Мы продолжает знакомить читателей с наиболее популярными в настоящее время педагогическими системами. В этом номере мы предоставляем слово Николаю Александровичу Зайцеву, автору пособий по обучению чтению, математике, каллиграфии, русской грамматике, английскому языку; ведущему специалисту НОУДО "Методики Н.Зайцева".

Дети, в отличие от взрослых, постоянно чему-нибудь учатся: ложкой кушать, а не руками; одеваться - раздеваться; зубы чистить, мыться; через скакалку прыгать, на коньках, велосипеде кататься; марки машин различать; рисовать, петь, танцевать... Вот уже и телефоном пользуются, включают - переключают телевизор, видеомагнитофон. Да еще уверены (спросите), что сами всему научились.

Среди прочих дел к четырем-пяти годам не только можно, но и нужно - для скачка в умственном развитии - освоить чтение, сложение-вычитание в пределах ста хотя бы, письмо печатными буквами. Учиться этому даже проще, чем продеванию шнурков в дырочки и завязыванию их бантиком. И намного интереснее.

Начните с "Кубиков Зайцева". Что это такое? Комплект из шестидесяти кубиков с одной или двумя буквами на гранях, пяти листов таблиц, аудиозаписи и "Учебника для родителей, воспитателей, учителей". Занятия можно проводить дома, в группе, классе - одного комплекта достаточно.

Буквы на кубиках и в таблицах такого размера, что хорошо видны и с десяти метров, - важно, чтобы с самого начала дети не испытывали никаких напряжений зрения. Таблицы располагаются на стене, нижний их край на высоте 165-170 см от пола, - во избежание нарушений осанки нужно почаще работать стоя, с поднятой головой. Под таблицами полка в три доски, чтобы на ней слова из кубиков составлять.

Кубики различаются по цвету ("золотые", "железные", "деревянные", белые с зелеными знаками препинания), объему (большие, маленькие, двойные), весу (заполняются железками и деревяшками, имеющимися в комплекте), по звучанию наполнителя, раздающемуся при их встряхивании. Цель - обеспечить непроизвольное, быстрое, надежное запоминание.

Письмо указкой по клеточкам таблиц подключает еще и "память тела": сверху, снизу, слева, посредине или справа нужные буквы расположены? Разыскивая книги на полках, мы не только их цвет, толщину, высоту припоминаем, но и местоположение: ноги сами куда нужно переступают, рука тянется, голова поворачивается. И только в последнюю секунду фокусируется взгляд.

В аудиозаписи столбики и строчки таблиц, алфавит под аккомпанемент баяна и балалайки распеваются на 35 популярных, в основном народных, мелодий. Ритмичное проговаривание, а еще лучше пропевание с музыкальным сопровождением - мощное средство воздействия на память.

Кому не известна проблема "буквы знает, а читать не может"?

Дело тут вот в чем: слова, произнесенные по буквам, не опознаются ребенком. Неужели "эм-а-эм-а" - это мама, а пэ-а-пэ-а - папа? А что такое "ка-у-ка-эль-а"? "Тэ-ё-тэ-я" больше на "тойоту" похожи, нежели на тетю. И можно ли догадаться, что "дэ-я-дэ-я эс-тэ-ё-пэ-а" - это дядя Степа?

По слогам тоже читать непросто. В них от одной до десяти букв бывает:

  1. я, и, а;
  2. ты, он;
  3. кто, кот, ёрш;
  4. Орск, Ейск, горб, гриб, сплю, мгла, жгли;
  5. Эрнст, жесть, Курск, столб, взрыв, Псков, встре-ча;
  6. чувств, Бердск, власть, Брянск, вдрызг, сплюнь, встреч, взгляд, Гжатск, Мкртчя-ну;
  7. свойств, Гданьск, всплеск, встрянь, льстясь, всласть;
  8. вскользь, у-стройств, про-странств, Пфельдрт (советский ученый);
  9. взльстясь, ра-сстройств;
  10. дже-нтльменств. Мог бы и городок Пфельдртск из десяти букв с одной гласной возникнуть, если б упомянутый ученый больше прославился.

К слогам ребята с трудом привыкают. Её свойств - в первом слове два слога, во втором только один. Даже ученые не знают, как лучше слова на слоги делить: кош-ка или ко-шка? се-стра, сес-тра, сест-ра? ра-сстройств, рас-стройств, расс-тройств, расст-ройств? Точно известно только одно: сколько в слове гласных, столько и слогов. Между гласными, однако, бывают промежутки из шести-восьми, а то и десяти согласных: Мо-нстр вздр-огнул: появились Э-рнст с Мкртч-яном.

На кубиках и в таблицах не слоги, а склады.

Ма-ма, па-па, ку-к-ла, тё-тя, дя-дя С-тё-па, прочитанные по складам, сразу узнаются ребенком. Еще бы: это обозначенные буквами давно знакомые кусочки родной речи - миллион раз слышал и сам произносил. Акустические и произносительные единицы, научным языком говоря. Все слова из них составляются. Говорить дети начинают складами: ма (мама), па (папа), бу (бабуля), де (дедушка), дя (дядя), ба (собака), ко (кошка). Не умея еще произнести слово целиком, ребенок выделяет самую отчетливую его часть. Потом начинает присоединять безударные склады, здесь ошибок больше бывает, пропуски: бауска - бабушка, кука - кукла, Юня - Юля, бупа - буква. Дети постарше переставляют в слове опять же склады, а не слоги, буквы или фонемы: кашалатка - шоколадка, альписин - апельсин, сакараношка - сороконожка.

Обучение чтению по складам Л. Н. Толстой называл "народным" способом, по которому "...ученики выучиваются грамоте гораздо скорее, чем по всякому другому: способный ученик в 3, 4 урока, хотя медленно, но правильно читать, а неспособный - не более как в 10 уроков". Еще 130 лет назад это было обычной практикой в организованных Львом Николаевичем школах и широко распространилось по России.

"Кубики Зайцева" - усовершенствованный способ обучения по складам. Автор "просеял" их, оставив только однобуквенные и двубуквенные, покрасил, на кубиках разместил, в таблицы свел. Буква Л, к примеру, и её сочетания с гласными и мягким знаком расположены на двух кубиках, большом и маленьком: ЛУ-ЛО-ЛА-ЛЭ-ЛЫ-Л, лю-лЁ-ля-лЕ-ли-ль. В таблицах эти блоки находятся рядом, легко соотносятся по сходству и различию друг с другом и себе подобными. Порядок расположения складов в таблице не случаен и имеет фонетические и дидактические обоснования, подробно изложенные в "Учебнике".

В нем же описаны десятки игровых видов работы.

Как тебя зовут? - КА-тя. Всего два кубика. Перевернем их, переставим. Куда спряталось твое имя? Давай еще раз напишем. Вот оно: КАтя. Опять перепутали, переставили. Можешь имя сложить? Нет, это тю-КА. Ты Тюка, а не Катя. Двухлетняя девочка смеется. А может выйти тиКА, КОтя, КЫть ("Ужас то какой!"), тьКА, КУть, тёК - 72 комбинации из двух кубиков.

Уже играем. И осваиваем склады. Запомнить, какой кубик сначала, какой потом, где верх, где низ букв, запечатлеть свои кубики, а на них свои склады, учиться составлять и прочитывать слово слева направо не так-то просто. Но и не так трудно рядом со взрослым. После двух-трех непродолжительных, веселых занятий Катя научится составлять свое имя, находить свои квадратики в таблице, выискивать свои кубики в общей их массе. Из трех кубиков возможны 1296 комбинаций, а малышу нужно запомнить только одну: СвеТА. А из четырех? - 11140 вариантов, составь-ка АРтёМ. И малыши справляются!

При работе с группой имена ребят будем писать по клеточкам таблицы. Техника такова:

  1. Ребенок получает длинную, не менее полутора метров, указку (чтобы отстраняться от таблиц, н близоручиться, охватывать взглядом как можно больше складов).
  2. Учитель охватывает ладонью ручку ребенка, держащую указку; другую руку кладет на его плечо (чтобы малыш чувствовал: он защищен, его любят).
  3. Стоя за спиной ребенка, учитель произносит и указывает склады, составляющие слово (ребенок пишет почти что сам; ноги переступают влево-вправо, рука передвигается в тех же направлениях да еще вверх-вниз).

При такой работе вся группа широкими движениями глаз отслеживает передвижения указки, приучаясь все дольше и дольше удерживать внимание на ее кончике.

"Как маму зовут?", "Чего бы вы хотели покушать?", "Какое слово тебе написать?", "Каких животных вы знаете?" - пишем десятки, сотни слов. Если сделать паузу после 0-бе-зь-я-, ребята от нетерпения дружно выкрикнут: НА! Преподаватель покажет, все увидят и, скорей всего, это НА сразу же запомнят.

Четырехлетки на третьем-четвертом занятии, шестилетки на первом-втором сами уже кубики разыскивают. Вот игра "Живое слово" из "Учебника":

Кубики (без "бело-зеленых" со знаками препинания) распределяются в равных количествах и произвольном порядке на пять площадок. На пять команд делятся и дети. У учителя кубик со значком ударения. "ЗА, иди сюда!" Выбегает ребенок с нужным кубиком и ставит ЗА на полку, "й, иди сюда!" Справа от ЗА приставляется кубик й. "чи, иди сюда!" На полке растет хорошо всем видное слово, "ки, иди сюда!" Написали. Учитель ставит на ЗА кубик со значком ударения. "Что получилось (Кто это)?" - "Зайчики!" - дружно, громко отвечает группа. "Забирайте свои кубики, возвращайтесь на свои места".

Написав 4-5 слов, предложенных преподавателем, ребята меняются площадками и делают переход, как в волейболе. Каждая группа должна пройти через все площадки, поработать со всеми кубиками. Игра протекает быстро, живо, ребята никому не дают зазеваться, некоторые от нетерпения даже к соседям бегают, нужный кубик показывают: "Что вы спите, вот он!"

С детсадовской группой или первым классом при некоторой тренировке за полчаса слов сто написать можно. Ни принуждения, ни согбенных поз, ни напряжений зрения, ни гиподинамии.

Если теперь загадать загадку и, убедившись, что никто ее отгадать не может, выложить отгадку из кубиков, ребята ее непременно прочитают.

Использование картинок с надписями в работе с детьми, начинающими читать, - давно известный прием. Наша добавка к нему - разбивка слова на склады, выделение ударного, запись слова на лицевой и оборотной сторонах карточки. Многолетний опыт работы с такими картинками показывает: ребята быстрее привыкают охватывать глазами слово целиком, мгновенно проводить его анализ и осуществлять по сумме признаков синтез, выражающийся в прочитывании слова без обычных для начального чтения сомнений, запинаний, спотыканий. Полученные навыки успешно используются при встрече с новыми, незнакомыми словами.

В пособиях "240 картинок для обучения письму, чтению, рисованию", "Что вокруг меня растет?", "Кто вокруг меня живет?", "Продуктовый магазин", "Детский мир" (промтоварный магазин) полтысячи картинок размером 125х125мм. Буквы на них, конечно, меньше, чем на кубиках и в таблицах, недостаточно велики, чтобы не напрягать зрения.

Чуть не все мальчики бредят машинами, хотят стать водителями, гонщиками. Для таких у нас есть "Дорожные знаки". Абсолютно все! - 240 карточек, знаки с одной стороны, их объяснение с другой. Да еще восемь таблиц, в которых они собраны по группам.

В руководствах к пособиям описаны десятки игр, многие из которых основаны на быстром узнавании и прочитывании надписей с оборотной стороны карточек (там, где нет картинок).

Ребенок, начавший читать, уже не остановится, непременно будет тренироваться: вывески прочитывать, названия газет, журналов, книг, афиши, в книжки с крупным шрифтом начнет заглядывать. Наш альбом "Любимые картины" обязательно ему понравится. Картины (есть что поразглядывать) и надписи крупным шрифтом, зеленым с черным, как во всех наших пособиях: Алексей Венецианов. Спящий пастушок (1824). Орест Кипренский. Портрет Александра Пушкина (1827). Карл Брюллов. Последний день Помпеи (1833). Иван Шишкин. Дубовая роща (1887) и т. д.

Осилив впервые текст из нескольких строчек, ребенок готов по 20-30 раз вслух его перечитывать: закрепляет навыки плавного, быстрого чтения. В "Читай и пой" (Н. Зайцев и Г. Струве) более двух десятков песен - от восьми строчек до двадцати четырех. В пособии "Рисую. Читаю. Пишу" 300 загадок и 100 скороговорок. "Жил-был у бабушки серенький козлик" под аудиозапись распевать или загадки, скороговорки многократно прочитывать, конечно, интереснее, чем тексты из букваря: "У мамы Рома. Рома мал. Мама умыла Рому. Рома мил", "Саня мала и умна. У Сани мыло. Саня сама мыла руки и нос", "Са-са-са - в лесу бегает лиса. Со-со-со - у Вовы колесо. Ос-ос-ос - на поляне много ос", "У папы пила. Папа пилил. Он делал полку. Сын помогал папе. Папа и сын работали" ("Грамота. Учебник для 1 класса", 2003г., уроки 59-87). Еще раз заметим: буквы во всех наших пособиях гораздо крупнее, чем в любых пособиях и учебниках; выделение ударных складов черным цветом также помогает правильному прочитыванию слов (Папа копает лопатой, а не копает лопатой).

Пособия по математике ("Тысяча+", "Миллион+", "Орнамент" и др.) позволяют пятилеткам превосходить требования, предъявляемые к нынешним второклассникам, а то и третьеклассникам.

Все начинается с числовой ленты, размещаемой на стене. Четырехлетки, а то и трехлетки, за 2-3 занятия выучиваются по ленте считать до ста и обратно, находить на ней любое (по заказу взрослых) число. Услышав, увидев, показав 37, к примеру, ребенок захватывает взглядом и непроизвольно запечатлевает в сознании вот что:

  1. количество обозначаемых этим числом предметов (кружочков столько же, сколько и квадратиков);
  2. цифровую запись числа;
  3. его состав: 3 десятка, 7 единиц; 7 составляется из трех и четырех кружочков, пяти и двух квадратиков; до десятка наверху недостает трех кружочков, внизу - трех квадратиков;
  4. цвет цифр тоже нельзя не заметить. Чёрные числа на ленте - чё - чётные, нечёрные (оранжевые) - нечё - нечётные.

Сами собою снимаются вопросы: какое число больше, какое меньше (слева - меньше, справа - больше), на сколько больше, на сколько меньше (сосчитай клеточки от одного числа до другого и узнаешь) и проч. Путем присчета (вправо) и отсчета (влево) будем складывать и вычитать любые числа в пределах ста, через некоторое время научимся делать это в уме (4-5 лет), выйдем за сотню и перейдем к действиям с большими числами (5-6 лет), освоим их запись, с удовольствием выучим таблицу умножения - за числовой лентой следуют другие таблицы, карточки, математические кубики.

В шкатулке игры "Орнамент" 240 фигурок двенадцати цветов и тридцати разновидностей. Половина - "рамки", другая - "вкладыши". Из них можно составлять узоры, строить двадцатиэтажные башни, делать подвески и гирлянды, использовать в качестве шаблонов для обводок с последующим заштриховыванием или раскраской контуров. Попутно дети легко воспримут названия пятнадцати плоских геометрических фигур. Одного комплекта (как и со всеми нашими пособиями) достаточно для работы дома, в группе, классе.

Методики Н.Зайцева известны родителям, воспитателям, учителям с 1989 года. Обобщение опыта работы вот о чем говорит:

  • Многие родители способны обучать детей сами. У особенно нетерпеливых складывают слова из кубиков и начинают читать, считать даже двухлетки.
  • Дети, знакомые с "Кубиками", быстрее выходят в речь, чище берут звуки.
  • Дошкольники четырех-пяти лет, два раза в неделю по часу-полтора обучающиеся в группах, начинают читать и считать в пределах ста через 10-12 занятий.
  • Дети с отклонениями в развитии успешно реабилитируются.
  • Первоклассники начинают читать, складывать и вычитать в пределах ста в первую неделю.
  • Зрение и осанка не только сохраняются, но даже улучшаются (имеются заключения серьезных ученых), резко снижается число проблем, связанных с гиподинамией.

Мы приводим сокращенный вариант статьи. С полным текстом вы можете ознакомиться в журнальном варианте публикации.

Николай Александрович Зайцев
автор пособий по обучению чтению, математике, каллиграфии, русской грамматике, английскому языку;
ведущй специалист НОУДО "Методики Н.Зайцева"
Статья из октябрьского номера журнала
Мама и Малыш