Содержание:

Для хозяев домашних животных отпуск за пределами города - головная боль: куда девать своего любимца? Можно оставить ключи соседке. Или заплатить деньги и поместить животное в особую гостиницу. Как правильно подобрать кров для вашего питомца и какую ответственность несут перед вами его содержатели, выясняла корреспондент "ИП" Наталья Найман.

Куда звонить
Отдел противоэпизоотических и лечебно-профилактических мероприятий Московского объединения ветеринарии:
264-09-63

Так называемые пункты передержки домашних животных, куда можно было сдать на время своего любимца, существовали в Москве еще в советское время: животное сажали в обычную клетку, ставили мисочки для еды и питья, и "постоялец" праздновал новоселье.

Сегодня содержание гостиницы для животных - одно из направлений малого бизнеса. В городе работает около 30 точек: от заведений с непонятным статусом до "элитных отелей для ваших друзей", готовых взять на себя чужие заботы.

Во время новогодних, майских праздников и летних отпусков такие гостиницы моментально заполняются домашними питомцами, которых на время отъезда туда пристраивают хозяева. Сделать это, кстати, не так легко. По официальным данным, в квартирах горожан проживают около 1 млн домашних кошек и примерно 700 тыс. собак. Количество номеров в средней гостинице колеблется от 20 до 30. Значит, к услугам москвичей (хозяев домашних животных) не больше тысячи мест, и номера для своих любимцев необходимо бронировать заранее.

Пристроить можно любых животных: и кошек, и собак, и птиц, и хомяков, и даже так называемых экзотов (питонов, крокодилов, паков, гекконов).

Все гостиницы, занимающиеся передержкой домашних животных, должны быть проверены сотрудниками Объединения ветеринарии города Москвы на основании "Временных правил содержания собак и кошек в городе Москве", утвержденных правительством столицы в 1994 году. Однако на самом деле далеко не все отели проверяются: ревизия должна проходить раз в два года, а большинство гостиниц для животных открываются спонтанно и исключительно на сезон отпусков, естественно, нигде не регистрируясь. Так что качество предлагаемых услуг остается контролировать тем, кто собирается ими воспользоваться. И сделать это действительно стоит, потому что ни в одном законе не указаны правила содержания животных в пунктах передержки и нормы, касающиеся допустимых размеров клеток или вольеров, минимального количества прогулок в день для собак. Так что если вы не хотите, чтобы пребывание в гостинице для вашего питомца превратилось в мучение, тщательно осмотрите выбранный отель и номер, где будет жить животное, а затем потребуйте указать в договоре все требования до мельчайших подробностей к содержанию вашего любимца.

К содержанию

В номера

Снять номер в гостинице для домашних питомцев - клетку или вольер - можно для любого животного и на любой срок. В "элитных отелях" клетки могут по площади поспорить с номерами некоторых гостиниц для людей: одному животному выделяют 15-20 кв. м. Содержание домашнего животного в таком номере тоже стоит вполне по-человечески - от 1 тыс. руб. в день. Тем, кто не готов отдать за две недели расставания с любимцем $500, адресованы гостиницы с более демократичными ценами, которые можно считать средними по Москве. Один день пребывания в отеле кошки обычно оценивается в сумму от 200 руб. до 300 руб., собаки - от 250 руб. до 400 руб., попугая - от 150 руб. до 200 руб., питона - около 500 руб. Входит ли в эту стоимость питание животного - зависит от условий договора.

Некоторые гостиницы принимают на временное проживание и кошек, и собак, и попугаев с канарейками. Поэтому если дома у вас целый зверинец, который надо на время пристроить, питомцев можно запросто сдать в отель "оптом". Правда, рассчитывать на скидки в этом случае не стоит. И все же большинство гостиниц предпочитают специализироваться на определенном виде животных. Например, Cat's Dream Hotel принимает только кошек, а Terrariy.ru специализируется на экзотах. В такой "разборчивости" есть своя логика: пребывание в гостинице кошки не будет комфортным, если из соседней клетки постоянно доносится собачий лай.

Взаимоотношения хозяев животных и руководства гостиницы законодательство сегодня никак не регулирует. В общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУНе) гостиницы для животных можно отнести разве что к разделу "Оказание персональных услуг населению". Это означает, что все тонкости общения клиентов и гостиниц для животных регулируются договором.

В договоре между администрацией гостиницы и хозяином животного обычно указываются реквизиты обеих сторон, дается подробное описание животного (порода, цвет, пол, возраст, кличка, стерилизация), перечисляются вещи, которые принес хозяин (коврики или игрушки). Здесь также должны быть записаны условия содержания "постояльца" - питание, размеры клетки, количество уборок в день и стоимость всех этих услуг. Порядок расчета зависит от решения администрации: в одних гостиницах клиенту придется заплатить вперед, в других практикуется оплата по факту оказания услуги, в третьих - применяется схема 50 на 50 (половина до и половина после).

Кроме того, необходимо указать, обязан ли персонал гостиницы следить за здоровьем животного и давать ему лекарства в случае необходимости, а также кому придется оплачивать эти расходы. Если в течение определенного срока хозяин не явится за своим питомцем, договор автоматически будет продлен. Правда, не навечно: по истечении указанного в договоре времени (обычно от двух недель до месяца) животное могут продать или отдать в приют. Впрочем, как уверяют директора гостиниц, такое случается крайне редко.

Договор можно дополнить любыми пунктами в соответствии с пожеланиями клиента. "Иногда люди просят дополнительно указать в договоре, что их собака или кошка будет питаться какой-нибудь особой пищей - например, куриными сердцами,- рассказывает директор Cat's Dream Hotel Максим Кивва.- Если хозяева привезут с собой ту пищу, на которой настаивают, мы будем готовить ее и давать "постояльцу". Кто-то требует, чтобы их питомца ни в коем случае не трогали руками и не гладили. Животному, конечно, ласка идет только на пользу, но хозяин вправе решить так, как ему заблагорассудится". Впрочем, иногда клиенты требуют невыполнимого. К примеру, одна хозяйка упорно искала для своего кота такую гостиницу, где он мог бы общаться и играть с другими животными. "Такое пожелание не выполнит ни одна уважающая себя гостиница: если животные подерутся и поранят друг друга, отвечать будет администрация,- объясняет господин Кивва.- К тому же они могут заразить друг друга глистами или блохами. Контакта между животными допускать нельзя ни в коем случае".

К содержанию

Животное беззаконие

Согласно "Временным правилам содержания собак и кошек в городе Москве", гостиницы для животных имеют право принимать "постояльцев" только при наличии ветеринарного свидетельства и справок о прививках. Но в действительности это правило выполняется далеко не всегда. "Мы принимаем всех животных, даже не привитых от бешенства, но в договоре указываем, что ответственности за жизнь и здоровье невакцинированного гостя дирекция не несет,- утверждает Максим Кивва.- И мы не гарантируем, что ваше животное не подхватит в отеле какую-нибудь болезнь". Кстати, такой пункт указывается в договоре большинства гостиниц.

Условия в гостиницах для животных могут сильно различаться. По словам ведущего специалиста отдела противоэпизоотических и лечебно-профилактических мероприятий Московского объединения ветеринарии Георгия Калугина, ни один закон не может запретить москвичу организовать подобную гостиницу у себя дома. Некоторые так и поступают: размещают рекламу в интернете, набирают животных, запирают их в одну комнату, раза два в день приносят еду и убирают. Понятно, что такой жизни своему питомцу не пожелает ни один хозяин.

Любой гражданин имеет право открыть гостиницу для животных, причем даже у себя в квартире. Для этого ему нужно отнести в налоговую службу свидетельство об ИНН, паспорт и заявление - тогда его зарегистрируют как предпринимателя без образования юридического лица (ПБОЮЛ).

"Впрочем, негласные стандарты, которым должна соответствовать гостиница для животных, постепенно все же вырабатываются,- сообщает Максим Кивва.- К сожалению, все гостиницы соответствовать этим стандартам будут еще не скоро. Большинство предпринимателей организуют гостиницы за пределами МКАД, на дачных участках. Там достаточно места для просторных клеток и выгула собак".

Оформляют номера сами владельцы гостиниц. В некоторых клетках, например, кошкам ставят аквариум с рыбками, а собакам дают игрушки. Рацион животных оговаривается особо, обычно меню для своих питомцев хозяева могут заказывать любое, естественно, предварительно все оплатив.

Игрушки и разнообразная еда - это, конечно, приятно, однако гораздо важнее выяснить, состоят ли в штате гостиницы ветеринары. В идеале, прежде чем принять животное, специалист должен осмотреть его, выяснить, не болеет ли питомец, не может ли заразить других "постояльцев", и обработать антиблошиным препаратом. Наличие штатного ветеринара, как заявили ИП в гостинице Pets Hotel, гарантирует, что, если ваше животное вдруг заболеет или у него обострится старый хронический недуг, ему вовремя окажут помощь. Правда, оплатить лечение придется самому хозяину: ему предъявят чеки на лекарства.

Игрушки, картонные домики, которые часто ставят кошкам, подстилки, миски в хорошей гостинице должны быть только одноразовыми. Клетки после каждого "постояльца" необходимо дезинфицировать специальными растворами или парогенератором. Только после этой процедуры в номер можно заселять следующее животное.

К содержанию

Ненавязчивый контроль

Раз в два года представители одной из десяти существующих в Москве станций по борьбе с болезнями животных проверяют, есть ли ветсправки у всех "постояльцев", проводится ли регулярная уборка номеров и их дезинфекция после каждого животного.

Впрочем, нагрянуть в гостиницу с ревизией могут и по жалобе ее клиентов - например, если в Московское объединение ветеринарии поступит сигнал, что в гостинице животных держат без ветеринарных документов (куда жаловаться - см. справку). Если очередная проверка выявит нарушения (содержание не вакцинированных от бешенства животных или антисанитарные условия), это грозит гостинице штрафом. Правда, незначительным. Согласно ст. 10.6 "Нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил" Кодекса об административных правонарушениях 50-100 МРОТ, или 5-10 тыс. руб.

Этим контроль государства над гостиницами, занимающимися передержкой животных, ограничивается. Ответственность руководства гостиницы в случае смерти или болезни животного администрация вправе определить и указать в договоре любую. Например, если ваш питомец умрет в Cat's Dream Hotel, вам выплатят компенсацию в размере 5 МРОТ (500 руб.). Даже если речь идет о животном редкой породы, которое стоит не одну сотню долларов.

Вы можете согласиться на предлагаемую компенсацию или не подписать договор и озаботиться поисками другого пристанища для своего питомца. А вот если администрация гостиницы обманула вас и вместо обещанного в договоре просторного "номера люкс" поместила вашего питомца в тесную клетку, вы имеете полное право обратиться в суд: ваши интересы защитит закон "О защите прав потребителей". Правда, ни одного подобного дела до сих пор в судах не рассматривалось. Единственный способ избежать таких ситуаций вовсе - съездить в гостиницу и удостовериться, что вашего питомца там ждут достойные условия.

Наталья Найман
Статья предоставлена журналом
Имеешь право