Это не болезнь и не дурная привычка

- Настороженное отношение к левшам сложилось исторически. В языках многих народов слово "левша" означает также "неумеха", "неуклюжий", "неискренний", "незаконный", даже "зловещий". В 1924 году доктор Капустин публично заявлял, что "чаще всего (приблизительно в 3/4 случаев) левша все-таки есть дегенерат".

На вопросы корреспондента "РС" отвечает Марьяна БезрукиХ, доктор биологических наук, директор Института возрастной физиологии РАО.

- В моей детской дворовой компании был один мальчик: снежки бросал левой рукой (очень, кстати, метко), этой же рукой играл в бадминтон. Мы, дети, на это особого внимания не обращали, а вот взрослые смотрели на него косо...

- Настороженное отношение к левшам сложилось исторически. В языках многих народов слово "левша" означает также "неумеха", "неуклюжий", "неискренний", "незаконный", даже "зловещий". В 1924 году доктор Капустин публично заявлял, что "чаще всего (приблизительно в 3/4 случаев) левша все-таки есть дегенерат". В то время многие разделяли эту точку зрения и соответственно к левшам относились. Позже считать всех левшей без исключения ненормальными перестали, но всех в обязательном порядке переучивали. Поэтому в нашем обществе леворуких людей практически не было. Только в 1976 году состоялась первая конференция, посвященная проблеме левой руки. Она называлась "В защиту здоровья леворуких детей". Никогда не забуду выступления одной пожилой учительницы, которая искренне удивлялась: "Не понимаю, зачем вы здесь собрались? Я с вашей проблемой справляюсь очень просто - надеваю ребенку на левую руку варежку, завязываю, чтобы не снял, и все. У меня все пишут правой рукой!"

- С этим столкнулась одна моя знакомая. Три года назад повела записывать в школу сына-левшу, а учительница заявила, что она леворуких не учит, и велела срочно до начала занятий от этой дурной привычки избавиться.

- Активная левая рука - это не болезнь и ни в коей мере не дурная привычка. Это индивидуальный вариант нормы. В начале прошлого столетия многие специалисты считали ее патологией. Другая крайность - представления о повышенном проценте гениев среди леворуких людей. И то, и другое - недоказанные теории.



- Почему ребенок становится левшой?

- Есть несколько причин. Одна - наследственность. Существует понятие "семейное левшество". В течение последних тридцати лет предпринимались попытки найти ген леворукости. Не нашли, и закона наследования этого признака мы пока не знаем. Однако генетическая обусловленность доказана: если оба родителя - левши, вероятность рождения у них леворукого ребенка.

Существует и так называемая компенсаторная леворукость. Как правило, она возникает в результате дисфункции мозга. Дело в том, что деятельностью правой стороны тела - моторикой, ощущениями - ведает левое полушарие головного мозга. Если в развитии этого полушария происходит сбой, то его задачи берет на себя правое полушарие, управляющее левой стороной тела. Вот почему более активной и ловкой становится левая рука.

- Как относятся к леворуким детям в других странах?

- Недавно я вернулась из Китая. Там ребенка, если он левша, не выделяют из общей массы. Никто не обращает внимания, в какой руке ребенок держит кисточку для письма. Пишет ребенок - ну и ладно. А какой рукой пишет - значения не имеет.

- Выходит, там левшей не переучивают?

- Конечно, нет. Это у нас непримиримая борьба с левой рукой начинается порой задолго до школы. Заставляя ребенка перекладывать кубик или ложку, не говоря уже о карандаше, в правую руку, родители свято верят, что действуют исключительно во благо своего дитяти. С рабочей правой рукой ему, мол, будет "спокойнее жить". Другие родители в свое время сами прошли через эту нелегкую процедуру и ранним переучиванием хотят избавить ребенка от трудностей, с которыми он может столкнуться в школе. Стоит ли это делать?

Представим себе наследственный вариант леворукости. Так распорядилась матушка-природа - в данном случае ребенку удобнее работать левой рукой. Это означает лучший контроль, лучшую координацию движений. Почему мы должны заставлять ребенка отказываться от лучшего, более эффективного способа действия и заставлять его делать то же самое хуже и более сложным путем? Переламывать природу - дело неблагодарное и чреватое серьезными последствиями. Навязанная деятельность неведущей рукой способна вызвать серьезные нарушения в функциональном состоянии ребенка, даже замедлить его рост. Тем не менее тактика нашего общества в этом случае была знакомой: "Мы не можем ждать милости от природы, взять их у нее - наша задача". Брали. А расплачивались дети - нервными болезнями, сломанными судьбами.

- Что же родителям делать?

- До 4 - 4,5 лет вообще не стоит обращать внимание на то, какой рукой ребенок активнее действует. В этом возрасте дети с одинаковым успехом или неуспехом пользуются обеими руками. И никаких "Возьми в правую руку!.." Это может перерасти в ненасильственное переучивание. Пусть пока развиваются обе руки. Пусть ребенок делает как ему удобно. Какая рука у него рабочая - правая или левая, можно с большой долей точности определить только после 4,5 лет. Понаблюдайте - если ребенок явно отдает предпочтение одной руке, то ложку, кубик, карандаш следует ему вкладывать именно в эту более ловкую руку. И именно эту руку тренировать для последующего письма.

- Что ждет маленького левшу в школе?

- Большие проблемы. Особенно если ни родители, ни учителя не подозревают, что перед ними - левша. (Такое часто бывает, когда ребенку сызмала твердят "возьми в правую руку", а он так и делает.) Если в школе сразу начинаются проблемы с письмом: ребенок никак не может научиться правильно выводить буквы, выходит за строку, изображает буквы зеркально, это сигнал - проверьте руку. Существует специальный комплекс заданий, позволяющий определить, какая рука у ребенка ведущая. Могут возникнуть и куда более серьезные проблемы: капризы, беспокойный сон, повышенная возбудимость, плаксивость, плохой аппетит, ребенок может начать заикаться. А причина все та же - маленького левшу заставляют писать правой рукой.

- Что делать в такой ситуации? Смилостивиться и разрешить писать левой?

- Очевидный, но далеко не всегда разумный выход. Двойное переучивание - вещь индивидуальная. Если ребенок от рождения леворукий, но с рождения ему вольно или невольно тренировали правую руку (в детском саду, дома), нужно внимательно посмотреть, какой рукой у него получается писать лучше, увереннее. Стоит взять пропись для леворуких детей и прописать все буквы с самого начала. Если ребенку левой рукой писать не легче, чем правой, придется продолжать мучиться с правой и смириться с тем, что легкости при письме и хорошего почерка у него не будет никогда.

Ну да Бог с ним, с почерком! Леворукому ребенку должно быть спокойно и удобно жить в праворуком мире, чтобы воспринимать этот мир как свой, а не как чужой. Это главная задача взрослых.

Галина Тумаркина.
Статья с сайта Родительское собрание

Интервью
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Это не болезнь и не дурная привычка"

Вы не авторизованы.

моя дочь (4года) постоянно пользуется левой рукой. родители - правши (оба). моя бабушка - переученная левша. переучивать ,конечно, не буду, это действительно - не дурная привычка. в саду у воспитателей предварительно поинтересовалась - как они к левшам относятся, в школе об этом тоже в первую очередь спрошу. самое интересное - всегда удивлялась ,как это люди могут левой рукой писать, на одноклассников странно посматривала, а теперь у меня самой такой ребенок!
2004-06-02, Талинка
Товарищи! Неужели никого не беспокоит проблема леворукости? Давайте обсудим!
Вот, например, моя дочка с одинаковой ловкостью пользуется на данном этапе обеими руками (ей 4 года 6 мес)... И было очень интересно предложить ей сложить руки в замок и обнаружить, что все-таки левый пальчик ложится сверху. А еще, при легком напряжении памяти, вспомнилось, что ее пра-бабушка и двоюродный дядя - левши :) Вот и думай теперь, почему так получается?
2003-07-03, Bashka
моя изначально была левшой ( определил невропатолог еще в 6 месяцев), сейчас пишет и рисует правой. Я начала переживать, что ее переучили в саду и решила провести несколько тестов - по большинству из них она оказалась левшой!!! ДАже не знаю, что теперь делать. НИкогда ничего не перекладываю у нее в руках- все делает так, как "берется", но говорит, что писать удобней правой. Думаю, в сентябре сходим посоветоваться к психоневрологу.....
2003-07-03, Tigra_Natasha
Поделитесь:

01.07.2003
Обновлено 11.05.2011
Статья дня
Близкие по теме статьи
Почему мы так любим
Почему мы так любим "лечить" других людей
Как избавиться от привычки давать непрошенные советы
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!