Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него формируется определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки, складывается характер.

В возрасте 3-4 лет ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главным вопросом для ребенка этого возраста становится вопрос «почему?», то есть проявление и осознание им собственно незнания. И очень важно то, что в процессе взаимодействия взрослого и ребенка увиденное и услышанное прошло через его душу, формируя мир его эмоций.

Глубокий и сложный процесс преобразований и усвоения жизненных впечатлений происходит в играх. Творческое начало проявляется и в выборе темы игры, рисунка, и в том, что дети с большей искренностью передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Игры, предложенные в этой статье, выстроены в форме уроков-игр, в ходе которых используются моделирующие игры на развитие фантазии, воображения и абстрактного мышления.

Дети могут выполнять разные варианты творческих заданий — сочинять сказку, придумать своего героя, нарисовать иллюстрацию и т. д. Эти игры задумывались как раз для того, чтобы дети почувствовали, как интересно искать собственные слова, сочинять и издавать новые книги. Главное достоинство этих занятий в том, что обучение превращается в увлекательную игру. Ребенка совсем не обязательно усаживать за стол. Играйте с ребенком где угодно — на даче, на кухне, в лесу, на полу в комнате и даже в машине. И не забывайте, что концентрация внимания в раннем возрасте не превышает 15-20 минут.

Игра-фантазия. Любимую игрушку ребенка введите в любую сказку. Например: В сказке «Репка» у деда появится дудочка или гармошка. Репка от веселой музыки пустится в пляс с героями сказки — бабкой, внучкой, кошкой, собачкой и мышкой. Сочините с ребенком сказку на новый лад. Это развивает фантазию, воображение, юмор.

Игра-викторина. «Угадай, кто здесь лишний». В хорошо известную ребенку сказку вводится герой из другой сказки. Ребенок ищет, кто лишний в этой сказке. И называет, что за сказки были предложены в игре.

Игра «Хорошо — плохо». Прочтите сказку, рассказ ребенку. Задайте по тексту вопросы: Например: «Хорошо, что звери встретились в рукавичке?» Помогайте ребенку, направляйте его мысли и чувства.

Игра в жесты. Предложите ребенку рассказать стихотворение при помощи жестов, мимики, пластики. Попробуйте отгадать, какого героя «озвучивал» ребенок жестами. А потом поменяйтесь ролями. Пусть ребенок догадается, что же это за персонаж.

Игра «Путешествие в страну сказок». На бумаге нарисуйте волшебную страну. Пофантазируйте с ребенком. Кто живет в этой стране, что происходит там? Прочтите новую сказку, обсудите ее с ребенком. Найдите ей место в волшебной стране и обязательно сделайте рисунок.

Игра «Сам автор и художник». Предложите ребенку «издать» свою книгу. В творческом процессе участвует вся семья. Для ребенка это очень важно. Папа сошьет чистые листочки и пронумерует их. Малыш придумает историю, сказку и сам нарисует иллюстрации. Мама напишет текст. Такой книги нет ни у кого! Принесите ее в детский сад, покажите детям и оставьте для выставки творческих работ.

Игра «Найди сокровище». Дети всегда с удовольствием что-то прячут, ищут. Поиграйте с малышом, используя книги. Если ваш ребенок учит буквы, то напишите на каждую букву название книги. Ваш малыш выходит из комнаты, вы прячете книгу. Позовите ребенка и скажите, что в этой комнате хранятся книжные сокровища, одно из них начинается на букву «Т». Ребенок ищет и находит книжку, например «Тараканище» или «Телефон» и т. д.

Игра в рифмы «Продолжи строчку». Читайте хорошо знакомую сказку в стихах. Последнюю строчку говорит ребенок. Предложите ребенку за автора придумать рифму. Например: «Да здравствует мыло душистое / И полотенце искристое (когтистое, лучистое, шерстистое и т. д.) Очень веселая игра! Дети играют с юмором, с фантазией.

Игра-викторина «Путаница». Прочитайте отрывок из сказки. Главного героя замените другим сказочным героем. Дети должны поправить взрослого и назвать, из какой сказки «заблудившийся герой».

Игра в символы. Нарисуйте ребенку круг и предложите дорисовать характерные детали какого-либо героя: пусть ребенок символами нарисует сказку «Репка» или «Колобок». Дети очень любят эту игру. Она помогает ребенку выделять основные признаки персонажей.

Игра «Придумай сказку». Необходимым материалом могут быть воздушные шары, различной формы сучки, корни растений и т. д. Ребенок сам выбирает сказочного героя и потом рассказывает, что это за герой, с какой он прилетел планеты, добрый он или злой, где живет и что с ним происходит и т. д.

Игра воображения. Рассматривая рисунки к сказкам, малыш представляет, что он оказался на месте событий, и рассказывает, что услышал, почувствовал, чтобы он сделал на месте героя сказки. Или малышу предлагается путешествие в прошлое или будущее героев. Придуманные сказки детей отличаются чувством юмора и разнообразными диалогами.

Театрализованные игры. Важным моментом в таких играх является процесс репетиции, подготовки костюмов к кукольному спектаклю. Для того чтобы этот процесс шел веселей, все детали костюмов, декорации складываем «Волшебный сундучок», который заколдовала злая волшебница. Родители и ребенок становятся добрыми волшебниками. Они рисуют, мастерят костюмы героям, а затем разыгрывают сценки с куклами. Когда вы проведёте с детьми игру, проанализируйте результаты и не забудьте похвалить малыша. Удачи вам и вашим детям в приобщении к книге.

Лариса Иванова