Доклад
начальника Управления
социально-педагогической поддержки
и реабилитации детей

Часть 1 можно прочитать здесь.

Семья является естественной средой обитания ребенка, поэтому при выборе формы устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, в первую очередь предпринимаются попытки к устройству его именно в семью или учреждение, в котором сохраняются основные черты и особенности семейного уклада.

Действующим федеральным законодательством предусмотрены такие формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как усыновление (удочерение), передача под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, помещение в специализированные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на полное государственное обеспечение.

Согласно статистическим данным в 2000 году было выявлено и учтено 134 тыс. 600 детей, оставшихся без родительского попечения, а в 2001 году - 140,1 тыс. детей.

Анализ информации о формах устройства детей за период с 1996 по 2001 год показывает, что соотношение количества детей, переданных в семьи граждан и в специализированные учреждения на протяжении этого времени остается практически неизменным. В различные учреждения помещается, как правило, от 25 до 30%, а в семьи граждан - до 70% детей, оставшихся без родительского попечения.

Так, в 2000 и 2001 годах в семьи граждан было передано 68 и 56%, а в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 29% и 27% соответственно из всех выявленных детей.

Эти данные подтверждают приоритетность семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако огромное количество детей (около 230 тысяч ежегодно) передаются на воспитание в детские интернатные учреждения. Это заставляет нас предпринимать все возможные меры к совершенствованию работы и поиску новых решений, направленных на вывод максимального количества детей из специализированных учреждений на воспитание в семьи граждан.

Все дети обладают правами, в частности правом знать своих родителей и воспитываться ими во всех случаях, когда это возможно. Усыновление является оптимальной формой устройства ребенка, поскольку при этом между усыновителями и усыновляемым не только складываются близкие родственные отношения, но и происходит юридическое закрепление этих отношений, когда усыновленный ребенок в своих правах и обязанностях приравнивается к кровному, и усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности.

Защищая право детей жить и воспитываться в родной стране, создавая условия для реализации гражданами России возможности взять на воспитание в семью ребенка, законодатель в Семейном кодексе и других законодательных и нормативных правовых актах закрепил преимущественное право российских граждан на проведение процедуры усыновления.

Принятый в апреле 2001 года Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" стал основой для совершенствования действующего порядка учета детей, подлежащих семейному устройству, граждан, желающих стать усыновителями, закрепления правил обработки, хранения и использования указанной информации.

Законом введены понятия государственного, федерального и регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определены федеральный и региональные операторы соответствующих банков данных. Согласно Закону, государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, является совокупностью информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов Российской Федерации (региональный банк данных) и на федеральном уровне (федеральный банк данных)

В Законе закреплен порядок формирования банка данных (документирование информации о детях, подлежащих устройству на воспитание в семьи, о гражданах, желающих принять таких детей), определены правила и порядок предоставления гражданам конфиденциальной информации о детях, подлежащих семейному устройству.

Однако ряд регионов до сих пор не организовал работу по передаче сведений о детях в федеральный банк данных в соответствии с установленным порядком. Такие субъекты как Республики Ингушетия, Мордовия, Якутия, ряд автономных округов в текущем году не передавали сведений о детях, подлежащих семейному устройству.

В Республике Дагестан, Калужской, Костромской и Сахалинской областях, в Москве регулярно выявляются нарушения сроков передачи сведений о детях в государственный банк данных.

Таким образом, сегодня при должной организации работы органов опеки и попечительства на местах, можно в максимально короткий срок найти ребенку новых родителей и минимизировать время его пребывания в специализированном учреждении. Также российские граждане имеют возможность получать производную информацию о детях, подлежащих усыновлению, размещенную в специализированных газетах и журналах, распространяемую в рамках тематических проектов по устройству детей.

Об эффективности создаваемой системы говорит то, что в течение 2001 года в Российской Федерации на усыновление посторонним гражданам были переданы 13 тыс. 221 ребенок, причем граждане Российской Федерации усыновили 56% (7тыс. 410 детей). В настоящее время в государственном банке данных содержатся сведения о 130 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей.

Однако не всегда удается найти ребенку новых родителей в России.

Усыновление детей, граждан Российской Федерации, иностранными гражданами за последние годы прочно вошло в практику работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложена работа по содействию в устройстве детей на воспитание в семьи, федеральных судов, Министерства образования Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации и других государственных органов и организации.

В 2001 году иностранные граждане приняли в свои семьи 44 % (5 тыс. 811 детей), в том числе:
США - 4336 чел.
Канаду - 135
Италию - 80
Испанию - 659
в другие страны - 601 ребенок.

В целях предупреждения незаконной деятельности в области усыновления (удочерения) детей, в особенности в случаях, когда кандидатами в усыновители выступают иностранные граждане и граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за ее пределами, Министерством образования Российской Федерации продолжается работа по выдаче первичных и повторных разрешений иностранным органам и организациям, осуществляющим деятельность по усыновлению (удочерению) детей, на открытие представительств на территории Российской Федерации (аккредитации).

Действующие постановления Правительства Российской Федерации (№ 275 от 29.03.2000 г., № 267 и 268 от 28.03.2000 г., № 217 от 04.04.2002) подробно регламентируют процедуру оформления документов кандидатами в усыновители, правила формирования, ведения и использования банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, порядок прохождения аккредитации и получения разрешения на деятельность в Российской Федерации представительств иностранных органов и организаций по усыновлению детей.

В соответствии с постановлением Правительства "О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации..." Минобразованием в течение двух лет ведется работа по аккредитации представительств уполномоченных иностранных организаций по усыновлению детей.

По состоянию на ноябрь 2002 года в Российской Федерации аккредитовано 76 представительств иностранных организаций по усыновлению, в том числе:

  1. США - 48
  2. Канада - 6
  3. Бельгия - 2
  4. Финляндия - 1
  5. Испания - 4
  6. Швеция -1
  7. Франция -1
  8. Италия -6
  9. Норвегия - 2

36 организациям был продлен срок действия разрешений на 2002 год.

В настоящее время аккредитация представительств иностранных организаций открыта в отношении всех стран, за исключением США, так как решением межведомственной комиссии по вопросам международного усыновления от 8.04.2002 г. прием документов американских организаций приостановлен на 2 года (учитывая значительное количество уже аккредитованных организаций США).

Значительную роль в решении вопросов аккредитации иностранных организаций в спорных неоднозначных случаях играет Межведомственная комиссия, заседания которой проводятся регулярно. Все вопросы решаются на коллегиальной основе и протоколируются.

Комиссия рассматривает не только спорные вопросы, касающиеся аккредитации иностранных организаций, но и другие проблемы, связанные с международным усыновлением. Так, например, на Комиссии был утвержден перечень стран и регионов, не рекомендованных для размещения детей, граждан Российской Федерации в семьи граждан, проживающих на территориях данных государств. Выписка из решения Комиссии направлена 13.11.01 г. №1354/28-5 всем органам управления образованием субъектов Российской Федерации, в Верховный Суд РФ.

В 2002 году по рекомендации Комиссии не продлено разрешение на работу в Российской Федерации 3 организациям (вставить).

Комиссией также был рассмотрен вопрос о сокращении так называемых независимых усыновлений и работе через аккредитованные организации. Однако в ряде субъектов Российской Федерации отдельными гражданами осуществляется незаконная посредническая деятельность при усыновлении детей. Кандидаты в усыновители через Интернет получают информацию о детях, подлежащих усыновлению, и связываются с посредниками, предлагающими свои услуги. Внешне все оформляется как независимое усыновление, однако за данным усыновлением стоит не аккредитованная организация или физические лица - незаконные посредники). Такое положение дел противоречит международным и российским принципам права, затрудняет последующий контроль за условиями жизни усыновленных детей.

Статистические данные свидетельствуют о том, что за 2001 год количество усыновлений, проведенных так называемыми независимыми усыновителями, составило более 50% от общего числа усыновленных детей, а за 10 месяцев текущего года эта цифра составила 34 %, в том числе
США 20,1%
Испания 71,7%
Канада 12,9%
Франция 8,8%.

К сожалению, в Семейный кодекс Российской Федерации до сих пор не внесены соответствующие изменения, пресекающие такой путь устройства детей.

В целях наиболее эффективного контроля за судьбой детей, усыновленных за пределы Российской Федерации Министерством совместно с другими заинтересованными ведомствами подготовлен законопроект, предусматривающий существенное сокращение независимых усыновлений и ужесточение требований к документам, предоставляемым кандидатами в усыновители.

Особую тревогу в последнее время вызывают случаи насилия в семьях иностранцев, усыновивших российских детей. К сожалению сегодня зафиксировано уже 5 случаев гибели усыновленных детей (4 в США и 1 в Канаде), в результате действий как приемных родителей, так и иных лиц, находившихся в контакте с ребенком (Канада). В этой связи остро стоит вопрос о необходимости создания унифицированной программы подготовки кандидатов (тренинга), введения обязательного психологического тестирования на предмет их эмоциональной стабильности, которые они должны проходить до приезда в Россию с помощью аккредитованной организации, через которую они проводят усыновление.