Содержание:

К содержанию

Проблема

Постараюсь быть лаконичной. Мои родители были советскими инженерами, а значит, людьми довольно скромного достатка. Насколько я помню, они не говорили со мной о деньгах. В семье не было заведено просить приглянувшуюся одежду или дорогую игрушку.

Я всегда чувствовала, что родители заботятся обо мне, и не клянчила у них подарки. Моей дочке 9 лет. Настя - умная и прилежная девочка. Но стоит ей увидеть яркую вещь или красивую игрушку, и она превращается в капризную и жестокую маленькую женщину. Сначала она просит ласково и вежливо, потом начинает торговаться: купите мне эту игру, я буду всегда хорошо себя вести. Встретив отказ, начинает горько плакать и обвинять нас в том, что у всех подружек такая игра есть и только у нее нет. Если и это не помогает, она открыто заявляет, что мы самые жадные родители на всем белом свете. Мы с мужем очень расстроены, сами видим, как красиво и дорого одевают Настиных подружек, какие у них современные игры. Увы, мы так и не научились зарабатывать деньги. Я - учительница младших классов, муж - водитель грузовика. Наши скромные заработки не позволяют покупать Насте дорогие игры или одежду из бутиков. Мы стараемся внушить дочери, что жить нужно по средствам, что мы с отцом заботимся о ней, но у нас нет денег на модные и дорогие вещи, что материальные блага не главное в жизни. Правы ли мы, посвящая 9-летнего ребенка в наши материальные трудности? Что отвечать ей, когда она жестко прерывает нас: "Нет денег - ищите работу, где платят больше. Или возьмите в долг и купите мне бенетоновские джинсы". Мы с мужем испытываем чувство вины и неполноценности: в сегодняшней России успех и все достижения человека измеряются только наличием денег. Я боюсь, что мы поставили Настю на самые нижние ступени общественной иерархии. Получается, нет у нашей дочери шанса стать удачливой в жизни, потому что мы приучили ее к лишениям и бедности. Можно ли поправить положение? Если да, то как? Что нам делать, когда Настя просит вещи, которые мы не в состоянии купить? Как уравновесить материальные и духовные ценности?

С уважением, Людмила Д., Чехов

Комментарий детского психотерапевта, семейного консультанта Мадлены Санчук.

Уже годовалая кроха хочет добраться до предмета, который приковал ее внимание. Малыш проявит смекалку и настойчивость, чтобы преодолеть все препятствия на его пути к вожделенному объекту. Получить желаемое немедленно - вот что заставляет ребенка пускать в ход крики, позже - лицемерное: "Ну пожалуйста!!!" А еще через год: "Мамочка, ну только сегодня, ну только эту игрушку, я тебя стану любить и слушаться всегда-всегда!"

Старшие дошкольники уже стараются вступить в более сложные "торгово-рыночные" переговоры с родителями: "Ты мне игрушку, а я тебе - хорошее поведение".

В школе давление общественной среды усиливается: дети с первого дня сражаются за лидерство, за популярность. В борьбе за первенство учитываются не только личные качества, но и богатства, которыми обладают дети, а точнее, их родители. Устанавливается уникальный именно для этой школы код одежды, перечень модных, "клевых", "прикольных" вещей и игрушек. Любой ребенок станет стремиться обзавестись теми предметами, которые признаны "классными".

На этом этапе ребенок уже хорошо знает, что необходимо вызвать в вашем сердце чувство вины за те лишения, которым вы его подвергаете. Родитель, испытывающий чувство вины, послушный пластилин в руках требовательного ребенка.

Родителям со скромным достатком не следует расстраиваться. Единицы взрослых на земном шаре могут поспеть за всеми требованиями детской или подростковой среды. Родителям следует тщательно пересмотреть свои моральные ценности и изложить их в доступной и искренней форме ребенку. Это будет звучать примерно так: "Мы понимаем, насколько важно для тебя быть лидером. Составные популярности - это не только вещи, которыми ты щеголяешь, но и твои человеческие качества. Мода на вещи меняется очень быстро, а вот хорошие качества остаются неизменными". Расскажите ребенку, какие именно положительные качества в нем вы цените больше всего. Подумайте вместе, какие достоинства в ребенке хотелось бы развить. Поговорите о том, как можно воспитать в себе хорошие качества.

Будьте честны с собой и ребенком: нетленные духовные ценности необходимы. Доброта, честность, чувство собственного достоинства, великодушие, бескорыстность, умение дружить - без этих качеств жизнь человека неполноценна и тосклива. Однако уверять ребенка, что он должен быть выше материальных ценностей и презирать деньги, тоже неверно. Ваш ребенок живет среди людей, и для него яркая игрушка и красивая модная одежда примерно то же, что для взрослых хорошая машина и квартира.

Скажите ребенку, что вы понимаете: ему необходимо выглядеть модно и красиво. Привлеките его к семейному совету по составлению бюджета на ближайший месяц. Обсудите сумму, которую в этом месяце вы можете выделить ребенку на его игрушки или одежду. Узнайте, что сегодня в школе самое-самое модное. Вместе с ребенком составьте список 10 вещей, которыми он непременно хотел бы обладать. Пусть помечтает вслух вместе с вами, а вы внимайте и не критикуйте. Предложите выбрать один или два предмета из списка, которые представляются самыми необходимыми, так ребенок узнает о приоритетах. Если выбранная вещь вписывается в сумму, которую вы сообща выделили, вам остается только запланировать поход в магазин. А если нет?

Посчитайте с ребенком, сколько месяцев придется откладывать деньги на этот предмет. Предложите ему сделать выбор: ждать довольно долгое время или пойти на компромисс, выбрав из своего списка что-то наиболее доступное по цене.

Призовите на помощь находчивость. Привлеките ребенка к творческому решению проблемы. "Клевую" книгу можно взять в библиотеке, а новый фильм, компьютерную игру и велосипед - напрокат. Чтобы купить желаемое, можно добавить деньги из копилки. Может, ребенок готов немного сократить потребление мороженого, а деньги, которые родители ежедневно выдают на порцию мороженого, откладывать для дорогой покупки?

Обсудите с ребенком и такой вариант: можно найти родителей-единомышленников, которые живут по соседству. Вместе вы создадите "банк модных вещей", которые можно покупать в складчину и пользоваться по очереди.

Привлеченный к решению проблемы, ребенок будет ощущать, что ситуация находится под контролем, что задача выполнима, нужно лишь приложить старания и смекалку. Он прекратит манипулировать вами и взывать к чувству родительской вины. У родителей и ребенка пропадет необходимость в постоянном противостоянии - они станут единомышленниками, которые стремятся сделать жизнь еще более красочной и веселой.

По-прежнему самые лучшие подарки не стоят ни гроша. Это - улыбка ранним утром, нежный поцелуй перед школой, доброе слово и полезный совет, безраздельное внимание и участие, которые вы всегда готовы дать своему ребенку.

Статья предоставлена журналом