Содержание:

Каждый родитель хочет, чтоб его ребенок был умненьким и развитым. К сожалению, далеко не каждый ребенок согласен умнеть и развиваться так, как "принято", как хотелось бы его маме или папе. Можно, конечно, "надавить" на малыша, подкрепив необходимость занятий весомым шлепком или громким криком. Но вы, чуткие и внимательные родители, понимаете, что лучше уступить инициативу своему ребенку, следовать за ним, помогать ему познавать мир тем путем, который изберет он сам.

Когда нашему младшему сыну исполнился год, я с энтузиазмом неофита (столько новых и ярких пособий теперь можно купить!) приступила к "введению понятий". Цвет, форма, количество, размеры — для всего этого были приобретены отдельные наборы фигур, вкладышей, пирамидок, рамок… Меня очень обижало нежелание малыша играть такими чудесными (на мой взгляд) вещами, тогда как катать свою единственную машинку он мог довольно долго.

С этой машинки и началась эпопея — за прошедшее время наш "автопарк" вырос до устрашающих размеров, а другие игрушки по-прежнему служат дополнением к парку машин.

К содержанию

Как все начиналось, или разноцветные машинки

Самая первая машинка была металлической, ярко-желтой. Годовалый сын просто катал ее туда-сюда, задумчиво разглядывая крутящиеся колеса. Я, памятуя о том, что цвет — один из первых "маркеров" окружающего мира, и отчаявшись подсунуть пирамидку вместо машинки, просто прикупила еще три машинки — синюю, красную и зеленую, и очередную пирамидку с кольцами четырех основных цветов.

Наутро сын увлеченно катал свой "автопарк", и тут уж я потихоньку подключилась. Разобрав пирамидку на кольца, я положила желтое кольцо на крышу желтой машинки и подкатила к стержню пирамидки. Сын очень внимательно наблюдал за моими действиями, не делая попыток вмешаться. Медленно подъехав, машинка "сгрузила" колечко на стержень и вернулась к малышу. "Желтая машинка привезла желтое колечко для нашей пирамидки". То же самое повторилось с кольцами других цветов. Играли мы долго — минут десять, к концу игры сын сам подавал мне машинки, а я только колечки сверху прикладывала. Через несколько дней мой ребенок уже сам мог собрать пирамидку, но размер колец его совсем не интересовал.

Используя игры с машинками и пирамидкой, я вновь попыталась "внести элемент дидактики" — научить малыша "соотносить величину предметов". Нанизывая кольца, я проговаривала их размер, а не цвет. Потом мы осовременили сказку "Три медведя", используя три миски, чашки, ложки и набор пальцевых персонажей для кукольного театра: после спектакля "реквизит" развозился на машинках соответствующего размера — большой, средней и маленькой. Вот, честное слово, у меня тогда такое ощущение сложилось, что только после привлечения транспорта сын начал усваивать понятие размера. Интересно, что "соотнесение предметов по признаку" проходило достаточно успешно в том случае, когда в игре были использованы машинки, и совершенно игнорировалось ребенком при использовании "дидактических пособий".

К содержанию

Машинки в окружающем мире

Лето нашего уже полуторагодовалого сына тоже без транспорта не обошлось — именно машинки помогли нам ввести в активный словарь такие слова, как "травка", "песок", "камушки", "вода". А еще мы опыты ставили: что легче воды, что тяжелее, почему машинка из металла тонет, а пластиковая — не тонет. Соотносить размеры коробочек и крышек к ним вновь пришлось через машинки — игра называлась "Закрыть гараж". Я использовала набор круглых коробочек из "Икеи", коробку из-под обуви и пластиковый контейнер с крышкой. Машинки соотносились как по цвету (желтый гараж для желтой машины и такого же цвета, такую же дверцу к гаражу подобрать) так и по форме — (прямоугольный гараж для грузовичка, и такой же формы, такую же дверцу найти).

Втулки разных форм и цветов были обнаружены мною на большом пластмассовом грузовике с отверстиями подходящих форм, на гранях разного цвета — просто купили и играли. А вот с размерами отверстий и соотнесением их с размерами игрушек (конечно же, машинок), было сложнее — пришлось изобретать чудо-коробку, обклеивать ее и прорезать на разных гранях дырки разной величины. В самую большую из них можно было вполне и грузовик протолкнуть, а для самой маленькой только "гонка" и подходила. Крышка с коробки снималась, машинки "выезжали из гаража" и все повторялось снова.

Потом, к Новому году, мы и до определения высоты доросли — построил папа нам гараж из конструктора, а все ворота в него — разной высоты. Загоняя в гараж автобус или машину, наш сын просто поворачивал его в поисках подходящего по высоте проема ворот. И транспорт тогда же начал сравнивать по высоте — "выше-ниже").

К двум годам наш ребенок вполне справлялся с заданиями "на классификацию"… транспорта, разумеется. Уверенно различал и показывал самосвал, грузовик, "скорую помощь", "гонку", мог отличить трактор от экскаватора. Само собой возникло и закрепилось понятие "скорость движения".

Сыну скоро четыре года, он усвоил не только основные сенсорные понятия, но и первичные навыки счета, алфавит, пространственные ориентиры, названия животных и птиц, насекомых и динозавров. Он научился рисовать и лепить, делать аппликации и просто наклеивать машинки "на дорогу". Правда, мне пришлось проявить чудеса изобретательности и смекалки, чтобы с помощью машинок научить его всему этому, но о потраченном времени я не жалею.

Вопрос родителям: А у вашего ребенка есть любимая игрушка, с помощью которой можно проще и понятней объяснить малышу какие-то новые для него понятия?

Прохорова Алена, г. Москва
Статья предоставлена журналом "Игра и дети"
Игра и дети