Содержание:

Продолжаем рассказ о путешествии в Хельсинки и Стокгольм, которое мы совершили вместе с 19-летней дочерью этим летом. Подробный рассказ о наших первых днях в Стокгольме — здесь.

Из Хельсинки в Стокгольм – на пароме. Часть II. Стокгольм с воды и с высоты и жаркое финское лето

К содержанию

День пятый

С утра мы отправились в Старый город, побродили по пустым еще улицам. Затем посетили Национальный музей. Его основное здание на реконструкции, но в другом здании можно увидеть много произведений старых мастеров, импрессионистов, представителей современного искусства. Мне очень понравилась экспозиция.

Вспомнили мы и о музее средневекового Стокгольма, но, как ни смешно, не смогли его найти! В описании было сказано, что вход в него — под старым мостом. Мост нашли, а вот вход в музей — нет. Впрочем, признаюсь честно, к этому моменту мы так были переполнены музейными впечатлениями, что не очень-то и искали.

Решив, что с музеями покончено, мы отправились в «Королевский тур» по каналам. Экскурсия на русском языке, комфортабельный кораблик, чудные виды за окном — что может быть лучше! 50 минут отдыха и новых впечатлений.

После речной прогулки мы отправились на метро на станцию «Глобен». Там находится крупнейшее в мире сферическое здание (концертная арена) SkyView, по крыше которого по рельсам движется стеклянная круглая кабинка. С высоты 130 метров открывается потрясающий вид на Стокгольм и его окрестности. Очень интересно!

Из Хельсинки в Стокгольм – на пароме. Часть II. Стокгольм с воды и с высоты и жаркое финское лето

Рядом расположены торговые центры, где мы пообедали и побродили по магазинам. Потом знакомились с оригинальными станциями стокгольмского метрополитена. Дочке они понравились, а мне не очень. Вышли на дальней станции, долго гуляли по вечернему Стокгольму.

К содержанию

День шестой

Кончился срок действия туристической карточки, кончился наш транспортно-музейный коммунизм. С утра мы походили по магазинам, а после довольно раннего обеда отправились на так полюбившийся нам остров Юргорден. Когда шли мимо Королевского дворца, удивились невиданной толпе, облепившей набережную и мост. Оказалось, все ждут начала гей-парада. Интересное совпадение — дело было 2 августа, когда у нас в Москве тоже был праздник — день ВДВ.

Мы не стали ждать начала гей-парада, нас ждал Юргорден. С собой мы прихватили булки и хлеб для гусей и других птиц, в изобилии проживающих на острове. Мы обошли весь Юргорден по периметру. Кормили канадских гусей, уток, лебедей с большими серыми неуклюжими лебедятами. По пути видели озеро, где живут цапли и маленькие черные уточки.

А еще, совершенно неожиданно, за тоненькой проволочкой, натянутой вдоль тропинки, по которой мы шли, мы увидели лежащих на расстоянии протянутой руки... зубров! Правда, зубры, на мой взгляд, какие-то мелковатые, но всё-таки страшные и лохматые. А проволочка — под током, проверено на себе.

Из Хельсинки в Стокгольм – на пароме. Часть II. Стокгольм с воды и с высоты и жаркое финское лето

Прогулка получилась великолепная: по пути отдыхали в самых живописных местах, любовались виллами богатых шведов, внимательно осмотрели территорию дворца принца Евгения (там теперь картинная галерея). Вернувшись к вечеру в отель, увидели следы гей-парада: на улицах мусор, много странно одетых людей, в том числе разъезжающих под звуки громкой музыки в открытых автомобилях. Один из таких автомобилей с веселыми пассажирами долго стоял прямо под нашими окнами, заглушая уже привычные виолончельные пьесы оглушительным роком. Выспаться в эту ночь мне не удалось — сначала звуки «народного гуляния» мешали, а к утру разразилась страшная гроза.

К содержанию

День седьмой

Итак, наш последний день в Швеции начался с грозы. В этот день мы никуда не торопились — собирались, отдыхали, освободить номер мы должны были в 12 часов. Сдав вещи в камеру хранения, погуляли по городу, пообедали, забрали вещи и к 15-00 прибыли на терминал парома. Быстро прошли регистрацию. Удивительно, но нам опять дали каюту классом выше, чем была нами оплачена! Опять на 8-й палубе, с окнами на Променад. Но при этом еще и последнюю (в кормовой части), а, следовательно, с окном, выходящим на кормовое огромное окно с видом на море! И с практически персональным спуском на открытую седьмую палубу!

Паром отправлялся в 17-50, мы немного отдохнули, на носу 12-й палубы, помахали рукой остающемуся за бортом Стокгольму, поужинали, купили сувениры и сладости в магазинах такс-фри. До заката солнца гуляли по палубе. Видели, как пожарный вертолет тушит лесной пожар. Познакомились с семьей из Кувейта и стайкой веселых постоянно фотографирующихся японок.

К содержанию

День восьмой

Понятное дело, с раннего утра я ходила по открытой палубе. В Хельсинки паром пришел в 9-55. В половине одиннадцатого мы пришли в отель Radisson Blu Plaza (он прямо возле железнодорожного вокзала). Полоса везения продолжалась: несмотря на то, что заселить нас должны были в 15-00, нам сразу же предложили номер! Великолепный номер, гораздо больше и лучше, чем в Стокгольме! Разложив вещи, мы отправились в порт, сели на кораблик и поехали в Суоменлинна (Свеаборг).

Места нам хорошо знакомые. На острове зашли в продуктовый магазин, купили салаты, йогурты, фрукты. Дошли до береговых скал, где у моря расположились на отдых и обед. Как потом нам сказали друзья, в этот день был побит температурный рекорд нынешнего лета, а еще он оказался на втором месте по жаре за весь период метеонаблюдений. Очень скоро мы это почувствовали на себе. Пришлось бежать с жарких камней в сырые казематы.

Из Хельсинки в Стокгольм – на пароме. Часть II. Стокгольм с воды и с высоты и жаркое финское лето

Нагулявшись по крепости, мы вернулись в Хельсинки, сходили в хорошо нам знакомый магазин за продуктами к ужину. В номере у нас был чайник, чай разных сортов, кофе, шоколад. Копченый лосось, овощи, сыр — что еще надо в жаркий день? В отличие от стокгольмского отеля, в Хельсинки было очень тихо, только комары нарушали наш сон, но и они были достаточно деликатны — кусались, но не жужжали.

К содержанию

День девятый

Этот день мы провели с друзьями. Сначала отправились на машине в древний город Порвоо (XIV век). Небольшой (население менее 50 тысяч человек) город в 50 км от Хельсинки особую известность получил потому, что именно там в 1809 году наш Александр Первый созвал сейм, давший автономию Финляндии.

В Порвоо мы сразу же взяли в туристическом центре проспекты с картой города и проложенным на ней маршрутом с описанием достопримечательностей (для нас с дочкой — на русском языке, для друзей — на финском). Исторический центр города небольшой, минут за сорок мы не торопясь обошли все достопримечательности (ратуша, кафедральный собор, дом епископа, чёртова лестница и т.д.), по пути заходили в милые маленькие магазинчики. Посидели на досках старого причала, подкрепились предусмотрительно захваченными друзьями бутербродами и фруктами. Потом совершили экскурсию по реке Порвоо на смешном кораблике «Фредрика». Экскурсия была на финском, но подруга переводила, так что с городом мы познакомились хорошо.

Из Хельсинки в Стокгольм – на пароме. Часть II. Стокгольм с воды и с высоты и жаркое финское лето

Следующий пункт нашей программы — дача друзей. Красота! Берег моря, камень-скала в тростниках, на котором стражем сидит белоснежная чайка, причал. Огромные сосны, гигантские валуны. И кругом — заросли черники. Пока друзья готовили обед, мы взяли кувшины, вышли за пределы дачного участка и в двух шагах от забора насобирали за полчаса литра три-четыре черники. И сами, конечно, наелись.

Вернулись на участок. Я зашла на деревянный мостик над морем и вспугнула стаю крупных рыбин, что нежились в прогретой солнцем воде. Пообедали и поехали на городской пляж (он километрах в двух от дачи). Невозможно поверить, что мы — на севере Европы! Жара, белый песок, вода как парное молоко! Из моря, сурового Балтийского моря, не хотелось вылезать!

Из Хельсинки в Стокгольм – на пароме. Часть II. Стокгольм с воды и с высоты и жаркое финское лето

К содержанию

День десятый

На этот день у нас было запланировано посещение музея под открытым небом Сеурасаари, желательно — на велосипедах. И, казалось, нам опять повезло — все пять велосипедов отеля были свободны! В Стокгольме мы просто записывали в тетрадочку на стойке reception время, когда взяли и сдали велосипеды и свою фамилию. Здесь же девушка-администратор заполнила специальную форму и предупредила, что в случае поломки велосипеда мы должны будем заплатить отелю 400 евро. Замечу, что в отличие от блестящих стокгольмских велосипедов, хельсинские были пыльными и какими-то неухоженными.

Итак, мы едем на велосипедах вдоль проспекта Маннергейма по велосипедной дорожке. Утро, прохожих и велосипедистов мало. К счастью, я ехала на небольшой скорости. К счастью, я в Москве постоянно езжу на велосипеде, да и вообще у меня очень быстрая реакция. Потому что, когда мы отъехали от гостиницы километра на 3-4, вдруг раздался сильный треск. Я инстинктивно перенесла тяжесть тела на педали, велосипед пошел юзом. Мне удалось не упасть. Остановившись, я обнаружила, что велосипед остался без седла! Оказалось, седло крепилось на одном единственном болте толщиной в мой мизинец, и болт этот разломался пополам!

Расстроенные, мы отправились в отель. Дочка переживала, что нас заставят платить, но я была уверена в том, что нашей вины в случившемся нет — напротив, виноват тот, кто должен был осуществлять технический контроль и отвечал за безопасность людей, взявших велосипед. Что, впрочем, сразу же и безоговорочно признали и работники отеля, которым мы отдали велосипед. Они принесли нам свои извинения, предложили другой велосипед. Но после случившегося велопрогулки нас уже не прельщали. Как, впрочем, и путешествие на Сеурасаари другим способом. Когда мы в 10 часов утра вернулись в отель, на табло одного из зданий высвечивалась температура воздуха 34 градуса. В общем, этот день мы посвятили неспешным прогулкам по городу и магазинам, отдыху в отеле и занятиям в спортзале.

Из Хельсинки в Стокгольм – на пароме. Часть II. Стокгольм с воды и с высоты и жаркое финское лето

Интересный момент: вечером, гуляя по знакомым местам, неподалеку от залива Тёёлёнлахти мы увидели странный памятник: что-то написано по-фински, затем — большой список имен, сверху — знак радиационной опасности и дата — 1.07.2010. Дочка предположила, что в этот день в Финляндии случилась какая-то авария на атомной электростанции, но я точно знала, что такого не было. Сфотографировали памятник и решили завтра спросить о нем у финских друзей. Но исследовательский зуд не давал нам покоя. Да здравствует интернет и гостиничный вай-фай! Расследование показало: это — памятник эгоизму. А точнее — тем депутатам, которые голосовали «за» ядерную энергетику! Поставлен памятник Гринписом.

К содержанию

День одиннадцатый

Одиннадцатый день мы провели в гостях у друзей, только были не на даче, а в их доме в городе Вантаа. Что сказать об этом дне? Он был прекрасен, как прекрасен любой день, проведенный с близкими по духу людьми, с которыми давно не виделся. Я общалась с подругой, дочка слушала музыку и говорила о музыке с сыном и сестрой моей подруги. Вкусная домашняя еда, свежий воздух, упражнения на батуте (неловкие наши прыжки и акробатические этюды сыновей подруги), прогулка вдоль речки Вантаа. В общем, мы даже не заметили, как быстро пробежало время!

Из Хельсинки в Стокгольм – на пароме. Часть II. Стокгольм с воды и с высоты и жаркое финское лето

К содержанию

День двенадцатый, прощальный

По традиции до 12 часов (время сдачи номера) мы провели в отеле — дочка сходила в спортзал. Я читала, смотрела телевизор, собирала вещи. В 12-00 сдали чемодан в камеру хранения, пообедали и отправились в парк Кайвопуйсто. Так получилось, что в последний раз мы там гуляли еще в период жизни в Финляндии, а карту Хельсинки я на последнюю прогулку с собой не взяла. Вот мы немного и промахнулись с улицей и неожиданно вышли прямо к незнакомому пляжу. Полное ощущение, что мы не Финляндии, а где-нибудь на Средиземном море: жара, синее море, купающиеся люди. Ну, потом и Кайвопуйсто нашли, погуляли, посидели в тенечке, потихоньку пошли к отелю.

Из Хельсинки в Стокгольм – на пароме. Часть II. Стокгольм с воды и с высоты и жаркое финское лето

В 17-52 «Лев Толстой» повез нас домой. Мы ехали вдвоем в четырехместном купе, с подарками от РЖД и кучей воспоминаний...

Заканчивая свой рассказ, я осознаю, как мало удалось мне сказать о том, какое это было замечательное путешествие. Полностью согласна с Олегом Митяевым: «Лето — это маленькая жизнь!». И тысячу раз согласна с Пржевальским, утверждавшим, что жизнь прекрасна потому, что можно путешествовать. Больше скажу: по-моему, во время путешествия каждый день — это маленькая жизнь. Но для того, чтобы рассказать об этом, нужно быть талантливым писателем. А мне не удалось и не удастся, конечно, поведать вам, как пахло сосной и морем на даче в Порвоо, как пронзительно кричали чайки над Балтикой, каким нежными были закаты, каким жарким — скандинавское солнце...

Из Хельсинки в Стокгольм – на пароме. Часть II. Стокгольм с воды и с высоты и жаркое финское лето