Содержание:

К содержанию

Про отели

Из отелей в Исландии мы имели дело с несколькими группами. Мотель Алекс (место в своем роде уникальное), отели сети Edda (в этой сетке 13 отелей, расположенных вокруг всего острова), просто разные отели (принципиально не различаются), гостевые дома "на ферме".

Прежде всего, Motel Alex. Я бронировала его еще в феврале (весной таких недорогих мест уже не было), когда маршрут окончательно не сформировался, и в мыслях было поселиться в одном месте, совершая ежедневные вылазки на машине до интересных мест. Поэтому Алекс был забронирован на все 10 дней. За 48 евро предлагалась двухместная комната с удобствами, завтраками и интернетом, с доставкой от аэропорта (от аэропорта до Алекса около 2 километров, отель позиционируется как "место первой и последней ночи"), местом для приготовления еды, холодильником, чаем и растворимым кофе в течение дня.

Кроме комнат есть отдельные домики и места для палаток. Прокат велосипедов. Ранний завтрак (правда, невкусный такой!) с 4:30 до 10:00. Геотермальная джакузи. В столовой на терминале отображается состояние рейсов международного аэропорта. Интернет-обозреватель распахивается на карте погоды Исландии. Туристы оставляют друг другу еду, снаряжение — для этого есть специально выделенное место. Чувствуется, что хозяин отеля потребности разных групп своих постояльцев отлично представляет, и уникально низкую цену постоя компенсирует высоким оборотом.

Далее — отели сети Edda. Место это, в принципе, пригодно для ночевки. Цена двухместного номера — 10 000 IK или 67 евро, причем места были и ко времени нашего путешествия, заранее бронировать было не так уж и важно. Мы останавливались в двух таких отелях.

Прочие отели, как правило, стоят порядка 12 000 IK, что составляет около 80 евро или 100 баксов. Впрочем, это с завтраком. Если прибавить к стоимости Эдды завтрак в 1 400 крон с носа, то она сравняется с ними. При этом в мелких отелях обстановка более камерная. Эдда — большой официальный отель со всеми вытекающими.

Отели в районе озера Миватн (самый туристический район) самые неприятные. Количество людей там зашкаливает, соответственно, взлетает цена (там мы платили почти 15 000 крон, что составляет уже почти 120 баксов, за откровенную ночлежку, откуда хотелось поскорее убраться). Заранее не бронировали, а зря. Как раз в тех местах надо было определиться с ночлегом заранее. А еще лучше — запланировать маршрут так, чтобы там не ночевать!

Комнаты на фермах, как правило, стоят те же 12 000 IK, но там имеешь дело с хозяином, и к тебе относятся более "человечно" — можно договориться неформально о времени завтрака и о том, чем тебя будут кормить, расспросить про окрестности, попользовать хозяйский мангал, взять лошадок и пр.

К содержанию

Время поездки

Я вообще люблю ездить куда-то в начале сезона — это лучшее время. Народу не так много, цены гуманные, все везде чистое, новое, туристам все рады — от них еще не устали.

Что касается Исландии, 20 июня оказалось идеальным временем для поездки. Где-то к середине июня окончательно открываются все дороги. Погода уже замечательная — в начале нашей поездки дни стояли довольно пасмурные, на 4-й день мы даже подмерзли, увидев на термометре +4 градуса, но вторая половина путешествия проходила при безоблачном небе и "жаре" в +15, а то и в +17 градусов! Если будет еще теплее, то пропадет весь кайф от купания в горячих источниках, закупленные на всякий случай "про запас" продукты будут портиться в машине, ну, а саму машину придется брать с кондиционером.

А главное — полярный день! Это почему-то оказалось для нас неожиданностью. Солнце ночами стояло над горизонтом довольно высоко, при желании можно было и вовсе не менять часовой пояс (-4 часа от московского), входя в противофазу с местным расписанием жизни и попадая в интересные места в невиданную рань, задолго до основных потоков посетителей. А еще в это время цвели люпины. Поля бело-синих люпинов колыхались на ветру, синее пламя цветов рябило в глазах белыми кончиками, все плыло и переливалось — очень красиво!

К содержанию

Дороги

Как уже говорилось, основные посещаемые места Исландии лежат на кольцевой трассе № 1.

Исключения составляют: "Золотой треугольник" — Тингвеллир (?ingvellir), долина гейзеров и водопад Гуллфосс — который не минует никто, тем более что там везде дороги замечательные. Водопад Детифосс, к которому ведет реально гадкая и довольно длинная дорога. Лежбища тюленей на полуострове Vatnsnes — дорога без покрытия, длинная, но вполне приличного качества.

Забавной особенностью Исландии является то, что местные жители ездят на "настоящих машинках" — это может быть дефендер или хаммер, а может быть кузов от линкольна, поставленный на колеса от трактора Беларусь. При этом все дороги с более-менее выровненной поверхностью оцениваются исландцами как "очень хорошие и легкие для проезда". Карта дорог, которая показывает оперативную информацию об их состоянии http://www.vegagerdin.is/english/, имеет 9 градаций качества дороги. При этом асфальтовая дорога и дорога "без покрытия" из вулканической щебенки попадают в одну самую первую категорию ("легко проезжаемые").

Для нас же, избалованных качеством дорог российских туристов (!) асфальтовая дорога принципиально отличается от дороги, засыпанной гравием. Столб удушающей пыли, видный за много километров и стоящий в воздухе очень долго после проехавшей машины, возможность пробить колеса или еще что-нибудь при одиночной езде (тут от тебя хоть что-то зависит!) и реальная опасность получить камнем по стеклу, если встречный проносится мимо на рекомендуемой скорости 80 км/ч. (Кстати, мы с этим не столкнулись, но я слышала, что такие повреждения страховка не покрывает.) Еще и поперечные складки — "стиральная доска" — могут добавляться.

Рекомендованная скорость, когда покрытие исчезает, снижается с 90 км/ч до 80 км/ч. Мы поначалу, пробираясь по кочкам на скорости километров 15 в час, думали, что такая рекомендация — это глумление над водителями. Нет! Проезжать плохие участки медленно еще хуже, чем быстро! А главное, дольше. И все же надо быть вежливым, снижая скорость при разъезде со встречными, и надо быть осторожным — в конце пути на таком участке гравия нас "повело" вместе с ним, машинка завиляла и с трудом выправилась, хорошо, что это был полностью безопасный ровный и прямой участок, а не крутой поворот над пропастью.

В предпоследний день пути в отеле мы общались с немцем, который говорил, у него есть "хорошие карты" (!), где показаны все участки дороги без покрытия. Значит, в природе такие карты есть — хорошо бы их иметь.

Обыкновенная же дорога Исландии (трасса № 1 на большинстве своей протяженности, да и многие "боковые" дорожки) выглядят как-то совершенно нереально. Узенькие. Прямые. Невероятно ровные. Среди каких-нибудь невероятных ландшафтов. Пустые. Уходящие за горизонт.

Мосты (а иногда и участки дорог!) часто однополосные, предписывающих знаков нет, разъезжаются на уровне бытовой разумности. Если длинные — могут быть снабжены "карманами".

Перед въездом в город часто стоят камеры, измеряющие скорость, — сразу пишут ее на цифровом табло. Если едешь быстро (ограничение в городах обычно 50 км/ч, хотя нам встречалось и 35), мигают, как вспышка фотоаппарата, предупреждая: обрати внимание, ты едешь слишком быстро! Это не съемка для штрафа — до знака, ограничивающего скорость, вы в этот момент еще не доехали. Это просто предупреждение.

На дороги могут выходить бараны, пасущиеся повсеместно, и вылетать или выбегать птицы. Это действительно проблема, надо быть внимательными. Что интересно — баранов совершенно не пугает быстро движущаяся машина, а вот от человека они удирают. Обмануть их и сфотографировать вблизи из окна остановившейся машины тоже не удалось. Как только машина начинает замедлять ход, все дружно кидаются врассыпную.

К содержанию

Транспорт

Бронированием машинки я начала заниматься в конце мая. До этого следила не очень внимательно, но мне показалось, что с марта к маю цены упали (возможно, это связано с Эйя-фьятла-ну-вот-именно).

Первые же слова об аренде машин в Исландии, встречающиеся повсеместно, такие: "В Исландии нужно обязательно арендовать внедорожник". Не разделяю этого мнения!

Самим исландцам внедорожники, безусловно, необходимы, т.к. у себя дома они хотят ездить, куда им нужно, не задумываясь о проходимости. Среднестатистический же турист приезжает в страну дней на 10. На это время ему вполне хватит интересных мест в районе трассы № 1, а она прекрасно проходима самыми "невнедорожными" машинами типа нашего хомяка (Хундай Гётц). Мы на нем проезжали везде и всюду, куда хотели. И во всех интересных местах встречали такие же по проходимости экономичные и дешевые машинки.

Вообще в Исландии в ходу машины трех разновидностей: джипы — местных или "крутых" туристов, мини-автомобильчики разных марок типа нашей, кемперы. Кемперы — это отдельная песня. Их ездит по Исландии ОЧЕНЬ много! Идея вроде бы понятна — не зависеть от отеля, встать на ночь в любом понравившемся месте, не платить за ночлег, в конце концов. Непонятно вот что — в диких красивых местах остановившихся на ночевку кемперов мы видели единицы. А вот на специальных стоянках (платных!), где они паркуются на ночь вплотную друг к другу, их многие и многие десятки! Что за удовольствие спать на автостоянке, учитывая цену аренды кемпера, сколько бензина он сожрет и как его сложно вести, я так и не поняла.

Изначально мы рассматривали возможность ночевки в машине. Обычной — не кемпере! В итоге останавливались всегда в отелях — наш хомяк спальных мест вообще не имеет. Но если взять машину чуть побольше, то такой вариант экономичен и вполне допустим. В Исландии можно останавливаться почти везде, можно стоять, можно спать в машине — никто не запрещает. Мусорить нельзя, это да! Соскучившимся по цивилизованным удобствам таковые будут предложены возле любой приличной достопримечательности. Жаждущие душа получат его в любом геотермальном бассейне (приглашающие знаки по всей дороге).

Я бронировала машину через брокеров Traveljigsaw у компании Thrifty. Предоплата. Русскоязычный телефон поддержки в рабочее время и англоязычный круглосуточно. В целом я довольна, проблем не было, цены существенно (!) ниже, чем предлагались "на местах" (у того же Алекса).

Из забавного. Ваучер мне прислали на русском языке (в том числе по-русски было написано "полностью оплачено" и моя просьба о "дополнительных опциях", где я интересовалась наличием прикуривателя для зарядки аппаратуры). Надо заметить, что я попыталась как-то ситуацию прояснить — кому в Исландии я буду его показывать в таком виде?! Но мне ответили, чтобы я не сомневалась, что по-русски написано специально для меня, что для прокатчиков на ваучере есть волшебный номер, который прокатчики легко найдут по его расположению, а уж по нему они меня идентифицируют, и полная информация про меня у них есть. Спорить не стала.

Мальчики в ренткаре (мы пришли раньше заказанного времени и вместо зала прибытия аэропорта отправились прямо в контору Thrifty — там все прокатчики возле аэропорта размещены в специальном здании) долго смеялись над моей бумажкой. Из всего там перечисленного кроме номера, по которому они действительно меня идентифицировали, их интересовала единственная надпись крупными буквами по центру — собственно, "полностью оплачено". Ее они попросили перевести, и когда мы "перевели" ее как: "Тут написано: все олл райт!", загоготали и вручили нам ключи.

Из приятного. Брокеры обещали, что на месте у меня на карте заблокируют 1 000 евро залога. Разблокируют через 2 недели после возврата машины. На месте ребята никак не могли понять, что я от них хочу. Блокировать они ничего не собирались и не стали.

Из странного (я такое встречала и в других отчетах). Когда машину выдают, менеджер вместе с вами составляет подробнейшую карту повреждений автомобиля — отмечает все самые крохотные сколы эмали. Это занимает некоторое время! Когда машину принимают, этот вопрос не интересует вообще никого, осматривать сколы и сличать их с картой никто не собирается.

Сдавать машинку мы пришли туда же — мы так договорились с прокатчиками. Хомяка приняли, а нас с чемоданами отвезли за 200 метров до зала вылета аэропорта. Там мы с ним и попрощались. Где он сейчас бегает, наш хомяк...

Уже сейчас, на стадии написания отчета я наткнулась на сайт с еще более низкими ценами на прокат машин, от которых при ссылке с сайта http://parais.net/ предлагается скидка в 10%. Мнения про эти конторы не имею — не пользовалась.

К содержанию

Сувениры

Сувениры Исландии — это шерстяные вещи (варежки, свитера) и бараны (баранья нога, замаринованная в бруснике, в чернике, в морошке, в ежевике... ну и т.п.).

Самые достойные варежки, шарфики и шапки мы видели в магазине, совмещенном с кафушкой на золотом водопаде. Очень большой выбор и красивые штучки. Дальше, в деревнях, почти нечего смотреть. В фабричный магазин мы не попали, т.к. проезжали его в воскресенье.

К содержанию

Что покушать

Мы любим баранину, а ее в Исландии много.

Как правило, мы ели бараний суп — "традиционный исландский суп с мясом", к нему прилагается (включены в стоимость) хлеб и масло. Суп стоил от 1 300 IK (в кафе на золотом водопаде небольшая порция вкусного, но почти прозрачного супчика) до огромной чашки густого варева за 2 000 IK в ресторане отеля в восточной Исландии. Потом практически такую же порцию, но уже за 1 300 IK мы брали на заправке между северной и западной Исландией.

Другим традиционным блюдом стала "баранина на гриле". Замаринованное для гриля мясо продается в любом магазине. Стоит от 700 IK (свинина) до 3 с лишним тысяч за упаковку в зависимости от упакованной запчасти. Мы чаще всего брали барана где-то за 1 300 IK. Одноразовый мангал может стоить от 450 IK до 900 IK. Если встретится недорогой, лучше запастись. Внимание! Разогретый мангал сложно затушить! Ждать, чтобы он прогорел, долго. А незатушенный его ни с собой не увезешь, ни в мусорку (если таковая рядом попадется) не выбросишь. Так что если вы остановились не возле ручья, то прежде чем раскочегарить мангал, подумайте о том, что с ним потом будете делать. Лучше на этот случай возить с собой воды — причем достаточное количество.

Меню кафе в туристическом месте у озера Миватн здесь.

Вино и сигареты не продают в обычных супермаркетах — там только пиво, а алкогольные напитки собраны в специальных магазинах Vinbuden. Мы не в первый день такой нашли!

Завтраки в Исландии никакие. Ни омлета, ни сосисок каких-нибудь на завтрак не полагается. Бутерброды с ветчиной разной степени невкусности. Хлопья. Рыба — может быть селедка в варенье, а может быть и вкусный слабопосоленный лосось. Бледные помидорки, никогда не видевшие солнца. Сок. Кофе из термоса. Не раз слышала, что "исландцы знают толк в кофе". Не соглашусь! Ни одна народность, "знающая толк в кофе", не может себе даже представить процесс его наливания из ведерного термоса.

К содержанию

Одежда

Весьма распространенное мнение, что Исландия — страна дождей, или что погода там меняется каждые 5 минут, в нашем случае не подтвердилось. Мы вернулись загорелые. Погодой довольные. Солнца было много. Погода вела себя вполне предсказуемо.

Но вот что подтвердилось — это постоянная смена ощущения от этой погоды. Исландия — страна ветров. Если ты вылезаешь на пригорок, то ветер дует, он сильный и холодный: "Накинь-ка, брат Елдырин, на меня пальто...". А как только спрячешься от ветра за скалой, деревом или в еще какой ложбинке — тут же становится жарко, и куртка начинает сильно мешать.

Отсюда совет: одежда должна быть легко трансформирующейся, многослойной и удобной для переноски. Например, ветровка, которую можно легко снять и завязать на поясе. Туда же теплая фланелевая рубашка. Ну и т.п.

Я читала, что в поездке даже летом не помешают шапка и перчатки. Не поверила. А зря! Варежки мне были настоятельно (!) необходимы. Я по ним часто скучала, особенно на юге, ощущая озябшими пальчиками студеное дыхание ледников. Вместо шапки у меня был платок — и он тоже без дела не лежал. Преимущество перед шапкой опять же в транспортабельности (платок может легко перемещаться с головы на шею и обратно). Но основное в головном уборе — чтобы он надежно крепился к голове! То же самое относится к прочим обладающим повышенной парусностью элементам. Торчащие из кармана документы, солнечные очки, кепки с козырьком, мелкие дети с зонтиками — все это, не будучи надлежащим образом закрепленным, норовит быть вырвано из рук и унесено ветром в неведомые дали.

Обувь очень важна. В ней должно быть можно ходить по сырой траве, не промокая, по вулканическому песку, не набирая его полные тапки, по неверным камням (гламурный водопад, ау, кто там был, меня понимает...), не спотыкаясь и не скользя. А еще ее должно быть легко снять и надеть. Отели (не Эдда и не Алекс!) зачастую просят обувь снимать на входе. А вот лопату для одевания ботинок назад мы видели только в одном месте! Отсюда совет: брать с собой легкую сменную обувь типа одноразовых шлепок для одевания в отелях (у меня были обыкновенные шлепанцы, пригодные и для хождения на улице — народ косился), брать с собой лопату для удобного влезания в кроссовки.

К содержанию

Самообслуживание

Исландия — северная страна. Труд человека в ней ценится чрезвычайно высоко. И поэтому повсеместно распространено самообслуживание. Заправки — автоматические. В одном месте в Кефлавике мы случайно подъехали к колонке с оператором (вместо самообслуживания), который запихал шланг в открытый бензолюк машины — цена бензина при этом возросла сразу копеек на 10 за литр. Обувь в отеле снимите — не будут же за каждым пылесосить! Машину помойте сами — нам на всем пути не встретилось ни одной платной мойки. На завтраке мне как-то выдали кастрюльку с тестом и блинницу. Оплата всего везде только по карте, чтобы не возиться с деньгами. Ну и т.д.

Прилетев в аэропорт Мюнхена, в ожидании стыковки мы отправились завтракать. И столкнулись ровно с тем же: пиво налей сам, пену слей, сосисок набери в кастрюльке себе на тарелку, потом придешь в кассу и положишь денег сколько нужно, посуду за собой унеси... Похоже, дело не в Исландии. Сфера обслуживания человека человеком в капиталистической Европе умирает, ее заменяет социалистический принцип самообслуживания. Это забавно...

К содержанию

Деньги

В Исландии за все платят картой. Снятые в первый день в банкомате "на всякий случай" 10 000 IK в последний день были отданы за отель с доплатой остатка картой — не пригодились. В единственном месте на ферме хозяйка не очень обрадовалась карте, но с удовольствием взяла нашу сотню баксов, предпочтя ее кучке своих местных тысячных купюр.

К содержанию

Технические подробности

Катались мы по Исландии вдвоем с мужем. Он отвечал за погоду (как-то он умеет об этом с окружающей действительностью договариваться), вел машину, жарил баранов и общался с GPSом. На мне была организация поездки и прочее жизнеобеспечение, а также изучение предметной области и разработка маршрута.

Проехали мы почти 2 800 км вокруг Исландии (против часовой стрелки).

Вылетали 20 июня, вернулись 30-го, на маршруте были 8 дней, еще один (первый) — привыкали к местности в Кефлавике и брали машину.

Поездка обошлась где-то в 100 тысяч рублей. Почти тысяча евро — билеты. Где-то 23 тысячи с лишним рублей — все, связанное с машиной (включая дополнительного водителя и бензин). Примерно 23 же с лишним тысячи рублей — все, что связано с отелями (включая завтраки). Тысяч 10-15 рублей мы проели и пропили дополнительно на обеды и ужины.

Дополнительные фотоматериалы

Фохт Ольга (Anykey), olya@olya.botik.ru