Генплан развития Москвы до 2025 года практически принят. Споры позади. А стоило ли спорить?

По сути, этот документ не ставит перед властями столицы никаких обязывающих целей. Он лишь продублировал известные ограничения по высотности и плотности застройки, особенно актуальные для центра города. Остальное — мечты, кокетство и маленькие хитрости вольных художников.

Чего стоит одно только предрождественское заявление директора НИ и ПИ Генплана Сергея Ткаченко о том, что Москва является самым зеленым мегаполисом в мире, а в Генплане леса занимают 2/3 территории города. "Наиболее ценные природные территории в скором времени будут полностью защищены. Дело даже не в том, что защитники природы устраивают демонстрации, город сам понимает, что ему это необходимо", — добавил архитектор. Невероятная перспектива. Если конечно, к природным территориям не будут причислены цветочные горшки на балконах.

Еще три года назад пределом мечтаний столичных властей было увеличение площади природных зон до 1/4 территории Москвы. По словам тогдашнего первого заместителя руководителя департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Натальи Бринза, до 2020 года в столице появятся 254 новые особо охраняемые природные территории, в результате чего их общая площадь увеличится с 17,4 тыс. до 24,8 тыс. га (с 16 до 23% территории города).

Даже общая площадь "озелененных территорий", включая придорожные полосы и дворы, по данным Москомархитектуры на 2007 год составляет только 34,3 тыс. га, 32% или менее 1/3 территории города. Каким образом г-н Ткаченко предполагает увеличить эту цифру более чем вдвое — большой и интересный вопрос.

Вопрос особенно интересный, учитывая грандиозные планы жилищного строительства. Но сначала о том, что должно быть снесено. Это — "песня".

"Порядка 34 миллионов квадратных метров жилых площадей — это пятиэтажные, трех- и четырехэтажные дома, износ большинства которых на сегодняшний день достаточно велик, и к 2025 году почти все (!) такие дома будут находиться в ветхом состоянии", — заявлял главный архитектор столицы Александр Кузьмин в июне прошлого года. По его словам, если не заниматься вопросом реконструкции и сноса таких домов сейчас, то "в 2025 году в одночасье мы не справимся с этой проблемой". "При этом капремонт для многих ветхих домов наподобие пятиэтажек с надстройками не всегда возможно сделать, поэтому одним из наиболее верных решений является снос такого жилья и строительство на его месте новых комфортных помещений", — сказал Кузьмин.

А уже в конце сентября первый заместитель мэра города в правительстве Москвы, глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин уточнил: "Всего в столице более 32 миллионов квадратных метров некомфортного жилья, к сносу предназначается 22 миллиона". Оставшиеся 10 миллионов квадратных метров жилья В.Ресин назвал "хорошими, крепкими домами", которые "будут капитально отремонтированы".

В самом конце года оказалось, что к сносу Генпланом предназначены всего 19 млн. кв.м. Итого, количество ветхого жилья за полгода сократилось с "почти 34 млн. кв. м" до 19 млн. Если "хрущебы" продолжат молодеть такими темпами, то через полгода-год и вовсе ничего сносить не придется.

А теперь о том, сколько предстоит построить. По данным НИ и ПИ Генплана жилищный фонд столицы в прошлом году составил 208 млн. кв.м. Согласно Генплану, к 2025 году жилищный фонд столицы должен увеличиться до 280-290 млн. кв. метров. Из чего следует, что, с учетом сноса, за 15 лет предстоит построить порядка 90-100 млн. кв. м жилья.

Напомним, в лучшие годы — в 2006-м и 2007-м — в Москве строилось по 4,8 млн. кв. м жилья. В 2008-м было сдано 3,9 млн., в течение 2009-го наиболее оптимистичным прогнозом были 3,3 млн. кв. м. Согласно декабрьскому заявлению В.Ресина, сдано 3 млн. кв.м. По некоторым данным, не более 60% от этой цифры.

Абсолютно точно можно утверждать, что в 2010-м не будет заложено достаточно объектов, для ввода даже прежних 4,8 млн. кв. м ни в 2011-м (если продекларированный "слом административных барьеров" уменьшит строительный цикл до одного года), ни в 2012-м. А это в свою очередь означает, что для того, чтобы построить к 2025 году заявленные 90-100 млн. кв. м, строить придется не по 6,5 млн. кв. м в оставшиеся годы, а по 8 млн. и более. Соответственно, когда удастся достичь планки в 8 млн. кв. м, этого тоже окажется слишком мало.

В конце декабря г-н Ткаченко пояснил, что означают продекларированные Генпланом 100 млн. кв. м (именно эту цифру) жилья к 2025 году. Дословно так: "Это — емкость города. Столько может быть построено, а может и не быть". Извините, это — Генеральный план? Это — закон?

Сергей Ткаченко: "Генеральный план — это не макет, где стоят домики, это закон Москвы. Городские власти должны по нему действовать, чтобы обеспечить потребности города во всех направлениях его развития — социальном, культурном, транспортном и так далее". Это все тот же Генплан?

Кстати, о транспорте. По словам руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина, сегодня в Москве около 350 автомобилей на 1000 жителей. В других мегаполисах мира — 500-800 на 1000. В последние 15 лет количество автомобилей в Москве росло в среднем на 10-15% в год, и нет никаких оснований предполагать, что москвичи остановятся прежде, чем доберутся хотя бы до среднеевропейского уровня. По расчетам автомобильного эксперта радиостанции "Эхо Москвы" Александра Пикуленко, только к 2020 году уровень автомобилизации в столице достигнет 500-550 машин на 1000 жителей. Оценка М.Блинкина чуть скромнее: "Не менее 500 автомобилей на 1000 горожан к 2025 году". Не менее.

По мнению авторов Генплана, в 2025 году в Москве будет 380 авто на 1000 горожан, т.е. число "железных коней" увеличится всего на 8%.

Хитрость фокуса очевидна: не можешь выполнить работу — убеди, что она никому не нужна. НИ и ПИ Генплана Москвы фактически расписался в том, что никакой Генплан не в состоянии решить транспортную проблему столицы теми методами, которые заданы властями города.

Власти любят автомобильные дороги. Они готовы строить их дорого и с размахом. Так дорого и с таким размахом, что денег хватает на строительство нескольких десятков километров в год. И скорее даже не строительство, а реконструкцию имеющихся трасс. А нужны тысячи километров действительно новых дорог. Но их построить в Москве никак не возможно. Поэтому дороги строятся там, где получается. Дорого и с размахом. Особенно нравятся кольца и тоннели. Гордость столичных властей — новый и уникальный проходческий щит — простаивать не должен. Для метротоннелей он не годится, а потому московские чиновники готовы "забить баки" самому Евротоннелю и словесно уже упражняются в планах строительства сквозных автомобильных тоннелей через весь город, соизмеримых по длине с тем, что под Ла-Маншем.

Возможно, "вольные художники" надеются на то, что автомобилисты "сломаются" и пересядут на метро. Какое метро? Увы, здесь Генплан также предусматривает главным образом новые кольца.

"Система метрополитена дополняется двумя кольцами. Одно в серединной зоне и большое кольцо по контуру Москвы. Это будут принципиально новые линии. Здесь будет ходить метро с более высокими скоростями. То есть Москва будет развиваться по радиально-кольцевой системе", — сообщил главный инженер НИ и ПИ Генплана Михаил Крестмейн.

"С большей скоростью" — это хорошо. Возможно, она будет достаточно большой, чтобы убедить кого-то ехать в обход. Но, похоже, те, кто разрабатывает эти кольца, давно не спускался в подземку. Для тех, кто ежедневно штурмует вагоны на станциях спальных районов, единственная кольцевая линия — не кошмар, а вожделенный "простор". Чтобы жизнь не казалась им сахаром, на старые радиальные линии будут нанизаны новые и новые станции.

И, наконец, возрождение исторического ядра Москвы, как бы смешно это ни звучало. Озвучивалась когда-то и такая цель. Да, запоздали со строительством Москва-Сити лет на 10. Приглашали девелоперов, обещали, пересматривали, дожимали. Увлеклись. Да, с подъездами и парковками тоже нехорошо получилось. А исторический центр тем временем застраивался и "реконструировался" безобразными офисными зданиями. Вот такое "крепкое хозяйствование" получилось. Собственно, все. Генплан развития Москвы до 2025 года регенерации исторического ядра, как целостной программы, не предлагает. Проблема снята.

Таким образом, противников того документа, который на днях подпишет мэр столицы, можно успокоить: в Москве нет, и не предвидится Генерального Плана Развития.

Альберт Акопян, обозреватель КДО daily