Содержание:

Каждое новое поколение отличается от предыдущего - это закон, неизменный на протяжении всего существования человечества. Конечно, в этом много положительного, и с этим не поспоришь. Но все, как известно, имеет две стороны, даже прогресс. Какие же они, современные дети? Чем они отличаются от нас? Каковы их достижения и проблемы? Своими наблюдениями с нами поделилась психолог СВЕТЛАНА ИЕВЛЕВА.

В детстве я очень любила делать "секретики". Сначала надо было найти особое место - уединенное, но в то же время близкое к дому и чем-то примечательное. Потом выкопать маленькую ямку и сложить туда разные драгоценности - бусинки, пуговицы, листочки, перышки и обертки от конфет. Закрыть все подходящим по размеру, лучше цветным, стеклышком, а сверху засыпать землей. И после этого позвать самую лучшую подружку (ведь всем подряд секреты не показывают), чтобы, потихоньку расчищая пальчиком землю, удивить ее своим чудесным творением.

Даже те, кто не занимается по специальным программам раннего развития, обучаются чтению, счету и письму задолго до того, как придут в первый класс, - ведь там они уже должны демонстрировать определенные знания. Конечно, с учеником, который пришел совершенно неподготовленным, ничего страшного не происходит, но... таких остается очень немного, и "палочки" и галочки ему придется писать индивидуально. Все остальные уже заняты сочинениями и логическими задачами.

Что мне в этом нравилось? Да все! Получалось красиво, стекла разных цветов легко и быстро меняли изображение до неузнаваемости, и все это при желании могло оставаться моей маленькой тайной. Гораздо позже, изучая психологию, я узнала, что такие "секретики" имеют глубокий смысл, и в процессе их создания у ребенка происходит серьезная душевная работа. Тем удивительнее кажется тот факт, что современные дети никаких "секретиков" не делают - они даже не знают, что это такое.

Почему все вдруг отказались от такого увлекательного занятия? Как это случилось? Наверное, постепенно. Так же постепенно, как исчезли начерченные мелком "классики" около каждого подъезда. Так же, как дети перестали играть всем двором в прятки. Так же, как они изменились во многом-многом другом и … стали совсем не похожими на тех, кто был ребенком 20-30 лет назад.

К содержанию

Найдите отличия

Их много, и произошли они не сами по себе. Вся жизнь изменилась за то время, пока выросло поколение родителей сегодняшних мальчиков и девочек. И мы, взрослые, тоже стали другими. И воспитываем своих детей так, чтобы они были более жизнеспособны, успешны и счастливы в этих новых условиях. Дети сейчас в меньшей степени являются детьми - непосредственными, беззаботными и эмоциональными, чем их родители в том же возрасте. Это - характеристика в общих чертах. А в частности…

"Дети не умеют радоваться. Это странно - ведь у них гораздо больше возможностей, чем было у них. Я все каникулы проводил в деревне или в городе с бабушкой - и чувствовал себя абсолютно счастливым. Мой сын каждый год ездит с нами на разные курорты, к первому классу он увидел столько стран, сколько я - к тридцати годам. При этом он может всерьез говорить о смысле жизни разных людей. Я в его годы даже слов таких не знал. И мне его рассуждения не нравятся - это слишком далеко от моих понятий о детстве".

Дети получают больше информации. Телевидение, многоканальное и круглосуточное, с младенчества является неотъемлемой частью жизни, освещая самые разные ее стороны. Дети имеют гораздо лучшую осведомленность в самых разных вопросах - от имен лидеров мировых держав до новых моделей автомобилей. Круг знаний не только обширен, но и достаточно глубок: на взрослого, утверждающего, что малышей приносит аист, даже дети средней группы детского сада посмотрят с жалостью - и немедленно просветят его в этом вопросе.

Дети лучше разбираются в технике. У них, собственно, просто нет выбора, разбираться в ней или нет, - техника стала частью повседневной жизни буквально с рождения. Управляемые игрушки, компьютер, мобильный телефон - уже четырехлетние обращаются со всем этим без помощи взрослых. Их не пугают ряды кнопок и сменяющиеся надписи на дисплее, любая техническая новинка осваивается в два счета.

Детская тревожность, беспокойство, страхи - тоже "примета времени". Конечно, проблемы были и двадцать, и тридцать лет назад, но психологи, работающие много лет, вынуждены отметить: последние годы невротические расстройства у детей младшего возраста резко возросли. Взросление может стать серьезной проблемой - если идет такими темпами. Ведь, несмотря на все изменения в мире, есть вещи незыблемые. Детям для нормального развития по-прежнему необходимы стабильность, внимание, любовь и забота. Так было 20, 30, 100 лет назад. Так будет всегда.

Дети становятся более занятыми. Все труднее найти ребенка, который бы просто ходил в садик или сидел дома с бабушкой, а потом - просто пошел в школу, после которой - просто приходил бы домой. Самые разные дополнительные занятия становятся нормой. Не увлечь своего ребенка чем-нибудь становится просто неприличным. Спорт, иностранные языки, музыка, живопись - количество занятий иногда зависит только от того, сколько ребенок может успеть чисто физически.

Дети меньше общаются друг с другом. Во-первых, при такой занятости им просто некогда это делать, во-вторых, прогулки во дворе допоздна и, что называется, всем двором утратила свою популярность. Да и само понятие "двор" практически исчезло. Люди с каждым годом все чаще меняют местожительство, и соседские отношения становятся менее прочными. А жителя многоэтажных домов могут вообще не знать своих соседей в лицо. Даже если ребенок и нашел в соседе по песочнице родственную душу, велика вероятность, что в следующий раз они встретятся через недели. И такие отношения - от случая к случаю - скорее всего, долго не смогут перерасти в дружбу.

Дети меньше общаются в кругу семьи. Самосовершенствование, профессиональные достижения не исключают способности быть хорошими мамами и папами, но оставляют на это гораздо меньше времени. 20 лет назад большинство детей о существовании няни знали по стихам Пушкина и сказочным историям - в реальной жизни ее роль чаще исполняла бабушка. Современные бабушки охотно уступают няне свое почетное право, а благодаря миграции внутрисемейные связи постепенно слабеют. Социологи высчитывают количество минут (минут!!!) в день, которое родители проводят с ребенком непосредственно. Цифры эти низки - особенно в городах. И с каждым годом становятся все меньше...

"Чем наши дети отличаются от нас? Тем, что они не раскрывают подарки на утренниках. Они их берут у деда Мороза - просто как часть сценария, но не бросаются быстрее попробовать и даже не рассматривают. Просто отдают без особого интереса. Все, что в этих подарках, - зефир, шоколад, печенье - совсем не является для них чем-то желанным. И дело не том, что материально мы стали жить лучше. В моем детстве были другие традиции - лимонад, сладости покупались по особому поводу, хотя родители и могли все это позволить. Я не против того, чтобы у детей было всего больше, но ведь это лишает ощущения праздника".

Общение изменилось качественно. Поскольку родители ребенка видят мало, им хочется сделать общение более насыщенным и запоминающимся. Таким, чтобы оно ему понравилось, а нас избавило от чувства вины за то, что не можем быть с ним чаще. Поход в кафе из события неординарного превратился в еженедельный ритуал. Игровые залы, развлекательные центры, находящиеся в непосредственной близости от магазинов игрушек, - все это действительно делает выходные очень приятными и запоминающимися. Но, конечно, далеко не всегда - общением с мамой.

У детей возрастают потребности. Совершение покупок перестало быть насущной необходимостью. Пока мы обсуждали, чем же является шоппинг - спортом, наукой или видом отдыха, он начал превращаться в диагноз. Нам нужны новые вещи - еще лучше, еще легче, еще надежнее, а детям новые игрушки - еще красивее, еще функциональнее. И хотя у родителей детские бесперебойные желания часто вызывают недовольство, мало кто из взрослых сам может добровольно оторваться от игрушечного города, где все-все "как всамделишное".

Дети осведомлены о взрослых проблемах. Они гораздо раньше своих родителей узнают, что мир не так прост и прекрасен, как это кажется на первый взгляд. Дети больше посвящаются в семейные разногласия, конфликты и причины разводов, в трудности поиска своего места в жизни, в материальные проблемы, в сомнения о стабильности мира вообще.

К содержанию

Установить границы

Можно ли сделать так, чтобы современные влияния имели как можно меньше побочных эффектов? Чтобы развитие детей с одной стороны не оборачивалось проблемами с другой? Конечно, можно - и это вполне по силам родителям. Для этого нужно всего лишь помнить простое правило. Заботясь о том, чтобы дети становились умнее, опытнее, взрослее, самостоятельнее, не забывайте, что они все-таки дети.

К содержанию

Учитесь жить в гармонии

  1. Научите ребенка отдыхать! В психиатрии появились термины "трудоголизм" и "невроз выходного дня". Это следствие стремления к достижениям, к постоянному росту. Человек научился так хорошо работать, что…совсем разучился отдыхать и испытывает стресс, когда оказывается вне профессиональных дел. Это поправимо - ведь отношение к труду закладывается с детства. Уделяйте любым видам отдыха внимание - причем не меньше, чем работе: планируйте и, конечно, исполняйте задуманное, не откладывая на потом.
  2. Добавьте в жизнь … бессмысленности! Отдых должен быть разным - как активным и очень полезным для физического совершенства или личностного роста, так и на первый взгляд бесцельным и бессмысленным. Просто сидеть у костра, просто лежать на песке, просто идти - в общем, просто остановиться в постоянном стремлении к чему-то. Такое времяпрепровождение крайне важно - как никакое другое, оно помогает отвлечься, осознать себя самого и тех, кто находится рядом.
  3. Отрегулируйте нагрузки. Хорошо, когда ребенок развивается всесторонне, но иногда, именно многочисленные занятия являются причиной нарушений. Если он хорошо спит, просыпается бодрым, в основном энергичен и не жалуется на проблемы со здоровьем - тогда все в порядке. Если же нет, стоит подумать, как освободить его от части нагрузок.
    Следите за временем! Компьютерная и телевизионная зависимость - реальность. Но часто родители сами ее формируют. Поначалу, как только ребенок начинает проявлять интерес, ему предоставляется свобода. Он увлечен, у родителей - свободное время. И только когда обнаруживается, что отогнать от компьютера или телевизора уже невозможно, родители начинают беспокоиться. Контроль нужен с самого начала.
  4. Мечтайте вместе! Детям свойственно все видеть в розовом свете - эта особенность помогает им ориентироваться в сложных ситуациях и привыкать ко всем сторонам жизни. Но их оптимизм часто наталкивается на мрачный реализм взрослых, желающих открыть глаза на то, какая она - жизнь. Не стоит этого делать! Человек должен уметь мечтать и думать, что все будет хорошо - как бы ни было плохо сейчас.
  5. Дозируйте информацию! Отношения в каждой семье уникальны, но однозначно то, что не стоит посвящать ребенка абсолютно во все проблемы отношений и тем более навязывать свою точку зрения. Знание ребенком всех хитросплетений отношений взрослых (которые он в силу возраста все равно не может понять и принять адекватно) приводят к тревоге и невротическим расстройствам.
  6. Развивайте гибкость! Ставьте перед ребенком посильные, соответствующие его возрасту задачи. Очень осторожно ориентируйте на успех в любых его начинаниях - покажите, что во всех ситуациях важна гибкость поведения. Только понимая ситуацию и правильно строя поведение, он научится сам справляться с трудностями. А это уже шаг к настоящей взрослости.
Светлана Иевлева
Статья предоставлена журналом
Авторская статья


x
Вам понравилась статья?
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Обсуждение
согласна с автором статьи... хотя, по-моему, во все времна многое в воспитании детей зависит от родителей..если мы покажем детям игры нашего детства, думаю, они воспримут их... счастливое детство наших детей в наших руках.а мы, например, с мужем телевизор вообще не смотрим, дочка маленькая, мы его не включаем и совершенно не испытываем потребности уже год
дети, как дети, они никогда не похожи на покаление своих родителей
Не все так мрачно: вот моя дочь и ее школьные подруги, да и вся школа в целом, мало отличается от моих, 30 лет назад. Единственное ее принципиальное отличие от меня в детстве - это несгибаемый оптимизм, отсутсвтие комплексов (в хорошем смысле) и уверенность в себе. Тоже самое можно сказать и о младшем. Но большинство ее подруг - не такие, что правда, то правда - играть они практически не умели, особенно в игрушки. Но зато у них есть другие достоинства и неизвестно, что еще лучше. А по пунктам 1 - 6 моя 12-летняя дочь может дать мастер-класс.
мда, многое изменилось... и почемуто кажется что не в лучшую сторону...
20.02.2008 15:02:14, DemonZLa
Ну что за набор спорных утверждений! :) И в наше время далеко не все делали пресловутые "секретики". И, если почитать психологические труды, выяснится, что масса детских занятий "имеют глубокий смысл, и в процессе их создания у ребенка происходит серьезная душевная работа." И невозможно одному ребенку позаниматься всем.
Сейчас не делают? А им кто-то показал это? А разве мамы не внушают малышам с младенчества - не поднимать с земли ничего, особенно острое - шприцы, стекла и т.п.? Не копать руками - можно порезаться и заболеть... Поэтому и теряются некоторые "опасные" в свете новых заболеваний занятия.
Остальное зависит исключительно от родителей. Зачем таскать дошкольника часто по заграницам, особенно если родителям результат не нравится - я не знаю :)

Про кружки - абсолютно как раньше - кто хотел занимался много кто не хотел - ходил только в сад-школу. Может, чуть больше занятость в кружках - имхо, вызванная как раз чуть меньшей занятостью поколения родителей в тех же кружках в свое время. Срабатывает желание исполнить свои хотелки за счет детей :) "Я не смогла танцами заниматься - так пусть хоть дочка занимается!" :))) Так что, будь наши родители в свое время поактивнее в этом вопросе - сейчас мы бы лучше себе представляли желания-нежелания детей, нагрузки и смысл этих занятий.

А вот "не раскрывают подарки на утренниках" - это ж здорово! Просто нет того ажиотажа вокруг сладостей.
Опиум для народа:)..."Каждое новое поколение отличается от предыдущего.Это-заблуждение,неизменное на протяжении всего существования человечества"...
бред по типу "раньше трава была зеленее"
Комментировать статью "Герои нашего времени "

Посоветуйте книги о детях,чтобы воспитывать характер

Посоветуйте, пожалуйста, книги о детях, о дружбе, о жизни, чтобы ребенок брал с героя пример. Но не всегда воспринимаются современными детьми т.к. описывается совсем другое время и некоторые дети "тонут" в этих тонкостях.

Обсуждение
Недавно задалась таким же вопросом. Перерыла весь интернет, пожалуй, это лучшее , что нашла:

[ссылка-1]
Теперь читаем отсюда. Книги загружаю в читалку и когда сама устаю читать -включаю режим чтения вслух. И честно скажу , что идеологические вкрапления просто пропускаю)))
04.01.2016 18:19:36, Cosmosi
во многих сказках есть о плохом и хорошем, о послушании, о любви к близким.

Приемная семья и выплаты

Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой, обучение в школе приемных родителей. Возьмите одного ребёнка, потом второго (если желание не отпадет к тому времени ).

Обсуждение
Выплачивается зарплата и выплата на содержание ребёнка. не работать вряд ли получиться, так как этих денег вам не хватит.

В приемную семью передаются не более восми детей, ну это всего. ПС как бы и была задумана для сложных случаев, но сейчас в неё можно взять и одного ребёнка.

Фамилия ребёнка не изменяется, так как вы юридически не являетесь ему родителем. Ребёнок сам при достижении 14 летнего возраста, если захочет, то при получении паспорта может взять вашу фамилию. И в отличии от усыновления где как бы тайна и всё такое, приемный родитель не имеет права препятствовать общению ребёнка с био родственниками, если это не вредит ему, ну и еще много всякого. А так же проверки, отчеты. Муть короче.

Волонтеры чем только не занимаются ))) Но не каждый ребёнок может быть устроен в семью. Некоторые дети в ДД временно по заявлению родителей, да и есть всякого там еще. А так это как вариант, имеющий право на жизнь. Я именно так с сыном и познакомился.

Если вы сможете опеке обосновать, что детям будут созданы все условия, для сна, занятий и отдыха, то вам не откажут.

Но тут вопрос немного в другом. Вы планируете 2 детей, не имея ни малейшего представления об этих детях. Не подготовленному человеку двоих подрощенных детей - это круто ))) Есть все шансы, что вы не справитесь и вернете детей обратно. Это не так легко как кажется, это потом воспринимается всё с улыбкой и кажется что вся адаптация фигня, а когда сам процесс ижет полным ходом, то как то недовеселья. Возьмите одного ребёнка, потом второго (если желание не отпадет к тому времени). Не надо гнать лошадей и геройствовать. Всем детям не помочь, но если вы вытащите из системы одного ребёнка, то это уже и так большое дело. Ребёнку нужна любящая мама, а не задолбанная всем чем можно и нельзя)))

Отрицательные персонажи

В книгах мало главных героев - детей, которые не ходили бы в школу... Это да, пройдет со временем я думаю (у меня прошло, хотя до сих пор старые лодеи нравяться) 17.08.2004 17:36:41, king.

Обсуждение
А вот ечли честно - эти "отрацательные" персонажи - правда плохие? Особенно в тех мультфильмах, которые Вы перечислили? По-моему, они там как раз положительными и являются, а "наоборот" - это просто дань стереотипам, о которых ребенок просто еще не знает. Она, в отличие от взрослых, оценивает пока еще объективно, а не "как правильно" :-)
У нас любимый герой - Баба Яга.

Мой сын - пофигист

Мне сразу вспоминаются герои фильмов - гл. герой "Где находится нофелет?" и "Самая обаятельная и привлекательная" - начальник отдела и избранник Надьки Клюевой и Деть менее инициативный, чем родители. Тот случай, когда ребенку нужно дать времени и свободы.

Обсуждение
Между прочим, наличие кружков-секций и проч. доп. занятий и даже некоторая увелеченность .. даже не знаю, наверное просто самим процессом жизни вовсе не означает путь к блестящей карьере. Да и вообще без родительских денег этот путь крайне проблематичен, даже для очень целеустремленного подростка. У дочери в классе есть такой. Вряд ли он чем-то занимается дополнительно, но гранит школьных наук он грызет усерднее одноклассников, и есть результаты в масштабах личных и нашешкольных. По словам моей дочери , ему (так же как и ей) некому помочь материально. И не факт, что у него больше шансов, чем у двоечников, которым родителои могут оплатить несколько репетиторов из нужногно вуза в нужный момент или учебу в таком вузе. Да, и друзей у него нет - некогда дружить.
ну не знаю. я тоже до окончания школы не знала кем хочу быть. в 10 классе купила справочник и начала листать.
выбрала профессию экономиста. надо сказать, что не ошиблась и в профессии вполне успешна.
но вот представить себе подростка именно мечтающего о такой профессии мне крайне сложно.
попробуйте с ним съездить на профориентацию

Герой нашего времени

Герой нашего времени. Музыка, книги, ТВ, кино. 24. 11. 2016 00:46:27. 7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения.

Обсуждение
Я так люблю лермонтовскую прозу, что моральными аспектами не задаюсь :)
Учитывая, что Бэла - человек не его круга, отменных мерзавцев было - увы! - достаточно в те времена. Это их, конечно, не оправдывает, но что-то объясняет.
В школе Печорина представляли типичным продуктом того времени, как и следует из названия. Иронию названия понимали очень буквально, т.е. трепетный Лермонтов ее замечал, а общество в целом - совершенно нет
"Лишний человек". Так преподносили. И пытались внушить что он - жертва своего времени, среды и воспитания.

В старом фильме его так и показывали, типа делает плохо, но страдает. А вот в новой версии он мерзавец...

Хотим назвать ребенка Платоном,но мои ро

Люблю этот фильм, но то, что героя Басилашвили звали Платон, только что узнала. а я знаю мужчину взрослого, зовут Сократ. и ему это таааак идет. очень гордо звучит, хоть и необычно. но имя должно идти ребенку. в тоже время сейчас так много никит, матвеев, сонь, полин, маш...

Обсуждение
У сына в классе есть Платон, его все дразнят "Планктон". А еще он очень полный, и злые дети про него говорят - если кушать, как Планктон, будешь весить десять тонн!!!!!! Так что у меня одна асслциация - не самая лучезарная...
А у меня старший брат Платон! Папа назвал. Родители договорились, что дочку называет мама, а сына папа, получились Лиана и Платон. Мама была против Платона, а потом ей понравилось имя...
01.11.2004 13:48:58, ЛиАНКА

Если обижают старшие дети...

26. 11. 2016, суббота. Обязательно находятся среди более старших детей герои, которые просятся попрыгать вместе с нами:) 10.04.2005 20:57:45, Элла Прокофьева.

Обсуждение
Понимаете, Вы ищете причину проблемы в собственном ребенке, а она - вне его компетенции:)
Это достаточно распространенная проблема, известная педагогам: более старшие дети нервничают, когда взрослые или ситуация обязывают их находиться в одной группе с более младшими детьми, и начинают "выкаблучиваться" по отношению к более младшему ребенку, который пытается самостоятельно вступить с ними в контакт.
Помню, как мальчишки-сверстники смеялись над мальчиком, который играл с нами (мы - всего на год младше) в дворовые игры.
А я, так почитала его героем:)
Понимаете, они все нормальные дети.
И только единицы - герои:)

Помогите, пожалуйста!

Помогите, пожалуйста!. Домашние задания. Образование детей. Нужно ответить на вопрос : назвать произведения, герои которых окостеневали или превращались в неподвижные предметы. бажов? серия по малахитовую шкатулку - там все время кто-нибудь окаменевает...

Обсуждение
А сказка "Два клена" не подойдет?
Всем ОГРОМНОЕ спасибо.

Большой театр. Балет Герой нашего времени. 28.11 19.00.

ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ (16+) 28 Ноября 2015, суббота, 19:00 1 ярус Левая сторона Ряд 1 Место 45 3700 руб. 1 ярус 16.08. 2016 10: 11 :55. 7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство...

журнал для детей 7- 11 лет. опрос

Забавно наблюдать как герой становиться то дрессировщиком драконов, то шеф-поваром у короля Артура. На 7- 11 есть уже неплохие журналы. Я покупаю ребенку постоянно Геоленок, время от времени - Юный эрудит, Мурзилку, Филю.

Обсуждение
Поддерживаю написанное выше, т.е. не должно быть новых супер-пупер героев, главный герой !!! обязательно обычный мальчишка или девчонка!!! может пронизывать насквозь практически весь журнал и бывать в разных образах и непривычных ситуациях. Забавно наблюдать как герой становиться то дрессировщиком драконов, то шеф-поваром у короля Артура. Абсолютно не лишним будут примеры поведения в картинках и желательно с юмором (так доходчивее). Если юмор и анекдоты, то доступные, а не фамильярдные и с непонятными словами. Надо учить детей взаимодействовать друг с другом и со взрослыми. Насчет сказок - обязательно должны быть, но только не разбитые на несколько номеров, и чтобы мысль была глобальная, чтобы подумать можно было и прийти с мамой поговорить об этом. Стихи лучше вообще написанные самими детьми, т.к. словарный запас схожий и понятно тогда содержание, да и рифма легкая для запоминания. Поделки и настольные игры тоже можно включить. Стоит включать разноплановые и разного уровня сложности задания (кроссворды, сканворды, судоку, ребусы и т.д.), чтобы сразу все легко не давалось. И главное -дети любят мечтать и фантазировать их нужно к этому подтолкнуть хорошими рисунками, а не давать в руки журнал набитый рекламой игрушек, т.к. тогда все остальное не надо будет.
По моему мнению, обязательно нужно размещать рассказы и сказки. Ребенку всегда интересно что-то почитать. Комикс - это очень специфический вид литературного жанра, который предполагает кроме текста еще и изображение. Рассматривая картинку, ребенок не развивает собственное воображение. Т.е. предлагая ребенку уже готовые образы героев, мы лишаем его возможности пофантазировать: самостоятельно придумать образы и наделить их какими-то своими чертами и особенностями.