К своему пятилетию сын сделал мне подарок - я увидела его выступление на концерте по местному телевидению. Ладно бы только в исполнении песни, так ещё и в танце. В сущности, событие не такое уж уникальное, если не считать, что я пением могу деньги зарабатывать - люди будут платить, чтоб я НЕ пела.

Полтора года назад мы впервые повели Сергея на концерт камерного хора к его удовольствию, как оказалось. Но моя мама, узнав о посещении мною концерта, смеялась минут пятнадцать (пока макияж не потек), всхлипывая: "Ты и хор - понятия несовместимые!" Да, помню, как я в детстве училась на гитаре играть - у моей собаки чуть крыша не уехала.

Выяснив тогда эмпирическим путём концертопосещаемость нашего сына, решили повести его впервые на новогоднюю "ёлку". Мы с мужем очень волновались: домашний ребёнок, не испугается ли. В результате простояли одиноко в сторонке с папиком. Сергей раз пять за утренник прибегал к нам сообщить, что "всё в порядке", и парик отдать.

Пока детки (приученные садиком и школой к послушанию) тихо стояли кружочком (треть детей вообще от родителей не оторвалась), наше чудо активно принимало участие в гуще костюмированных персонажей и ведущих. Нет, он не наглел, мне не было стыдно, но и скромность не является отличительной чертой моих детей. Я стояла, смотрела на Серого и не знала: плакать мне или смеяться. Сергей полностью повторял поведение старшего брата в аналогичном возрасте.

Учитывая, что в наших краях, на побережье, зима начинается в начале года (сильный ветер, сырость, а то и мороз), особо с ребёнком не погуляешь на улице, направилась я в ближайший Центр творчества пристроить ребенка в кружок. Сложность одна имелась - на занятия у нас принимают детей с пяти лет, а Сергею исполнилось тогда 3 года 9 месяцев. Выбор у меня был: академический танец, спортивный или бальный.

С ходу попали мы на занятие в лучший в городе образцовый ансамбль "Дивертисмент" с жесткими требованиями, нагрузкой. Я возраст сына сразу не сказала. Позволили ему походить пару недель для оценки возможностей, потом разрешили остаться. Когда хореограф стала записывать данные - 2001год рождения - чуть ручку не выронила. По росту в группе было ребёнка три выше Сергея, но по массе нет равных. Надо только представить его (весом за 25 кг) на фоне хрупких гибких 14-16-ти - килограммовых девочек. Роль Винни-Пуха при случае нам достанется вне очереди (шучу).

Выполнение шпагата, колеса, мостика вызывает у него и сейчас трудности (в отличии от Дмитрия, который с пяти лет занимался в шоу-балете), но мне не результат был важен, а сам процесс: занятия часовые три раза в неделю + общение с детьми (группа 10-15 человек), которого ему катастрофически не хватало. Хотелось мне тогда отдать Серёгу и на вокал, но посчитала, что у него ещё недостаточно чистая речь.

Опыт общения и подчинения дисциплине сильно пригодился, когда мы надумали отдать сына в мае (в 4 года с месяцем) в детский сад. Если б Сергей хоть раз заплакал или отказался идти - я б настаивать не посмела. Тяжело было мальчику с ранимой хрупкой нервной системой приспособиться к казённым условиям: в сад шел всегда с удовольствием, но выходил оттуда напряженный, как мыльный пузырь, готовый расплакаться (что для него нехарактерно) по любому поводу, после дневного сна психика восстанавливалась. Напряжение стало спадать лишь после полугода посещения садика.

Сергей и сейчас ходит в сад только на полдня (с 7-30 до 11-30). Хочется сгладить бытовые проблемы: сон в своей постели, свой туалет. (Туалет - это отдельная песня: Серый такой брезгливый, что одни лишь собственные неприятные запахи готовы вызвать у него позывы к рвоте, а если он увидит содержимое горшка - последствия я гарантирую.) И, конечно же, питание с ограничением углеводов. Кишки постепенно восстанавливаются. Готовить сыну каждый день отдельно для меня не проблема. Проблемой было бы ломать свои вкусы: я не буду есть вареную рыбу, тыкву, лук, перец, капусту, морковь (да ещё и каждый день), супы и молочные каши я не ем с детства, я люблю жареное - острое - соленое, я мясо люблю и сдобу.

В результате сын завтракает дома свежеприготовленным фруктовым пюре, обедает приготовленным утром рыбно-овощным супом. Да и забираю я его с прогулки после активных игр мокрым, как мышь - мне слабо верится, что, придя в группу с улицы, у него хватит сознательности сразу успокоиться и быстро переодеться.

Мне приятно увидеть сына днём, оценить состояние здоровья и психики, покормить и уложить спать. Но, возможно, это я просто себя уговариваю: я так устала за эти годы от присутствия в моем доме чужого человека (няни). Первый раз Сергея приняла в группе та же воспитательница (случайность), которой я 16 лет ранее отдала впервые Дмитрия. Похожесть братьев шокирует её до сих пор.

Период адаптации к инфекциям пришёлся на лето, и ребенок справился без особых последствий: лёгкое присапывание, першение в горле, стоматит и конъюктивит были задавлены, не успев разгореться, ЛОР подозревал инородное тело в носу. На больничном были один раз с ларингитом в октябре. Ночные судороги мышц ног давно прошли, лекарства не принимает, остались контролируемые напряжения ног. При недомогании синеет левое веко, и сильнее проявляется на теле венозная сетка, но не настолько сильно, чтоб быть заметной непосвященным.

Ещё летом Сергей испугался на театральном представлении в саду клоуна - клоунов не хочет видеть по сей день, хоть и наряжали его на новогодний утренник специально (себя ж бояться не станешь) клоуном. Чем-то испугали мальчика или дёрнули - в садике он отказывается петь сольно. В остальном же Сергей чувствует себя там уверенно. Он не утратил свой дар привлекать к себе внимание и становиться любимцем. На занятиях, видя с каким обожанием Серый смотрит на хорошеньких девочек и девушек, причем с взаимной симпатией, мамочки с меня ухохатываются: "Хоть бы школу до свадьбы закончил!" Про школу: осенью измучили чужие люди вопросами: "Где твой портфель?", "В каком классе учишься?", и сильно удивлялись, что мальчонке до школы два года.

Осенью начал Серёга посещать ещё и занятия вокала. Его пристрастие к пению я давно использую в личных целях - ребенку выдаётся кассета с детскими песнями (у него персональные магнитофон, микрофон) и полчаса можно заниматься домашними делами под синхронное "завывание". Или берётся ребёнком книга с текстами песен, открывается им на нужной странице и поётся без аккомпанемента, после чего открывается следующая страница. Слова понравившихся песен запоминает практически с третьего прослушивания, мелодию - с первого.

В четыре с половиной года (в начале ноября) Серый первый раз вышел на сцену. Я так волновалась, что ночь перед концертом практически не спала. Переживала, чтоб не испугался скопления зрителей (большой зал с балконом), освещения, звука. К тому же вокальные выступления студии "Шанс" похожи не на хоровое пение, а, скорее, на мюзикл с перемещением певцов по сцене. Зря волновалась, пацан оказался на высоте. А вот с записью фонограмм трудности были - вначале он вообще отказался заходить в студию. При записи первой фонограммы я сидела на корточках под микрофоном и гладила Сергею ручку, а на последней я просто присутствовала.

К звукам у Сергея отношение трепетное: звуки пылесоса, дрели, фена, даже молотка лучше исключить. Он может без страха трепать здоровенного волкодава, но дико испугаться лающей шавочки. Прогресс - перед мартовским концертом Серёга позволил впервые высушить волосы феном! И перестал бояться фейерверков, лифта.

Фото "Младший среди новогодних грибочков"

А на новогодних праздниках Сергей уже участвовал в шести городских концертах "Музыкальное ревю "Зимняя сказка", по три выхода в каждом: две песни и один танец. Часть концертов проходила в чужом Центре творчества: незнакомая обстановка, иные размеры сцены, скученность (более 300 участников), переодеваться иногда приходилось прямо за кулисами в уголочке, т.к. до гримерки добежать бы не успели. После этого вокальные выступления на школьной дискотеке или на "ёлке" в ДК (той самой, с которой год назад закрутилась эта "карусель") воспринимались, как обыденные события.

Зато новогодние праздники были насыщенные впечатлениями, запоминающиеся. Околосценическая суматоха не имела отрицательных последствий, наоборот, немного огрубила нежную психику. Я так возгордилась, когда преподаватель вокала со словами: "У мальчика, бесспорно, талант!" предложила ещё и индивидуальные занятия. Теперь я после работы спешу в Центр творчества - каждый вечер занятие, а то и два: академический танец, вокал, индивидуальное. И мне приходится держаться "в форме молодой мамы".

Возраст - это мой спрятанный "таракан". Я даже сыну соврала: на вопрос: "Сколько тебе лет?" - ответила: "Тридцать", утаив почти 10 лет. Есть у меня ещё один "таракан": я напрягаюсь когда знакомые удивлённо-восхищенно восклицают: "Как он на вас похож!" Мне слышится в этих словах подтекст, что "походить-то не должен". А вот сравнения Сергея с Дмитрием меня радуют - они действительно очень похожи: лицом, крепкой фигурой, темпераментом, вкусами и привычками - теория вероятности отдыхает. По поводу наследственности - все начиналось шутя: "Проблемы с сосудами головы? Так это у нас в роду наследственное - и у меня, и у деда!" Папа вспомнил, что у него в детстве бывали жуткие судороги ног, потом прошли бесследно. И незаметно всё стало восприниматься без шуток.

Благодаря предконцертному ажиотажу, репетициям-стыковкам, Сергей ждал 8 Марта как Нового года. Петь ему пришлось много на концертах для трудовых коллективов. Самый напряженный день был 7 марта: в 9 часов утренник в саду, в 12 концерт в порту, в 15 часов большой городской концерт, с которого я и начала свой рассказ. Моей задачей на концерте было поймать выбегающего с песни ребёнка, добежать через толпу с криками "пропустите, наш выход!" до четвертой кулисы и втолкнуть его в танец - сам бы он не успел. Первый детский блок был очень плотно утрамбован, одна мелодия без перерыва переходила в следующую. Серёге даже пришлось петь не фольклорном костюме, а в карнавальном.

Я волновалась, чтоб такой напряженный график не спровоцировал нервное перевозбуждение. Ага, как же. Первая фраза восьмого марта бала: "Где у нас сегодня концерт?". Когда Сергей увидел себя в телевизоре, в артисте "звёздная болезнь" даже не зашевелилась - он стал указывать на свои ошибки. Но я сильно надеюсь, что это увлечение не станет его профессией.

Витенко Наташа, vitenkon@rambler.ru.