Научить малыша исследовать этот мир очень просто — нужно просто не мешать ему, заваливая тоннами навороченных модных игрушек. Кто-то из великих сказал, что при недостатке игрушек дети их создают, при изобилии — ломают. Я с этим полностью согласна. Сколько раз бывало так, что я покупала сыну красивый яркий заводной автомобиль, который надоедал уже на следующий день. А в простые, ничем не примечательные машинки, которые сами не ездили, но которые можно было катать самому так, как захочется, становились надолго самыми любимыми.

Шутка про трудное детство и пресловутые деревянные игрушки давно потеряла актуальность. Ведь такая деревянная машинка может ездить взад-вперед, и с горки, и по лужам, бибикает и фырчит каждый раз по-разному в зависимости от фантазии его владельца, ее даже можно красить каждый раз в новый цвет! А чему учит механическая заводная машина? Да ничему, только нажимать на нужную кнопку. Так воспитывается поколение людей-роботов! А взять модные, так называемые интерактивные игрушки, призванные, по заявлениям их производителей, "общаться" с малышом! Весь их словарный запас состоит из нескольких слов типа "Я тебя люблю". Да разве может такая игрушка заменить настоящего друга, с которым так здорово лепить куличики из песка и готовить "суп" из травы? Или домашнее животное, которое не только ласкается, но может и устать, и даже укусить, если общаться с ним неправильно. И не приятней ли малышу слышать слова любви от мамы?

А повальное увлечение образовательными детскими фильмами и программами! Маме кажется, что ребенок, сидя перед телевизором в то время, как мама занимается своими делами, учится цифрам, буквам, английскому языку. На самом же деле ребенок в это время просто развлекается. Психологи давно признали, что толку от таких "учебных" программ практически нет. Гораздо быстрее малыш учится этим вещам, если занимается с мамой (пусть и всего несколько минут в день!) или с преподавателем. Но обязательно с "живым", а не телевизионным.

Развивающие и обучающие книжки в этом отношении гораздо лучше программ. Ведь книгу малыш не будет читать один, он в это время будет общаться с мамой.

С самого начала я старалась покупать детям те игрушки, которые были не просто красивыми, но и те, что могли помочь малышу развиваться. На прогулку мы обязательно выходим с огромным пакетом, в котором есть мячик, прыгалки, фрисби, формочки для песка. Иногда берем бадминтон для старших детей или каталки-толкалки для маленьких. В дождливые и ненастные дни, которые дети вынуждены проводить в стенах дома, мы делаем разные поделки. Часто выручают уже готовые наборы для детского творчества, которых в магазинах сейчас изобилие — от раскрашивания по номерам до изготовления бус, свечей или мыла. У нас даже был набор с маленьким станком! Главное, чтобы эти занятия были как можно более разнообразными.

Еще один хороший способ занять детей дома — устроить домашний театр. Из вороха старой одежды, шляп, шарфов делаем костюмы, тут же придумываем сюжет. Дети очень любят примерять на себя новую одежду и новые роли.

А еще я заметила, что дети очень любят играть с бытовыми вещами. Кастрюлька с крышкой, старый телефон или сломанный будильник возбуждают в малышах не меньшее любопытство, чем дорогие игрушки. К тому же новой игрушкой не постучишь об пол и не разберешь ее на запчасти — жалко! А со старыми вещами можно проделывать что угодно. Так что с помощью фантазии можно любую вещь превратить в игрушку, развивающую кругозор малыша.