На вопросы корреспондента "РС" отвечает Марьяна БезрукиХ, доктор биологических наук, директор Института возрастной физиологии РАО.

- В моей детской дворовой компании был один мальчик: снежки бросал левой рукой (очень, кстати, метко), этой же рукой играл в бадминтон. Мы, дети, на это особого внимания не обращали, а вот взрослые смотрели на него косо...

- Настороженное отношение к левшам сложилось исторически. В языках многих народов слово "левша" означает также "неумеха", "неуклюжий", "неискренний", "незаконный", даже "зловещий". В 1924 году доктор Капустин публично заявлял, что "чаще всего (приблизительно в 3/4 случаев) левша все-таки есть дегенерат". В то время многие разделяли эту точку зрения и соответственно к левшам относились. Позже считать всех левшей без исключения ненормальными перестали, но всех в обязательном порядке переучивали. Поэтому в нашем обществе леворуких людей практически не было. Только в 1976 году состоялась первая конференция, посвященная проблеме левой руки. Она называлась "В защиту здоровья леворуких детей". Никогда не забуду выступления одной пожилой учительницы, которая искренне удивлялась: "Не понимаю, зачем вы здесь собрались? Я с вашей проблемой справляюсь очень просто - надеваю ребенку на левую руку варежку, завязываю, чтобы не снял, и все. У меня все пишут правой рукой!"

- С этим столкнулась одна моя знакомая. Три года назад повела записывать в школу сына-левшу, а учительница заявила, что она леворуких не учит, и велела срочно до начала занятий от этой дурной привычки избавиться.

- Активная левая рука - это не болезнь и ни в коей мере не дурная привычка. Это индивидуальный вариант нормы. В начале прошлого столетия многие специалисты считали ее патологией. Другая крайность - представления о повышенном проценте гениев среди леворуких людей. И то, и другое - недоказанные теории.

- Почему ребенок становится левшой?

- Есть несколько причин. Одна - наследственность. Существует понятие "семейное левшество". В течение последних тридцати лет предпринимались попытки найти ген леворукости. Не нашли, и закона наследования этого признака мы пока не знаем. Однако генетическая обусловленность доказана: если оба родителя - левши, вероятность рождения у них леворукого ребенка.

Существует и так называемая компенсаторная леворукость. Как правило, она возникает в результате дисфункции мозга. Дело в том, что деятельностью правой стороны тела - моторикой, ощущениями - ведает левое полушарие головного мозга. Если в развитии этого полушария происходит сбой, то его задачи берет на себя правое полушарие, управляющее левой стороной тела. Вот почему более активной и ловкой становится левая рука.

- Как относятся к леворуким детям в других странах?

- Недавно я вернулась из Китая. Там ребенка, если он левша, не выделяют из общей массы. Никто не обращает внимания, в какой руке ребенок держит кисточку для письма. Пишет ребенок - ну и ладно. А какой рукой пишет - значения не имеет.

- Выходит, там левшей не переучивают?

- Конечно, нет. Это у нас непримиримая борьба с левой рукой начинается порой задолго до школы. Заставляя ребенка перекладывать кубик или ложку, не говоря уже о карандаше, в правую руку, родители свято верят, что действуют исключительно во благо своего дитяти. С рабочей правой рукой ему, мол, будет "спокойнее жить". Другие родители в свое время сами прошли через эту нелегкую процедуру и ранним переучиванием хотят избавить ребенка от трудностей, с которыми он может столкнуться в школе. Стоит ли это делать?

Представим себе наследственный вариант леворукости. Так распорядилась матушка-природа - в данном случае ребенку удобнее работать левой рукой. Это означает лучший контроль, лучшую координацию движений. Почему мы должны заставлять ребенка отказываться от лучшего, более эффективного способа действия и заставлять его делать то же самое хуже и более сложным путем? Переламывать природу - дело неблагодарное и чреватое серьезными последствиями. Навязанная деятельность неведущей рукой способна вызвать серьезные нарушения в функциональном состоянии ребенка, даже замедлить его рост. Тем не менее тактика нашего общества в этом случае была знакомой: "Мы не можем ждать милости от природы, взять их у нее - наша задача". Брали. А расплачивались дети - нервными болезнями, сломанными судьбами.

- Что же родителям делать?

- До 4 - 4,5 лет вообще не стоит обращать внимание на то, какой рукой ребенок активнее действует. В этом возрасте дети с одинаковым успехом или неуспехом пользуются обеими руками. И никаких "Возьми в правую руку!.." Это может перерасти в ненасильственное переучивание. Пусть пока развиваются обе руки. Пусть ребенок делает как ему удобно. Какая рука у него рабочая - правая или левая, можно с большой долей точности определить только после 4,5 лет. Понаблюдайте - если ребенок явно отдает предпочтение одной руке, то ложку, кубик, карандаш следует ему вкладывать именно в эту более ловкую руку. И именно эту руку тренировать для последующего письма.

- Что ждет маленького левшу в школе?

- Большие проблемы. Особенно если ни родители, ни учителя не подозревают, что перед ними - левша. (Такое часто бывает, когда ребенку сызмала твердят "возьми в правую руку", а он так и делает.) Если в школе сразу начинаются проблемы с письмом: ребенок никак не может научиться правильно выводить буквы, выходит за строку, изображает буквы зеркально, это сигнал - проверьте руку. Существует специальный комплекс заданий, позволяющий определить, какая рука у ребенка ведущая. Могут возникнуть и куда более серьезные проблемы: капризы, беспокойный сон, повышенная возбудимость, плаксивость, плохой аппетит, ребенок может начать заикаться. А причина все та же - маленького левшу заставляют писать правой рукой.

- Что делать в такой ситуации? Смилостивиться и разрешить писать левой?

- Очевидный, но далеко не всегда разумный выход. Двойное переучивание - вещь индивидуальная. Если ребенок от рождения леворукий, но с рождения ему вольно или невольно тренировали правую руку (в детском саду, дома), нужно внимательно посмотреть, какой рукой у него получается писать лучше, увереннее. Стоит взять пропись для леворуких детей и прописать все буквы с самого начала. Если ребенку левой рукой писать не легче, чем правой, придется продолжать мучиться с правой и смириться с тем, что легкости при письме и хорошего почерка у него не будет никогда.

Ну да Бог с ним, с почерком! Леворукому ребенку должно быть спокойно и удобно жить в праворуком мире, чтобы воспринимать этот мир как свой, а не как чужой. Это главная задача взрослых.

Галина Тумаркина.
Статья с сайта Родительское собрание