Содержание:

В наш век компьютеров и телевизоров вечер, проведенный за шахматной доской, стал большой редкостью. И очень жаль, ведь трехлетний малыш не в состоянии провести всю вторую половину дня у экрана. Он хочет играть - и правильно делает! Дайте ему в руки шахматы: знания, которые ребенок получит во время игры, обязательно пригодятся в жизни.

К содержанию

Азы

Научить трехлетнего ребенка играть в шахматы не очень просто, но вполне реально. Для начала эту мудрую игру должен освоить взрослый. Но даже не это самое главное. Гораздо важнее превратить обучение в увлекательное занятие, чтобы малыш легко запоминал ваши уроки. Они должны длиться не более 15 минут. Даже если ребенок настроен поиграть еще, отвлеките его и предложите взамен какое-то иное развлечение. Будет лучше, если ребенок останется чуть "голодным": это подогреет его интерес к занятиям.

К содержанию

1 Урок. Надо познакомить малыша с фигурами и объяснить, как они ходят.

В три года малыши очень любят сказки и с удовольствием помогают взрослым их сочинять. Придумайте сказку о том, как в одном королевстве жили Король и королева Ферзь. Были у них Слон и Конь, сестра короля Ладья и солдаты Пешки. Конь был очень веселым и любил прыгать буквой Г. Король - очень важная персона и не любит суетиться, в любую сторону он делает только один шажок, а потом стоит и отдыхает. Ладья - неуклюжая и добрая, ходит только прямо, по вертикали или по горизонтали. Слон обожает кататься на коньках и всегда скользит по полю наискосок, по диагонали. Но самая гибкая и сильная - королева Ферзь. Она умеет ходить важно, как Король, прямо, как Ладья, и кататься на коньках, как Слон. Только как Конь прыгать не умеет...

В наш век компьютеров и телевизоров вечер, проведенный за шахматной доской, стал большой редкостью. И очень жаль, ведь трехлетний малыш не в состоянии провести всю вторую половину дня у экрана. Он хочет играть - и правильно делает! Дайте ему в руки шахматы: знания, которые ребенок получит во время игры, обязательно пригодятся в жизни.

Играйте таким образом, пока малыш не запомнит и названия фигур, и то, как они ходят. Не пугайтесь, если на осмысление этого и других уроков потребуется не одна неделя. Но двигаться дальше можно только в том случае, если малыш во всем основательно разберется.

К содержанию

2 Урок. Начинаем развивать математические способности. С помощью шахмат можно научить ребенка считать и развить его пространственное мышление.

Объясните малышу, что все фигуры на доске могут понарошку "съесть" друг друга. Сначала поставьте рядом пешку и любую другую фигуру. Спросите малыша: "Как ты думаешь, за сколько ходов эта фигура может "съесть" пешку?" Ребенок должен не только сосчитать, но и представить в уме, как должна двигаться фигура. А это и есть основы пространственного мышления.

К содержанию

3 Урок. Учимся сравнивать и сопоставлять.

Поставьте на доску пешку, а рядом две другие фигуры. Задайте вопрос: "Кто быстрее "съест" пешку: ладья или слон?" Конечно, необходимо учитывать возможности ребенка и ставить фигуры от пешки на то количество ходов, которое малыш в состоянии сложить. Теперь, по сравнению со вторым уроком, задача усложнилась. Ребенок сначала должен сосчитать количество ходов каждой фигуры, потом сравнить их и решить какое число больше.

К содержанию

4 Урок. Усваиваем понятие очередности. Усваиваем понятие очередности.

Неплохо, если малыш будет возиться с шахматами, как с игрушками: кутать их, пеленать или катать на машинке.

Но он должен осознать основную мысль: если с ним за доску садится взрослый, игра пойдет по определенным правилам. Эти правила надо, не ленясь, повторять. Трехлетнему малышу бывает не так просто понять, что фигуры на доске ходят не тогда, когда им захочется, а по очереди. Этой самой очередности ходов надо посвятить отдельное занятие. Вы уже знаете, как ходят шахматные герои, и теперь пройдитесь по черно-белой доске, как в настоящей игре! Поставьте несколько фигур малышу и себе и дойдите до противоположной стороны, но по очереди.

К содержанию

5 Урок. Ценность фигур.

В шахматном мире давно определена ценность каждой фигуры. Ферзь "стоит" 10 пешек, ладья - 5 пешек, слон и конь - 3 пешки. Эта договоренность важна, чтобы игрок мог выбрать, кого ему "съесть" в первую очередь. Чтобы лучше освоить эту систему ценностей, очень хорошо задействовать принцип поощрения.

Составьте на доске готовую комбинацию из фигур таким образом, чтобы нужно было решить, что "съесть" коню: пешку или королеву? И, если малыш сделает правильный выбор, дайте ему три виноградины или три печенья. Если между пешкой и ладьей он выберет ладью, то получит два лакомства, а за слона и коня можно дать одно. Это поможет быстрее и нагляднее оценить важность каждой фигуры. Не стоит бояться, что после подобных уловок малыш откажется играть в шахматы без угощения. Если вы все будете делать правильно, через некоторое время ему будет интересно играть и без сладостей.

К содержанию

6 Урок. Что такое шах и мат?

Нужно как можно более простым языком объяснить, что такое шах и мат. Шах - это ситуация, когда кто-то нападает на короля. А он убегает или защищается с помощью своих подданных или королевы. Король, как известно, - самый мудрый и самый главный на поле. Это от него зависит победа или поражение игрока. Если он сдается, значит, партия проиграна. Поэтому все фигуры стараются его оберегать. Но иногда складывается такая ситуация, в которой ему некуда отступить: везде его хотят "съесть". Король думает, а потом сдается. Мы кладем его величество на доску и объявляем, что это мат.

К содержанию

7 Урок. Усложняем задания.

На этом этапе малыш должен научиться тактике, которая позволит "съесть" как можно больше фигур. Начните с малого: выставите на доску по 4-5 "героев" с каждой стороны. Все участники сражения должны стоять так, как положено по правилам. Двигайте их по очереди в сторону противника с единственной целью - "съесть" как можно больше фигур, не забывая об их ценности.

К содержанию

А что потом?

Когда малыш справится со всеми семью уроками, приступайте к мини-этюдам. Пример: выставляем на доску только пешки. Победит тот, кто быстрее дойдет до противоположной стороны. Это нелегкая задача! Пешки обязательно встретятся, начнут "есть" друг друга, и малышу придется поразмыслить о том, как не пропустить соперника в собственный тыл. Если начать шахматные упражнения в 3 года и заниматься два-три раза в неделю, к 5-летнему возрасту ребенок сможет решать шахматные задачи. Сообразить, как сделать мат в один ход, не составит для юного шахматиста никакого труда!

Все вышесказанное - азы шахматной теории. Они помогут развить не только логическое, но и пространственное мышление, а также память. Пройдет время, и мысль о том, что можно сделать красивый мат, пожертвовав только ферзем, произведет мини-революцию в сознании ребенка. Шахматы помогут ему наглядно объяснить, что иногда имеет смысл отдать и получит гораздо больше.

В промежутках между шахматными уроками хорошо устраивать игры-запоминалки. Они отменно тренируют память и логическое мышление. Поставьте на доску произвольно две-три фигуры и попросите малыша запомнить, на каких клетках они стоят. Потом уберите их, и пусть малыш поставит фигуры на прежнее место. Это сложно! И может так получиться, что задание окажется не по зубам и взрослому человеку. Однако секрет успеха заключается в том, что надо не механически запоминать, что где стоит, а делать это осознанно. Например, прочертить мысленную линию между фигурами или усвоить, что от одной фигуры до другой - два хода конем, и так далее.

К содержанию

Уметь проигрывать...

Комментирует психолог, сотрудник Института групповой семейной психологии и психотерапии Александра Сучкова

Всем нам приходилось наблюдать такую картину: как только папа или дедушка садятся с внуком за игру (неважно какую - шахматы, шашки, морской бой...), они сразу же забывают о разнице в возрасте. Взрослые мгновенно превращаются в реальных соперников сына или внука. И с удовольствием одерживают многочисленные победы, приговаривая при этом: "Учись проигрывать, надо уметь держать удар!" И очень обижаются, замечая, что малыш потерял всякий интерес к совместной игре. Кстати, женщины, как правило, этим не страдают. Видимо, у них не так сильно развит инстинктивный дух соперничества, а может быть, они больше заботятся об истинной цели развлечения - научить ребенка играть.

Для мальчика соперничество с папой - вещь закономерная, но после 10 лет. До этого момента отец представляет собой мировую ось, волшебную фигуру, которая может все. Своеобразная базовая безопасность. И, если папа откровенно радуется проигрышу ребенка, возникает ситуация, при которой сын выглядит неудачником по отношению ко взрослому. Малыш думает: "Папа сильнее. Куда мне до него? А значит, и стараться не стоит". Даже если отец добавит что-нибудь ободряющее вдогонку, сын ему не поверит. Следовательно: с ребенком можно играть на равных только тогда, когда он освоит игру на том же уровне, что и взрослый.

Родителям нужно подумать о том, чтобы во время игры у ребенка был равный соперник. Другой ребенок, например. Это дает шанс на победу. Если такой возможности нет и малыш не справился с шахматной задачей, сыграйте с ним в догонялки или в прятки, где он победит только потому, что более юркий и меньшего роста. Мальчик должен знать, что у него есть свои преимущества и выигрывать он все равно умеет. Победитель-взрослый не должен триумфально восклицать: "Проигрывать надо уметь!" Этой фразой папа лишь подчеркивает свое превосходство. И будет гораздо лучше, если пресловутую фразу произнесет третий человек, например, мама. В спокойной обстановке можно рассказать малышу историю из своей жизни, когда вы проиграли, но не обиделись на соперника, а долго тренировались и все-таки победили. Теперь фраза "Проигрывать надо уметь", сказанная ободряющим голосом, восприниматься будет по-другому.

В идеале папа должен быть не соперником, а тренером. Его задача - показать сыну, как именно можно выиграть. Лучше, если отец и сын будут не по разные стороны баррикад, а вместе, на одной стороне доски играть против выдуманного соперника. Это будет той самой палочкой-выручалочкой, которая позже превратится в самостоятельность и уверенность в своих силах.

Ульяна Пугачева
Консультант: Леонид Береславский,
профессор, кандидат в мастера спорта по шахматам,
директор школы раннего интеллектуального развития "Открытие".
Статья из декабрьского номера журнала