупреждает: стой, впереди неизвестность! Несмотря на претензию на художественность, он может быть использован в виде тематической иллюстрации. Не забывайте, что туман рассеивает свет, поэтому лучше ввести коррекцию экспозиции на +2/3 диафрагмы.

Как фотографировать при пониженной видимости

Утро на железнодорожной станции. Камера Nikon D3, объектив Nikkor 24-120, 400 ISO, 1/45 сек., f 8

Ночной туман превращает снимок в монохромный, так же как и дневной, и только детали переднего плана хорошо читаются и имеют свою расцветку. Ночная подсветка через туман создает малоконтрастное рассеянное освещение, подсвечивающее тени и приглушающее света, как на этом снимке собора Нотр-Дам в Париже.

Как фотографировать при пониженной видимости

Париж, вид на собор Нотр-Дам. Камера Nikon D3, объектив Nikkor 24-120, 200 ISO, 6 сек., f 8

Очень красивый световой эффект возникает в ночном тумане при контровой подсветке памятников и сооружений. Туман смягчает контраст и резко отделяет первый план от второго, создавая дополнительную глубину снимка. Если бы тумана не было, у нас бы получился световой контур на колоннах моста и небольшая отраженная подсветка березы на втором плане. Это хорошо видно на снимке Большого Дворцового моста в Царицыно.

Как фотографировать при пониженной видимости

Большой Дворцовый мост в Царицыно. Камера Nikon D3, объектив Nikkor 24-120, 100 ISO, 32 сек., f 16

Источники искусственного освещения в тумане совершенно преображаются. Они теряют очертания и повисают в пространстве светящимися шарами. Когда я показываю этот снимок, сделанный туманным утром на аэродроме в Великих Луках, то поясняю, что это не луна, не солнце, и ничего я не впечатывал — просто вертится аэродромный прожектор на столбе, который не виден в густом тумане. Не будь тумана, я бы снимал вертолет в другом ракурсе.

Как фотографировать при пониженной видимости

Великие Луки, туман на аэродроме. Камера Nikon D3, объектив Nikkor 24-120, 200 ISO, 1/16 сек., f 4