Содержание:

Весна — время активного поиска нянь для детей: кому-то нужна няня на лето, кто-то осенью планирует выход на работу, а для детского сада ребенок еще слишком мал... Как найти няню без посредников? Можно ли узнать о профессиональных и личных качествах няни в процессе собеседования? Какие вопросы включить в интервью? И главное — как извлечь для себя полезную информацию из ответов няни и даже ее молчания? Опытный психолог Марина Мелия рассказывает, как понять: о чем няня говорит, а о чем молчит.

Ищете няню? Какие вопросы задать на собеседовании при приеме на работу

К содержанию

О чем няня говорит?

Чтобы понять, о чем на самом деле говорит будущая няня, нам придется полностью сосредоточиться на собеседнице. Для этого нужно постараться свести к минимуму все «внешние помехи» и быть «здесь и сейчас», не разрешая собственным мыслям блуждать «в иных мирах». Центр тяжести в разговоре мы переносим на соискательницу — слушаем ее, а не себя. Мы даем будущей няне возможность высказаться, не пытаемся ее постоянно прерывать. Уважение и подлинный интерес к претендентке — вот принципы, которые мы должны соблюдать неукоснительно.

Внимательно слушая няню, мы отмечаем значимые для нее темы. Они постоянно звучат в ходе беседы и могут проявляться по‑разному: как «любимые» слова и фразы, которые настойчиво повторяются, как случайные оговорки или неожиданный ответ, который не соответствует заданному вопросу и «выстреливает» вдруг, как пробка из бутылки. Если проанализировать все это, можно понять, что́ имеет для претендентки особое значение, услышать главный мотив ее «песни».

Повторы. К примеру, няня пытается уверить нас в том, что она никогда не участвует в интригах и никогда не сплетничает. Через какое‑то время она вновь возвращается к этой теме, упомянув, что «в прошлой семье помощница по хозяйству была страшная интриганка и болтушка» и няня с ней «постоянно боролась». В конце интервью няня подчеркивает: «Но сама я никогда не участвую в интригах!», из чего можно сделать вывод, что для этой женщины интриги — очень значимая тема.

Или она постоянно говорит об активности своей бывшей подопечной: «Она была такая шустрая, такая непоседа, слава богу, ее в садик сдали». Понятно, что такая активность ее ужасно раздражает.

Бывает, соискательница повторяет, что она человек общительный, оптимистичный: «Надо радоваться жизни и дарить радость другим! Поэтому каждое утро я начинаю с улыбки и заражаю всех своим оптимизмом. Я вообще человек очень светлый и умею создавать вокруг себя легкую, приятную атмосферу». Акцент на подобных темах, скорее, свидетельствует о невысокой энергетике, неравномерной активности и даже о скрытой депрессии, что совершенно недопустимо: для человека, работающего с ребенком, позитивный настрой — одно из ключевых качеств.

Когда будущая няня говорит о других людях и объясняет, что́ ей нравится в них или, наоборот, не нравится, мы можем судить не только о том, какие свойства личности она ценит. Подчеркнутое неприятие чужих недостатков может свидетельствовать о том, что она проецирует на других собственные проблемы. Например, няня говорит: «Я, как человек трудолюбивый, терпеть не могу бездельников, я просто не переношу, когда люди сидят на работе и часами ничего не делают». Или: «Я не люблю, когда другие суют нос в чужие дела и выносят сор из избы». Или повторяет: «У меня не бывает конфликтов с работодателями... Ни с одной мамой у меня не было конфликта...» Или: «Я за пределами детской ни один ящик не открою. А нечестных людей сейчас предостаточно!».

Конечно, не стоит воспринимать слова няни буквально. Если она слишком эмоционально оценивает и даже осуждает кого‑то за определенные действия или от чего-то старательно открещивается, это может говорить лишь о том, что эта тема для нее актуальна, а вот с каким знаком — «плюс» или «минус» — стоит подумать.

Оговорки. Значимые темы могут проявляться и в виде оговорок, о смысле которых в свое время писал Фрейд. Они буквально слетают с языка, и вместо одного слова человек произносит другое: «Я не могу сказать ничего хорошего, ой, плохого об этой семье!». К таким «оговорочкам по Фрейду» — словам, которые были сказаны не специально, а вырвались случайно, вдруг, — на собеседовании стоит отнестись очень внимательно и постараться их не пропустить.

Например, няня говорит: «Была б хорошая зарплата, я бы с предыдущего места не ушла — сидела бы с удовольствием». Замена слова «работать» словом «сидеть» должна нас насторожить: если няня собирается в прямом смысле лишь «сидеть» с ребенком — не заниматься им, не развивать, а отсиживать свое время, тогда зачем нам такая няня?

Неожиданный поворот. Иногда важная для нашей собеседницы тема связана с информацией, которой она бы предпочла не делиться, понимая, что это выставит ее не в лучшем свете. Но при продолжительном интервью всегда есть вероятность добавить что‑нибудь «не по теме» и случайно «проболтаться». Часто бывает так, что человек что‑то держит в себе, но под конец беседы внутреннее напряжение возрастает настолько, что в ответе на совершенно стандартный вопрос он «выдает себя с головой».

Например, обсуждая желаемую зарплату, соискательница вдруг начинает говорить, что возмущена мамами, которые мелочно считают каждую выплаченную копейку, а сами покупают дорогие машины и дома на Лазурном берегу. Вот тут‑то и вылезает то самое «ослиное ухо»: этот «праведный гнев» выдает зависть к чужим деньгам и ненависть к «хозяевам-богатеям». От такой няни вряд ли стоит ждать лояльности.

Мы сумеем больше узнать о человеке, в том числе определить значимые для него темы, если не будем заполнять собой все «пространство» и время интервью, а дадим возможность нашей собеседнице высказывать собственные мысли, идеи, использовать характерные для нее слова и обороты речи. Это возможно, когда мы задаем открытые вопросы: «С кем вам комфортнее всего работать?», «Что вы цените в людях?», «Что бы вы хотели еще рассказать о себе?».

Максимально открытый вопрос, ответ на который может дать много информации о претендентке, обычно задается в конце собеседования: «Что бы вы хотели добавить? Может, я о чем‑то важном вас не спросила?». Мы как будто предоставляем няне «последнее слово», и эта финальная фраза бывает очень показательной — человек вдруг начинает говорить о том, что все время держал в голове. Например: «Меня возмущает, когда некоторые няни оставляют ребенка одного на детской площадке, а сами уходят по своим делам! Я никогда так не делаю!». Или: «Я никогда ничего не скрываю от родителей. Что бы ни случилось с ребенком, я всегда и все рассказываю маме...» Делайте выводы!

К содержанию

О чем няня молчит?

А теперь посмотрим, как няня проявляет свои эмоции в тот момент, когда молчит или ждет, пока мы чем‑то заняты, например, отвечаем на телефонный звонок.

Чаще всего человек воспринимает такую паузу как возможность передохнуть в ожидании новых вопросов. Он оказывается вне действия, как актер, который ненадолго выходит из роли, когда на него уже не направлен свет софитов: ему не нужно себя демонстрировать, не нужно удерживать внимание, поэтому в эти более или менее «свободные» минуты человек становится самим собой. И если внимательно и отстраненно посмотреть на него — как на незнакомца, без учета той информации, которую мы уже собрали в ходе интервью, — можно увидеть его ведущую эмоцию. Причем чем старше человек, тем более отчетливо эта эмоция проступает. Она читается в выражении лица и в значительной мере отражает его реальную сущность.

Однажды на собеседовании, взглянув во время паузы на няню, старавшуюся казаться бодрой и энергичной, я заметила, как оптимизм буквально «сползает» с ее лица: уголки губ опускаются, проявляется глубокая носогубная складка, во взгляде сквозит тоска и отсутствие интереса к происходящему, а выражение лица выдает глубоко спрятанную депрессию.

Конечно, ведущая эмоция лучше проявляется не в начале интервью, а ближе к финалу, «под занавес», когда соискательница уже устает, ослабляет самоконтроль и, возможно, испытывает некоторое облегчение, понимая, что беседа близится к концу. Ей кажется, что она уже «отстрелялась» — ответила на все основные вопросы и произвела должное впечатление, а значит, может немного расслабиться. Как раз в этот момент человек становится «настоящим», и у нас появляется возможность многое о нем понять, разрешив свои сомнения и догадки.

Ищете няню? Какие вопросы задать на собеседовании при приеме на работу

К содержанию

Есть сомнения?

Оставляя ребенка с няней, мы фактически доверяемся пока еще малознакомому человеку. Наш кредит доверия базируется лишь на «гипотезе будущего поведения» няни, мы только предполагаем, как она будет себя вести. А «гипотеза», в свою очередь, основана на том впечатлении, которое произвела на нас няня на собеседовании. Поэтому многие мамы считают, что обычная беседа вряд ли может быть информативной, и пытаются устроить претендентке на роль няни «испытания по полной» — тестирование, проверку на полиграфе или моделирование стрессовой ситуации.

Мой совет — не мучить ни себя, ни няню, а остановиться на стандартном интервью. Общение «глаза в глаза», проведенное в естественной обстановке, с составленным заранее набором вопросов, может очень много рассказать о человеке. Как показывает опыт, степень достоверности сведений, полученных на таком собеседовании, достаточно высока. Главное — тщательно подготовиться и правильно его провести.

Подготовка предполагает несколько моментов: определиться, для чего нам няня, какого человека мы ищем на эту роль, составить план интервью. Важно по ходу беседы делать заметки. Лучше, чтобы и план, и вопросы были примерно одинаковы для всех соискательниц. Тогда мы можем сопоставить ответы и сравнить претенденток между собой. Понятно, что для этого сначала нужно провести интервью со всеми претендентками и во время беседы с каждой из них сосредотачиваться только на том человеке, с которым мы в данный момент общаемся. И только потом сравнивать их и делать выводы.

Не надо принимать решение сразу, тем более если няня нам очень понравилась, — лучше взять паузу, немного дистанцироваться от своих эмоций. До принятия окончательного решения, возможно, стоит даже встретиться с ней еще раз и прояснить возникшие вопросы.

И вот мы, наконец, выбрали няню. Попробуем посмотреть на нее не просто внимательно, а высветить ее, как лучом прожектора, и представить: вот она вошла в наш дом, вот она общается с нами, с малышом, остается с ним один на один. Мы ясно увидим, что она человек, которого мы допускаем «в святая святых» — в детскую, и на карту поставлены безопасность, здоровье и развитие ребенка.

Значит, здесь не может быть никаких компромиссов: нельзя сказать себе «стерпится — слюбится» или «сейчас возьмем, а потом разберемся». Если есть сомнения в отношении будущей няни, лучше сразу отказаться и продолжить поиски.