Содержание:

И преподавать, и учить историю порой бывает трудно, однако эти трудности вполне можно преодолеть! Давайте подумаем, как оживить и углубить изучение этой традиционной учебной дисциплины и как сделать ее необходимой частью своего мировоззрения.

К содержанию

"Невезучий" предмет

Заинтересоваться историей не всегда легко. Зато очень просто подменить ее нудным списком дат, терминов и имен, расцветить который подробностями уже не хватит интереса. Порой история остается в школе периферийным предметом. Его преподают без огня и сдают из-под палки.

Встречаются учителя, отучившиеся давно, в пору господства концепций исторического знания и преподавания истории, ныне уже пересмотренных. "Заработавшись", они оказались оторваны от профессиональной жизни, и им редко удается заняться самоподготовкой и переподготовкой. Много хлопот доставляют педагогам изменчивые требования образовательных стандартов (которыми плачевно скован преподаватель в государственном учреждении) и экзаменационных материалов.

Выходит масса разных учебников, из которых не все одобрены Министерством образования — и подавно не все годятся для обучения. Но даже на одобренные и пригодные книги часто нет денег, достаточных для того, чтобы целая школа перешла на новые материалы.

Недостает учащимся и учителям и дополнительных источников информации (особенно вдали от центра России), и умения ориентироваться в информационном потоке, и живого заинтересованного общества. История не входит в число предметов, востребованных для поступления на модные специальности. Даже гуманитариям часто приходится сдавать вместо нее обществознание, которое никак не может заменить ее собой. Поэтому кружки и дополнительные занятия по истории организуются всё реже и по остаточному принципу, а занимаются в них обычно краеведением либо подготовкой ряда ребят, специально отобранных для того, чтобы представлять школу на ближайших конференциях и олимпиадах.

К содержанию

Тем не менее...

Между тем исторические знания важны и нужны для освоения самых разных специальностей, в том числе модных, — журналистики, культурологии, психологии, — да и сами по себе бывают источником занимательного досуга, развивающего полезные умения, и неплохого заработка, например, в сфере антикварного бизнеса или охранных раскопок.

История — увлекательнейшая область знания, кладезь фактов, личностей и судеб, сюжетов для произведений искусства. Она поучительна. Понимание общих закономерностей исторического процесса, наличие трехмерной, а не плоскостной, как в новостях, картины мира полезны в любой профессии, тем более — в гуманитарных. Человек, интересующийся прошлым человечества, расширяет свой опыт за счет чужих ошибок, кругозор — за счет чужих достижений, с ним можно говорить на разные темы. Привыкший к аналитической работе, он менее подвержен воздействию агитации, будь то реклама, ложь, государственная или антигосударственная пропаганда. Наконец, привычка обдумывать, искать, отбирать данные вырабатывает универсальные навыки — учит его расставлять приоритеты и мыслить системно.

Как же работает голова у историка? Как самому прийти к такой начитанности и независимости, как стать таким интересным человеком?

Для этого нужно учиться разбираться в разных видах информации, которая существует вокруг нас. А также — вообще быть внимательным по отношению к информации.

К содержанию

Виды информации для историка

Профессиональные историки делят всё, что дает сведения об истории, на исторические источники и историческую литературу, которая пишется на основе этих источников.

Источники бывают разных видов — материальные (их находят на раскопках, собирают в этнографических экспедициях), так называемые кинофотофонодокументы (их название говорит за себя), устные (например, записи рассказов пожилых людей), но бóльшую часть составляют, понятно, письменные источники. Классифицировать их можно по-разному. Важно, что письменные источники широкодоступны и часто не требуют специальной подготовки от человека, который хочет с ними ознакомиться: к его услугам множество текстов в библиотеках и Интернете. А звучащие или материальные источники хранятся в особых условиях в немногочисленных центрах по их изучению, требуют специальной аппаратуры и специальных знаний. Выставка вещей эпохи Средневековья или Нового времени может заинтересовать многих, но в изъеденных ржавчиной железных полосах усмотрит скифские мечи уже не всякий. И еще меньше людей заинтересуются обколотыми кусками кремня, увидят в них орудия, которыми первобытные люди делали всё, что требовалось, и смогут представить, как эти орудия изготавливались и использовались.

Что же делать историку с источниками и литературой? Критиковать!

К содержанию

Мыслим критически

Важнейшее понятие источниковедения, особенно источниковедения письменных источников, — это критика источника. Как бы ни разнились установки, цели и методы исследователя, но, если он профессионал, он помнит, что к любому документу, к любому содержащемуся в нем факту или оценочному утверждению, к любым числовым данным аналитик должен подходить критически. Это значит проявлять разумное недоверие к изолированным сообщениям текстов, какими бы броскими они ни были, как бы ни хотелось выявить сенсацию; помнить, что источник необходимо воспринимать в контексте всех сведений об эпохе — но и этим сведениям верить не слепо, а лишь если они выстраиваются в логичную картину; тщательно проверять всё странное и противоречащее общей картине.

Конечно, не всегда приходится скрупулезно выверять, пользуясь авторитетными энциклопедиями, научными трудами и другими источниками, каждое слово. Часто в текстах, рассказывающих, в общем, одинаково об одном и том же предмете, привлекают внимание лишь отдельные фразы, слишком яркие и крикливые. Или, напротив, неожиданно тусклые (в том и другом случаях можно думать, что источник о чем-то умалчивает, а что-то выпячивает, смещает акценты или просто лжет), не согласующиеся в деталях с принятым видением темы либо противоречащие собственной концепции исследователя. Тогда историк проводит текстологическое исследование, осмысляет разногласия в документах, пока не сможет объяснить их, например, разностью личного опыта авторов или существованием неизвестного нам текста, повлиявшего по-своему на каждый источник (примерно так реконструируется "родословное древо" русских летописей, включающее в себя не дошедшие до нас промежуточные летописные своды и отдельные летописные сочинения).

Критический подход применим не только к историческим источникам, но и к исторической литературе. Нельзя забывать, что любая книга пишется определенным автором либо коллективом авторов. Индивидуальные стиль, вкусы, взгляды бывают нивелированы разве что в изданиях энциклопедического характера — и в определенную эпоху, с определенной целью. Особенно это важно для понимания драматических колебаний в советской исторической науке. Отсутствие имен авторов в издании — один из признаков легковесной популистской литературы, которая бездумно повторяет старые идеи, найденные в первой попавшейся под руку книге, либо, что еще хуже, рассчитывает привлечь читателя псевдосенсациями в манере, не свойственной заботящимся о своей репутации специалистам.

Реферативность и несамостоятельность, однобокость и привлечение случайного набора источников, использование непроверенных данных — типичные недостатки тех работ, с которыми непрофессионалы, в том числе школьники, выступают на уроках, конкурсах, конференциях (причем не только по истории). Трудно, конечно, ожидать от детей всесторонней характеристики явления, его глубокого анализа и подробной оценки. Для этого им не хватает эрудиции и жизненного опыта. Но можно привить себе умение работать с книгами, собирать материал, которое пригодится при выполнении любой работы, будь то реферативный доклад, исследование "для себя" или составление рабочего отчета либо презентации.

К содержанию

Идем в библиотеку

Не в каждой городской библиотеке можно подобрать литературу по заинтересовавшей вас теме. Тем не менее, стоит научиться работать с каталогом — а не просто выпаливать тему доклада, ожидая, что библиотекарь (который, конечно же, прочел и оценил взглядом специалиста каждую книгу в хранилище, хоть про освоение космоса, хоть про пикировку помидоров) тут же подберет толковые книги. Скорее всего, он, даже если и может что-нибудь назвать навскидку, отошлет ученика к каталогу. Придется подумать, стараясь взглянуть на тему или на интересующий вас вопрос как бы с высоты птичьего полета. О какой стране идет речь? О какой эпохе? Какие крупные исторические лица замешаны в этом деле — а стало быть, оно может быть упомянуто в литературе о них, в их мемуарах или переписке? Какие статьи энциклопедий могут ссылаться на литературу об этом событии? Нужно быть готовыми к тому, что придется перерыть ряд книг, слабо связанных с вашей темой (юным краеведам эта проблема хорошо знакома), ради немногих выписок. Тем не менее, любой просмотренный вами текст расширит ваше представление об эпохе, снабдит вас побочными данными, которые могут неожиданно оказаться полезными, — если, конечно, не тонуть в их море, забывая о конкретной задаче.

Отдельного внимания заслуживают сноски и списки использованной авторами литературы: анализируя их, нередко можно собрать по теме богатую библиографию, чтобы самим прочесть то, что прочитал ученый. Следует только помнить, что автор книги не мог воспользоваться литературой, вышедшей позднее, чем сама эта книга. Поэтому выходные данные новейших изданий нужно искать в других местах; а внимание обращать не только на дату публикации, но и на то, какое это по счету издание, перерабатывался ли текст при переиздании (об этом можно прочесть в предисловиях или на титульном листе внизу под выходными данными), иногда — как давно умер автор, книга которого переиздается, и взял ли на себя кто-либо труд дополнить и исправить книгу. Новейшие издания удобно отслеживать по рецензиям и анонсам в специальной периодике, которая, правда, нечасто доступна за пределами столичных библиотек.

К содержанию

История в Интернете

Для расширения и углубления исторических знаний у нас есть помощник — Интернет с его поисковиками. Множество книг доступны он-лайн или для скачивания в библиотеках — как в больших, так и тематических, на тематических сайтах или на сайтах вузов. Качество оцифровки бывает разным — порой приходится сравнить несколько версий, прежде чем найдется удобное сетевое издание. Есть в Сети автоматические переводчики, словари, справочники и энциклопедии, необходимые при чтении серьезных трудов. Есть и каталоги библиотек, электронные версии журналов, чужие научные работы (рефераты, доклады, диссертации), библиографические подборки.

Главная задача при таком широком выборе — быстро оценить степень информативности сайта, от которой зависит уровень доверия к его материалам. Авторы серьезных подборок, будь то собранная в учебных целях библиотечка или разросшаяся личная библиотека, как правило, заводят удобный сайт, сдержанно оформленный, с каталогом и поиском, представляются на главной странице сами и представляют вкратце содержимое своего ресурса, не отвлекают посетителя обилием рекламы, всплывающих окон и больших цветных букв, кричащих о "сенсационности" и "эксклюзивности" предлагаемых документов. Напротив, хозяева некритически составленных, низкокачественных, тенденциозных подборок всячески стремятся привлечь внимание к своим наскоро сделанным сайтам и подчеркнуто ограничивают круг своих читателей: "Для тех, кто хочет знать правду!", "Всем, кому небезразлична история Родины!", акцентируют их расовую, национальную, религиозную принадлежность. Информация на таких ресурсах имеет сомнительную ценность, да и представлена она неудобно.

А на многочисленных форумах, в сообществах Livejournal и в группах в социальных сетях можно задать вопрос живым людям, интересующимся данной темой, и узнать из ответа малоизвестные факты, ссылки на книги или сайты, советы по осмыслению задания. Нельзя, однако же, надеяться, что кто-то напишет за вас доклад, выполнит тест, сделает надоевшее домашнее задание. Такого рода просьбы в сообществах специалистов и других людей, действительно интересующихся предметом, вызывают только раздражение и вздохи о том, какие нынче пошли невоспитанные и ленивые школьники: не понимают, мол, куда соваться со своими вопросами, не читают разделов FAQ (или "Часто задаваемых вопросов" — ЧаВо) и не умеют прилично общаться с незнакомцами! Так что следует соблюдать простейшие правила сетевого этикета. Не "спамить" однотипными сообщениями в разных местах — а выбрать несколько сообществ, наиболее близких к вашей теме. Составить вежливое и грамотное сообщение, кратко излагающее суть проблемы, дать ему информативный заголовок. Когда форум или сообщество обширно и давно существует, а встроенного поиска в нем нет или он работает неудобно, есть смысл принести извинения на случай, если подобный вопрос там уже задавался, и попросить ссылку на тогдашнее его обсуждение. Указать по возможности, опять-таки кратко, что вы уже сделали, какие книги привлекли к своему исследованию, в каких местах поискали, как вам видится этот вопрос после предварительного изучения. И, конечно же, вежливо и сдержанно вести диалог с теми, кто откликнется на ваше сообщение; смолчать, если ваше обращение всё же рассердит кого-то (все мы люди!); благодарить за помощь, даже если по этой ссылке вы уже ходили и сочли ее бесполезной; не переходить на личности.

Наконец, через Интернет удобно поддерживать связь с заинтересованными ребятами — из разных городов, а то и стран, — с которыми вы познакомились на конференциях и олимпиадах, обмениваться текстами и другими видами источников, совместно работать над докладами, искать и находить единомышленников. Можно переписываться, разговаривать, проводить видеоконференции, отрабатывать проведение презентации, осваивать дополнительные умения.

К содержанию

Сдаем ЕГЭ

Как же приспособить более глубокое, чем положено по программе, знание истории к обрывочным, не всегда грамотно составленным вопросам итогового тестирования? Честно сказать, это нелегко, как и для любого гуманитарного предмета. Во всяком случае, нужно быть знакомым с учебниками, которыми пользуется школа, чтобы оценить уровень предстоящего экзамена, освежить фактические знания, правильно выбрав из них самое существенное, "то, что спрашивают" и заполнить случайные пробелы. Не надо пренебрегать пробными экзаменами и заданиями прошлых лет. Даже тем, кто сдает историю не потому, что она нужна для поступления, бывают полезны пособия для подготовки в вузы: среди них нередко попадаются работы, которые, пусть порой слишком схематично, излагают материал в наглядной форме — таблицах и списках, выделяя главное. Стоит составить терминологический словарик — уместное использование научных понятий делает даже краткое эссе более глубоким и серьезным и влияет на оценивание работы.

При подготовке к письменному экзамену нужно обращать внимание на точность запоминания важных дат и фактов, правильное написание имен собственных и терминов, на умение структурировать и грамотно излагать мысли. Надо помнить, что лучше сказать чуть больше, но при этом не выйти за рамки темы, поскольку случая ответить на дополнительный вопрос, поправиться, увлечь экзаменатора беседой не будет, не то что на уроке! Однако объем ответа строго ограничен — так что потренируйтесь составлять законченные тексты соответствующего объема, полностью раскрывающие тему.