Содержание:

Жизнь - игра, а люди в ней - актеры. Что бывает, если актеры отступают от сценария? Полный беспорядок! Так и в реальной жизни. Правила - это своего рода общий сценарий жизни. Вокруг нас очень много правил: правила дорожного движения, правила поведения, правила письма, правила игры и т.д. Как можно выучить такое огромное количество правил? На самом деле большей части правил, мы следуем автоматически, потому что так привыкли, да и часто так удобнее и безопаснее.

Обычно с рождением ребенка родители начинают отступать от привычных правил, подстраиваясь под малыша. Теперь вся их жизнь вращается только вокруг ребенка. Родители закрывают розетки, чтобы ребенок в них не залез, оборудуют квартиру всевозможными средствами безопасности, меняют привычный распорядок дня... В общем, подстраиваются полностью под малыша. В результате ребенок растет в тепличных условиях, как редкий цветок, вокруг которого все прыгают и с которого сдувают пылинки.

Часто родители предоставляют ребенку полную свободу. И в один прекрасный момент родители спохватываются и понимают, что кроха уже достаточно большой, и пора бы приучать его к взрослой жизни по правилам. Так и начинается эпоха всевозможных упреков, запретов и наказаний.

К содержанию

Детей формируют привычки

Ребенку, познающему мир, правила необходимы, как компас и карта блуждающему туристу. Ему предстоит жить в обществе, а значит, необходимо усвоить правила, по которым живет само общество. Ведь большинство правил мы соблюдаем по привычке, не задумываясь о том, как поступить в той или иной ситуации. И задача родителей - с самого раннего возраста выработать у ребенка полезные привычки. Можно выделить четыре основных кита, которые закладывают у ребенка сценарий дальнейшей жизни.

К содержанию

Четкий распорядок дня - начало начал

Ребенку необходим определенный распорядок дня: встать, умыться, одеться, позавтракать, почистить зубы и т.д. Все эти дела ребенок должен делать ежедневно и примерно в одно и то же время. Четкая последовательность привычных действий внушает ребенку уверенность, создает ощущение надежности, защищенности, способствует хорошему настроению. Порядок необходим для правильного развития. При отсутствии режима ребенку будет трудно приучить себя к организованности, он не сможет сосредоточиться на одном предмете, т.к. его внимание рассеяно и не привыкло к четким рамкам.

Как правило, дети сами устанавливают этот график, и родителям необходимо только немного его корректировать. В дальнейшем привычка к внешней организованности - это шаг к организованности внутренней. Ребенок, который живет по режиму, складывает на место свои игрушки, помогает маме наводить в комнате порядок, повзрослев, легко научится складывать по полочкам и распределять полученную информацию, отделяя нужную от ненужной, и систематизировать свои мысли. А это очень помогает во взрослой жизни.

К содержанию

Пример для подражания

Основополагающую роль в воспитании правил поведения играет родительский пример. Ребенок автоматически усваивает принятые в семье правила. Именно в семье, за общим столом, на прогулке, в общении с родственниками у ребенка вырабатываются (или не вырабатываются) хорошие манеры. И прежде, чем делать замечания малышу, посмотрите на себя. Если папа не благодарит маму за ужин или не моет руки перед едой, то не стоит ждать от своего чада иного поведения.

За столом абсолютно все имеет значение: не только что мы едим, но и как мы это делаем. Если родители говорят с набитым ртом, кладут локти на стол или едят руками, то вряд ли можно увидеть у малыша лучшие действа. Дети быстро перенимают манеру поведения взрослых. Если родители, выпив на улице воду, бросают бутылку там, где они стояли, то не удивительно, что ребенок в следующий раз бросит бумажку от конфеты не в урну, а на газон с цветами.

Ребенок - это зеркальное отражение родителей. И задача родителей - вести себя так, как они того требуют от своего ребенка.

К содержанию

Игры по правилам

После двух лет ребенок начинает играть со сверстниками в различные игры. Детям очень нравится играть в ролевые и групповые игры, где существуют определенные правила. Объясняйте ребенку, что в каждой игре есть свои правила. Если ребенок научиться следовать правилам в игре, то он постепенно переносит эту модель поведения в реальную жизнь. Трудно подчиняются установленным правилам детишки с сильным характером (ярко выраженные лидеры), у которых по любому поводу есть собственное мнение. В играх отводите таким детям разные роли. Ребенок должен понимать, что невозможно всю жизнь играть только те роли, которые ему нравятся.

Можно такие игры переносить и в жизнь. Например, попросить деток убрать игрушки и назначить "директора", но помните, что "главный" - это не значит старший, то есть и младший ребенок может иногда управлять старшим. И обратите здесь внимание, что быть "главным" - это не только командовать и управлять, но и нести ответственность.

К содержанию

Сказка ложь, да в ней намек

Сформировать правила, относящиеся к человеческим отношениям и этике поведения, помогают сказки, а точнее, их анализ. Из книжек ребенок узнает, что такое хорошо и что такое плохо. Прочитав сказку, обязательно обсудите с крохой, кто из героев поступил хорошо, кто - плохо, почему они так поступили, как надо себя вести в такой ситуации. Когда ребенок научится анализировать поступки сказочных героев, ему будет легче анализировать свои поступки и принимать правильное решение. Сравнивайте сказочных персонажей с реальными людьми и самим ребенком.

К содержанию

Пояснение для понимания

Правила должны быть четко сформулированы и понятны малышу. Нельзя в один день вываливать на ребенка кучу запретов и ограничений. Многие правила можно облачать в формы стихов и прибауток, например, "Когда я ем, я глух и нем". Такие слова, в отличие от строгих запретов, не вызывают у ребенка чувство протеста и желания сделать наоборот. Но, повторяясь из раза в раз, они откладываются в сознании ребенка как неопровержимые истины.

Нельзя, устанавливая правила, унижая малыша. Фразы: "Немедленно!", "Ты слышал, что я сказала?", "Быстро иди сюда!" - вызывают у ребенка протест и желание пойти на конфликт. Правила должны произноситься твердо, но не в грубой форме. Даже если кроха поступает плохо, родители должны его уважать.

Устанавливая правила, обязательно поясняйте их. Часто, отвечая на вопрос маленького ребенка, мы отделываемся фразами: "Так не положено", "Надо делать так", и т.п. Ребенок должен знать, почему нельзя, и что будет, если он вдруг нарушит родительский запрет. Если кроха, не обращая внимания на ваши запреты, лезет к горящей конфорке или пытается потрогать включенный утюг, не надо бить его по рукам. Лучше объясните, если нет результата - позвольте ему один раз дотронуться до "опасного" предмета, естественно, под вашим присмотром (крайняя мера, к которой, по возможности, лучше не прибегать).

Личный опыт (особенно неприятный) часто оказывается куда более действенным, чем бесконечные родительские окрики и оплеухи. К тому же велика вероятность, что ребенок решит нарушить ваш запрет, когда никто не видит, и тогда это может окончиться весьма печально.

Старайтесь употреблять слово "нельзя" как можно реже, только в тех случаях, когда запрет касается безопасности малыша. Чем реже звучит слово "нельзя", тем оно действеннее. Надо запрещать то, что действительно нельзя!

Устанавливая ребенку правила, будьте однозначны. От установленных запретов нельзя отступать. Часто можно наблюдать ситуацию, когда родители, пребывая в хорошем расположении духа, разрешают ребенку все на свете, а на следующий день за те же самые поступки бьют по рукам или ставят в угол. Как ребенку тогда разобраться, что можно делать, а что нельзя? Это касается и других членов семьи: если мама разрешает, а папа этого не позволяет делать, то ребенку будет трудно разобраться, кого же слушать и чьи правила соблюдать.

К содержанию

Правила существуют для того, чтобы их нарушать

Разумеется, следование правилам не должно оборачиваться подавлением личности. Правила существуют не для того, чтобы их время от времени соблюдать, а для того, чтобы их иногда нарушать. Постарайтесь не перегнуть палку, чтобы не стать заложниками установленных правил. Ребенку, который живет по строго принятым законам, в будущем будет сложно принимать самостоятельные решения, ведь он всегда жил по установленным кем-то правилам.

Кормление, сон и прогулки в одно и то же время - это, конечно, хорошо. Но малыш должен понимать, что иногда правила можно нарушить и ничего страшного не произойдет. Например, в выходной день, ребенок может встать не в 7.00, как обычно, а в 8.30. Только обязательно объясните ребенку, что это разовая акция в честь выходного, а завтра вы опять вернетесь к привычному для вас распорядку дня.

Поступая исключительно по указке взрослых, очень трудно стать самостоятельным человеком, поэтому иногда предоставляйте ребенку право выбора. Уже с двух лет кроха может выбрать, что он хочет есть. Но не ставьте вопрос ребром: "Ты хочешь есть или нет?" Если ребенок ответит "нет", то вам придется либо нарушать установленные правила, соглашаясь с его решением, либо уговаривать малыша поесть. Ребенок должен чувствовать, что он имеет право принимать самостоятельные решения.

Вопрос должен звучать так: "Что ты будешь есть на ужин - картофельное пюре или супчик?" Тогда, с одной стороны, ребенок может выбрать, а, с другой стороны, его ответ в любом случае окажется приемлемым для вас - он будет есть. Точно так же кроха может выбирать, где и с кем он будет гулять, какую игрушку возьмет с собой на улицу или какое платье наденет. При правильной постановке вопроса получается, что ребенок как бы по собственной воле принимает правильное решение и с другой стороны отвечает на ваш вопрос положительно, а не протестом.

Когда малыш немного подрастет, он сможет устанавливать свои собственные правила, но делать это будет уже сформировавшаяся личность, умеющая отвечать за свои поступки.

Анастасия Миллер, bagrjanowa@mail.ru.