Многие родители слышали о том, что очень важно развивать у ребенка "мелкую моторику рук", которая напрямую связана с развитием речи.

Развитию мелкой моторики способствуют занятия с играми, в которых есть мелкие детали (например, "Мозаика"), манипуляция с мелкими предметами (например, с бусинами), вкладывание вкладышей в рамки и многое другое.

Одним из самых эффективных способов развития мелкой моторики являются игры-шнуровки.

Бывают очень простые шнуровки, например, большая деревянная пуговица и деревянная иголка со шнурком, деревянный "сыр" с дырками, башмачки и пр.

А есть игры посложнее.

Предлагаю вашему вниманию игру "Домик".

Она представляет собой фанерный силуэт домика с крышей и трубой. По всей поверхности домика выполнены круглые отверстия на равном расстоянии друг от друга. К "Домику" прилагаются фанерные: "дверка" (прямоугольник), "окошко" (квадрат), чердачное "окно" (круг) и несколько шнурков.

Самое простое, что может делать ребенок - проталкивать шнурки в отверстия и вытаскивать их с обратной стороны (как и в других игрушках-шнуровках).

Когда ребенок протаскивает шнурок через дырку, обращайте внимание малыша на расположение шнурка на "домике" - наверху или внизу, справа или слева, в центре. Можно сказать, что шнурок - это змейка, она любит ползать по домику (проползать через дырочки).

Когда "змейка" ползает, обращайте внимание малыша на ее расположение на коврике - наверху или внизу, справа или слева, в центре. Скажите, куда змейка хочет поползти, пусть малыш ей поможет.

Обратите внимание на то, как змейка ползет: прямо или по диагонали.

Когда он хорошо научится проталкивать шнурок в отверстия, можете попробовать рисовать на домике узоры шнурком. Сначала пусть "рисует" самостоятельно: линии, крестики, простые фигуры.

Возьмите второй шнурок (другого цвета) и нарисуйте им простой узор из двух-трех линий (например, в левой части домика), попросите малыша повторить за вами (в правой его части). При выполнении узоров обращайте внимание ребенка на количество линий в рисунке, на размер линий (длинная, короче, самая короткая), на их направление (горизонтально, вертикально или по диагонали) и на их расположение на поле (справа, слева, вверху, внизу).

Усложняйте узоры-образцы, делайте их из двух-трех шнурков разного цвета. Можно делать просто узоры или сюжетные картинки. Пусть малыш за вами повторяет.

Узоры можно делать по нарисованным заданиям - от очень простых к сложным.

Пусть ребенок рисует узоры под вашу диктовку: из верхнего правого угла полоска вниз - один шаг. Потом налево - один шаг. Потом вниз - два шага и так далее.

Изобразите простой узор, покажите ребенку и уберите, предложив воспроизвести на своем поле по памяти. Постепенно усложняйте задание.

Изобразите узор, предложите внимательно посмотреть на него, потом измените один элемент и попросите ребенка угадать, что изменилось и исправить. Постепенно усложняйте узор и увеличивайте количество изменений.

Сделайте два одинаковых узора, допустив одну неточность. Попросите ребенка найти и исправить ее так, чтобы оба узора были одинаковыми.

Познакомьте ребенка с понятием "симметрия", сделав несколько симметричных рисунков или узоров. Попросите его самого сделать произвольный симметричный рисунок. Предложите исправить допущенную вами ошибку в узоре, так чтобы он стал симметричным.

Расскажите ребенку о простейших геометрических фигурах, изображая их на домике шнурками:

  • прямая, отрезок, ломаная линия,
  • угол, треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник.

Кроме этого, используя данную игру, вы можете познакомить малыша с различными типами швов, научить пришивать "пуговицы" (окошки) или заплатку (дверка).

Одним словом, это не просто игрушка, а довольно универсальное приспособление по развитию мелкой моторики, фантазии, внимания, памяти и многого другого.

Лена Данилова, lena@danilova.ru, сайт "Раннее развитие".