Содержание:

Человек удивительное существо: нет бы просто радоваться, что худо-бедно обрёл речь и смог общаться с соплеменниками, — так он ещё и решил свои впечатления записывать и потомкам передавать. Сначала эмоции от удачной охоты выражал рисунками, потом рисунки как-то стали постепенно сворачиваться в символы, становились всё абстрактнее и абстрактнее: кто целые слова записывал значками-иероглифами, кто хитрее придумал — каждый звук обозначал особым значком, а уж из значков слова комбинировал. Так и до азбук дожили, до летописей, до книг, до романов и стихов, до торжественных речей и слов на заборе. Но это если говорить о человечестве в целом.

А как же отдельно взятый человек начинает писать? Что должно произойти, чтобы ребёнок из человека говорящего превратился ещё и в человека пишущего?

Напомним: речь ребёнка заканчивает формироваться к пяти годам. К этому возрасту ребёнок интуитивно усваивает нормы родного языка, его словарь позволяет выразить мысли — порой весьма философские, пересказать услышанное и увиденное, придумать что-то своё. Он уже усваивает грамматические категории родного языка, различает похожие звуки (развивается фонематический слух), справляется со словами сложной слоговой структуры. Услышав ошибку в своей или чужой речи, способен указать на неё; исправляется и редко ошибается, если на неправильное звучание указывают взрослые. Человек пяти лет правильно произносит звуки родного языка.

У ребёнка в этом возрасте происходит качественный скачок в развитии мышления, физически он становится более выносливым, совершенствуются также тонкие движения пальцев. Он способен к длительному контролю своих действий. Значительно улучшается координация движений, меняются даже обменные процессы, потихоньку становясь "взрослыми". Если ребёнок младшего возраста с трудом концентрируется на одном и том же виде деятельности, еле выдерживая даже 30-минутное занятие, то 6-7-летний способен относительно смирно высидеть сорок минут занятий, почти никак не связанных с игрой.

К содержанию

Путь юного писателя

Ребёнок, который готов обучаться письму, уверенно ориентируется в схеме собственного тела, в пространстве, контролирует мелкие моторные движения (способен аккуратно заштриховать контур, скопировать рисунок), умеет планировать свои действия.

Порой мамы гордо говорят — ой, пишет что-то... показывают трогательные каракули, а то и списанное — вернее, скопированное — слово; и ребёнок может сообщить — вот, написал. Но это ещё не письмо, а скорее подражание взрослым действиям — пожалуй, даже пирамидка из кубиков ближе к настоящей башенке, чем эти каракули к будущему письму. Однако — скопировал, и почти точно. Значит, желание-то уже появилось!

Но как же этому желанию помочь трансформироваться в умение?

Если устная речь формируется у ребёнка в процессе общения со взрослыми, то речь письменная требует целенаправленного обучения. В детских дошкольных учреждениях детей готовят к обучению грамоте: учат различать похожие звуки, разбирать слово по звукобуквенному составу, делить слова на слоги. Уделяется внимание развитию руки и зрительному восприятию: детей учат аккуратно раскрашивать, соблюдая контуры рисунка, выполнять разные виды штриховки, составлять рассказы по сюжетным картинкам.

А что же делать тем детям, которые не посещают детские сады? Да всё то же самое! Если ребёнок лепит, рисует, собирает мозаики и пазлы, развивается физически, если ему читают, разбирают с ним в дружеских беседах увиденное — будь то спектакль, прочитанная книга или какое-то интересное происшествие из жизни, — то это тоже подготовка к трудному процессу обучения письменной речи.

К содержанию

Играем в слова

Полезна привычка играть с ребёнком в речевые игры. Например, "назови пять..." (пять имён девочек, пять диких животных, игр, цветов и так далее), или придумать слова на заданный звук: А — арбуз, арлекин, азбука... Можно усложнить задания: придумать предложение со словами, начинающимися на один и тот же звук. Игра "Цепочка" хорошо развивает память и словарный запас: один игрок называет слово, второй говорит первое слово и добавляет своё, первый игрок проговаривает эти два слова и добавляет третье... Игра длится, пока память игроков не начнёт сдаваться. И это задание можно усложнить, сочиняя предложения по очереди. Трудно удержать слова в определённой последовательности, но это только прибавляет азарта. "Лыжник!" — "Лыжник катается" — "Лыжник катается в лесу". Один ребёнок однажды так увлёкся этой игрой, что в конце получилась драматическая история про несчастного лыжника, который "очень долго катался в зимнем лесу по снежным тропкам, попал в ямку, сломал лыжи и ногу, а его увезли в больницу!"

Очень полезно с дошкольником играть в лабиринты. Такого рода головоломки издаются сейчас в большом количестве, часто их печатают в детских журналах.

Если ребёнок умеет читать хотя бы немного, можно поиграть с ним в ребусы или в "сломанные слова". Написать слово, поменяв местами некоторые буквы, и предложить восстановить порядок. Или "неправильно" выложить слово из букв магнитной азбуки и попросить о помощи.

К содержанию

Покоряем пространства

Обязательно надо учить ребёнка ориентироваться в пространстве. Вверх, вниз, влево, вправо, вытащи из-за шкафа, положи в шкаф, спрячь под шкаф. Подними левую руку, а правой почеши левое ухо... Бывает, что у ребёнка солидный возраст — скажем, лет семь, а он неточно выполняет эти инструкции. Конечно же, ему тяжело будет осваивать письменное пространство, раз путается в обычном.

Также необходимо ориентироваться на плоскости бумажного листа. Хитрые задания "нарисуй пять грибочков слева направо", "нарисуй в левом нижнем углу цветочек, а в правом верхнем кружочек" иногда ставят в тупик даже первоклассников, поэтому полезно не просто отправлять любимое чадо к карандашам и альбомам ("Ну, нарисуй что-нибудь, пока я убираюсь!"), а именно учить рисовать. От родителей не требуется тайных знаний о законах живописи, но научить ребёнка соединять две точки, рисовать прямые, уметь обводить по контуру — это может любой, даже не самый художественно одарённый родитель. Тем более что сейчас выпускается много раскрасок, ориентированных именно на подготовку руки к письму. И начинать надо не с прописей с буквами, а именно с кажущихся такими простыми заданий: "дорисуй дождик", "нарисуй дорожку от ёжика к яблоку" и так далее.

Существуют не связанные прямо с письмом, но очень важные упражнения для развития координации движений рук: перебрасывать мячик из одной руки в другую, подбрасывать и ловить мячик определённое количество раз, попадать мячиком в цель. Для тех же целей можно поиграть с ребёнком в "Штирлица": выложить из спичек или счётных палочек изображение и попросить повторить. Можно усложнить задание: показать изображение, спрятать и попросить выложить такое же. Можно попросить бедного дошкольника закрыть глаза или отвернуться, коварно немного "сломать" изображение (исказить его или убрать какой-то элемент), а потом попросить "починить". Всё это тренирует и память, и ориентацию на листе, да к тому же мелкую моторику развивает. Естественно, начинать надо с простых изображений — квадрат, домик — и лишь потом усложнять. Ребёнок может сам придумать, что бы такое сложить из палочек, а потом ещё и рассказать про созданное, придумать какую-то историю. Ничего страшного, если в процессе "палочкостроительства" не всё сразу будет получаться или рассказывать интересные истории на первых порах чаще придётся родителю — само по себе это упражнение может стать интересной игрой.

К содержанию

Рассказываем по писаному

Перед тем научиться писать, дети уже осваивают чтение. Независимо от того, читает ли ребёнок сам, или ему пока читают взрослые, полезно разбирать с ним небольшие по объёму рассказы, даже если они состоят из нескольких упражнений. Несколько простых вопросов (Про кого этот рассказ? как зовут героя? что он сделал? а потом что случилось? а ты как думаешь, как надо было? а где стояла собачка? а какое время года было? И так далее, ориентируясь на сюжет) помогут выяснить, понимает ли ребёнок прочитанное, и приучат его запоминать услышанное и пересказывать. Ведь отвечать на коротенькие вопросы легче, чем сразу пересказывать весь рассказ. Если позволяет произведение, можно неожиданно прервать чтение и спросить маленького слушателя: "А как ты думаешь, что будет дальше?" — или: "Как ты думаешь, что ответил мальчик?" А позже сравнить версию ребёнка и автора. Это не только полезно для воображения, но и учит внимательно слушать и анализировать прочитанное. Ведь в будущем, когда ребёнок уже будет писать, он должен быть готов не только к механическому начертанию знаков, но и к их осмыслению, иначе это будет не письменная речь — она так и не появится, останется на уровне каракулей.

***

К содержанию

Родителям на заметку

  • В понятие "письменная речь" входят чтение и письмо — то есть умение "брать" — различать абстрактные графические символы, сопоставляя их с определённым значением, и умение "отдавать" — передавать закодированную таким образом информацию в пространстве и фиксировать во времени.
  • Письменной речью человек способен овладеть только в условиях целенаправленного обучения. То есть метод "сам как-нибудь освоит" не подходит.