К школе мы начали готовиться в 3,5 года. К этому времени мы уже знали кое-какие буквы, а так как собирались пойти сначала в музыкальную школу, то стали учиться читать. В возрасте 3 года и 10 месяцев Саша буквально за неделю научилась читать. Кстати говоря, читать учились по букварю Жуковой. Прочитав 1/3 букваря, и убедившись в том, что читать можем, мы забросили наше занятие. Саша ходила в сад, там с ними занимались. Дома же мы больше внимание уделяли чтению детской литературы. Читали много, разную литературу, в основном классику. Воспитатели в средней группе рассказывали, что Саша — палочка-выручалочка на занятиях. Всегда знает правильный ответ. Начиная с нового года, я стала теребить воспитателей вопросом: "А может, нам в школу пораньше? А может, сразу в подготовительную группу?" Однажды на замене была воспитатель из старшей группы. На мой шутливый вопрос, возьмут ли они Сашу к себе с сентября, воспитатель сказала, что конечно, она же старше всех. А Саша родилась в конце мая, и в своей группе была одна из самых маленьких. Над вопросом, когда идти в школу, мы с мужем мучительно думали все лето. А 1 сентября, придя в свою группу, мы получили отказ. Оказывается, нас уже перевели в ту самую подготовительную. Первый месяц группа повторяла материал старшей группы. Мы дома с мужем пытались учить с дочкой гласные, разбирались, каким цветом помечать звуки (красный, синий, зеленый...). После пары недель мучений Саша сама начала во всем этом разбираться (а я так до сих пор путаю). К октябрю Саша полностью догнала своих одногруппников. А к маю успешно закончила детский сад. Воспитатели в один голос нам сказали: "В чем она будет уступать, так это в росте".

Дома никаких дополнительных занятий мы не проводили. Просто читали, иногда смотрели хорошие фильмы, еще реже — мультфильмы. Саша весь этот год ходила в подготовительный класс музыкальной школы, куда нас сначала не хотели брать в силу маленького возраста (5 лет и 3 мес. на 1 сентября). Успешно сдав вступительный экзамен по музыке, Саша поступила в 1 класс музыкальной школы. В это время я работала учителем математики в школе недалеко от дома, куда и предполагалось нам идти учиться. "Разведав" обстановку, мы выбрали учителя и записались в первый класс. Там мы, конечно, оказались самыми маленькими. Кстати говоря, к 5,5 годам Саша стала сама самостоятельно читать книги. Ей это было интересно. Читала сама себе, младшему брату (они у нас погодки).

1 сентября 2007 года мы пошли в первый класс. Чтобы дочка не потерялась среди одноклассников, я купила два огромных банта. Интересно, что это было воскресенье, а значит, предстояла длинная рабочая неделя. Я не заметила никаких трудностей у дочери. Она каждый день с восторгом рассказывала про школу, учительницу, одноклассников. Техника чтения у нас сразу была на 2 месте в классе. При письме рука сначала не совсем хотела слушаться, но после усиленных тренировок, она "сдалась". Дети в классе оказались совсем не "дылдами", поэтому мы очень органично влились в коллектив. Двое деток были шестилетками. 2/3 класса были мальчики, это нас не смущало — Саша всегда играла с мальчишками в футбол, лазила по деревьям. Во дворе практически все дети — мальчишки, да еще брат. При этом мы продолжали заниматься музыкой и записались в бассейн.

За год мы школу пропустили 1 раз — ходили делать флюрографию. И все. Скажу честно, единственное, что было неприятно — делать уроки. Конечно же, лень! А что поделаешь... Музыкой заниматься каждый день еще хуже. Но надо — значит надо. По осени были проблемы с режимом: хочется играть, а надо делать уроки. Но потом, убедившись, что вредные уроки все равно надо делать, договорились их делать быстро, чтобы успеть поиграть и погулять. Уроки Саша всегда делала сама. Но, конечно, приходилось проверять. Я проверяла только письменные задания, т.к. устные предметы запоминались и читались очень быстро. В итоге мы закончили 1 класс на все пятерки. Нам торжественно вручили "Похвальный лист". Учительница весь год ни разу не пожаловалась на плохую подготовку или еще что-нибудь. Математику мы учили по Петерсону и по местному учебнику параллельно. Поэтому никаких пробелов нет (это я как математик говорю). Мы по учебникам уже должны считать до 100 без перехода через десяток. Саша же сообразила сама, как действовать дальше, например, "53-17". А недавно, спросив у папы какой-то пример из таблицы умножения, поразила его тем, что смогла умножить 14 на 7 без ошибки, лишь уточнив сколько будет 4 x 7. С умножением она разобралась после объяснения моей подруги, которая забирала ее как-то из школы. Ну, не выучили мы пока как следует таблицу умножения.

Стихи наизусть Саша неоднократно читала сразу после того, как их задали. За что и получала в дневник отметку "6". С русским языком никаких вопросов не возникало, даже классических трудностей с заучиванием словарных слов. И английский мы учили, и казахский. И читаем на уровне 4 класса. И даже прыгали в длину на физкультуре не хуже других, выполняя нормативы.

В музыкальной школе у нас тоже все "5", хотя были текущие и "3". И "2" получали, когда к пианино долго не подходили. У всех такое бывает. А в бассейне нас взяли заниматься в спортивную группу. Бесплатно, т.к. стали "подавать надежды".

А еще у нас растет младший брат. Совершенно обыкновенный мальчик, не хуже других. Любит играть в машинки и ленится читать (ему слушать гораздо больше нравится). Вот его-то мы отдадим в школу вовремя, в 7 лет. А в этом году мы пойдем в подготовительный класс, а потом уже и в первый. С Пашей мы торопиться не будем. Пусть будет лучше хорошистом (или отличником), чем неуспевающим. Мы можем читать по слогам, можем записать свои мысли печатными буквами. Память неплохая. Но при этом мы очень подвижные, не можем долго сидеть на одном месте.

Вывод хочется сделать следующий: каждый ребенок — особенный, кому-то можно идти в школу рано, кому-то позже. Самое главное — в таком еще очень юном возрасте не искалечить ребенка, не повесить на него разные ярлыки. Нельзя еще в первом классе выбрать специализацию (мы думали, что Саша — гуманитарий, а она вон как считать начала). Главное, чтобы воспитание и образование шли в комплексе, без перекосов. Чтобы родители поддерживали учителя, а учитель — родителей. И, самое важное — выбирать нужно не школу, а учителя. Начальная школа должна закладывать базу, а не просто развлекать и оберегать детей от всех и вся .

Хочется пожелать всем найти своего настоящего учителя, по которому ребенок будет скучать и во время каникул. И в школу будет идти как на праздник, в ожидании чего-то нового и интересного.

Екатерина, Rexberg@yandex.ru