Содержание:

Одна из самых непростых проблем, с которой сталкиваются родители малышей "от нуля до трёх", — приучение к горшку. Так уж сложилось, что именно "горшок" стал любимой батальной темой на "мамских" форумах в Интернете, именно он становится предметом гордости продвинутых мам и причиной самобичевания для родителей "отстающих"...

Чем раньше младенец начинает ходить на горшок, тем лучше развит ребёнок и тем, соответственно, успешней и "квалифицированней" его мама. Эта максима известна и родителям со стажем, и неофитам, она так или иначе фигурирует во всех тематических сообществах и "горшечных" разговорах. Интересно, что с этим утверждением нередко согласны не только те, кто достиг успехов в непростом деле "высаживания", но и те, кто пока тщетно повторяет попытку за попыткой.

На тему "горшка" существует, наверное, полсотни теорий. Наиболее радикальных — две. Теория раннего развития, предлагающая начинать обучение ребёнка "с нуля", гласит, что приучение к туалету должно начинаться с самого рождения. Разумеется, до той поры, пока младенец не научится самостоятельно сидеть, "высаживание" заменяется "выдерживанием", а вместо горшка используется раковина или тазик. Наиболее ревностные сторонники данной доктрины уверяют, что благодаря ей уже к полугоду можно достичь устойчивого результата. С другой стороны, довольно обширна популяция родителей, полагающих, что ребёнок приучится к горшку сам — когда наступит время (подобная метода нередко приводит к тому, что некоторые дети носят подгузники до 3-3,5 лет).

К содержанию

По Фрейду

Нетрудно догадаться, что между двумя крайностями есть и срединный, "царский" путь. "Матчасть" для него сформулирована самим стариком Фрейдом — он выделял несколько стадий психосексуального развития ребёнка. Согласно данной классификации, в возрасте около полутора лет у малыша наступает анальная фаза, которая длится в среднем полтора года. В этот период у ребёнка вырабатывается способность контролировать дефекацию и мочеиспускание, процесс испражнения начинает вызывать у него самый живой интерес, и именно это время наиболее благоприятно для приучения малыша к горшку.

Разумеется, если каждые полчаса держать полугодовалого кроху над тазиком, если поднимать малыша с постели среди ночи, чтобы высадить на горшок, — даже шестимесячный младенец будет "ходить в туалет". Однако в этом случае к горшку приучается не столько ребёнок, сколько... его мама, ведь именно она контролирует весь процесс. Сам малыш не научится управлять своим телом, не освоит функцию сознательного испражнения раньше, чем придёт его биологическое время. В некоторых случаях чрезмерное родительское внимание к данной теме, тревожность и ночные побудки могут дать эффект, прямо противоположный ожидаемому, и вместо гигиенических навыков у младенца выработается невроз. В целом же лучшую помощь в "горшечном вопросе" способны оказать здравый смысл и знание индивидуальных особенностей конкретного ребёнка.

К содержанию

Вам барыня прислала туалет...

Оптимальный возраст для знакомства с горшком — около года. Для начала стоит показать крохе новый предмет, объяснить, для чего он предназначен, провести "тест-драйв". Приступать же непосредственно к "туалетному тренингу" лучше с момента, когда закончится кризис одного года, — примерно с 14 месяцев. Ключевое понятие операции "Горшок" — ненавязчивость: не сомневайтесь, рано или поздно ваш малыш непременно поймет, чего вы от него хотите, и начнёт поступать, "как все большие детки".

Если до "часа Г" ребёнок ходил в одноразовых подгузниках, следует заменить их на трусики: малыш должен осознать, как устроено его тело, что происходит, когда он писает или какает. В холодное время года (а деткам со слабым здоровьем — круглогодично) подойдут многоразовые подгузники: в них одежда малыша всегда остаётся сухой, и при этом ребёнок начинает осознавать, что, когда он писает, становится мокро.

  • На время приучения к туалету ковры лучше убрать на антресоли. И вооружиться хорошей шваброй: по первости маленьких "аварий" не избежать.
  • Начинать стоит с высаживания в те моменты, когда ребёнок явно хочет писать, — к примеру, когда он только проснулся или вскоре после обеда.
  • С малышами эффективны игровые формы убеждения и... личный пример. Пускай первыми начнут "ходить на горшок" его любимые игрушки — мишка, зайка, кукла (при желании можно приобрести и куклу, которая писает "по-настоящему"). Практика показывает, что легко осваиваются с горшком те малыши, у которых есть братья или сестры, чуть старшие по возрасту: в этом случае маленькие просто начинают копировать поведение "взрослых". Некоторые учат ребёнка на собственном примере — у мам, не обременённых викторианскими представлениями о приличиях, этот метод тоже неплохо работает.
  • Ребёнку старше двух лет можно предложить материальный стимул. Так, юную принцессу могут вдохновить на соблюдение гигиенических процедур красивые новые трусики или платье — ведь их жалко будет испортить. Аналогичным стимулом может стать, к примеру, новый велосипед.
  • После того как малыш освоился с дневным туалетом, можно приучать к прогулкам без подгузников: предложить пописать перед выходом, договориться о "поливе травки" на улице и обязательно взять с собой сменную одежду на случай ЧП. Разумеется, делать всё это стоит в тёплое время года.
  • Наконец, последним этапом становится отказ от ночного подгузника — в какой-то момент ребёнок оказывается в состоянии проспать сухим всю ночь.

Как быстро удастся достичь желаемого результата, зависит как от психоэмоционального склада малыша, так и от его возраста. В целом, маленькие дети легче принимают разнообразные новшества, но, как правило, детки постарше быстрее осваиваются с предлагаемыми нововведениями. Если в год с небольшим на то, чтобы приспособиться к горшку, уходит 2-3 месяца, то в два с копейками результата можно достичь и за несколько дней.

К содержанию

Правило трёх "нельзя"

Нередко случается так, что уже "сознательный" ребёнок начинает снова писать в штанишки. Так бывает, если малыш заболел, пережил стресс (например, прорезывание зубов), если у него начался очередной кризис роста. В такие периоды ребёнок может объявить горшку самый настоящий бойкот. Что с этим делать? Ничего. Нужно принять существующее положение вещей и выждать — порядка двух недель. По прошествии времени можно снова предложить малышу горшок: скорее всего, он быстро вспомнит, что с ним делать. Большой ошибкой в подобной ситуации будет настаивать на своём, пытаться "усовестить" или переломить ребёнка. По мнению психологов, в двухлетнем возрасте маленький человечек воспринимает собственные экскременты как часть себя, как своё продолжение, и он нередко готов вступать в открытую конфронтацию с тем, кто хочет отнять такую ценность. Результаты подобного противостояния могут быть непредсказуемыми — от возникновения привычки какать в укромных уголках (в постели, в углу за диваном, в ванной) до длительных и болезненных запоров.

В целом, "горшечная тема" отличается тем, что в ней важнее помнить не о том, как делать правильно, а о том, чего делать нельзя.

  • Нельзя ругать и стыдить ребёнка, пусть даже и достаточно взрослого, за то, что он забыл вовремя попроситься. Если произошла "авария", стоит обратить внимание малыша на то, что случилось, и ласково напомнить, как в подобных ситуациях поступают "такие большие детки".
  • Нельзя чересчур восторженно хвалить кроху за "туалетные достижения". Ребёнку просто нужно понимание, что он поступает правильно. Чрезмерные восторги могут привести к тому, что малыш будет стремиться сходить на горшок не потому, что хочет писать, а потому, что такое поведение одобряет мама. Соответственно, в мамино отсутствие проблема снова станет актуальной.
  • Нельзя заставлять малыша силой, такая постановка вопроса, как "пока не сходишь на горшок — не пойдём гулять (не будем обедать, читать, не встанешь и т. п.)", может дать крайне негативный (и долгосрочный) результат.

И, наконец, не стоит чересчур эмоционально реагировать на рассказы свекрови про то, как "её Вовочка" сидел на горшке с шести месяцев, нет смысла вступать в баталии на родительских форумах: существование мамочек, считающих годовалых детей в памперсах отсталыми, по счастью, никак не влияет на уровень развития названных детей. И главное, не надо терять веру в очевидное: день, когда ваше чадо наконец-таки произнесёт сокровенное "Мама, я хочу писать!", непременно настанет.

Пожнёшь характер?
Фрейд считал, что методы, которыми пользуются родители, приучая к туалету своё чадо, в дальнейшем определяют его характер. Так, если родители начинают приучение к горшку слишком рано, а на каждый успех реагируют слишком бурно, у ребёнка формируется выталкивающий подтип анально-компульсивного типа характера. Во взрослой жизни такой человек будет склонен к разрушению, беспокойству, импульсивности, а проявление любви у него будет стойко ассоциироваться с тратой денег. В случае, когда родители чрезмерно давят на малыша, ругают его за промахи, у него формируется удерживающий подтип характера, проявляющийся в сознательном возрасте в скупости (или, скажем мягче, бережливости), усидчивости, пунктуальности, упрямстве и нередко — в патологическом стремлении к чистоте.