Каждый родитель мечтает, чтобы к первому классу его ребенок подошел, так сказать, во всеоружии знаний. Конечно, очень хочется, чтоб первоклассник блеснул и устным счетом, и уже быстрым чтением, и хорошей сообразительностью. Но есть еще одна область, совершенно необходимая для интеллектуального развития будущих школьников. Это область общих знаний.

Возьмем, к примеру, географию. Как практикующий педагог могу сказать, что, к сожалению, многие дошкольники очень плохо ориентируются в географии. Конечно, почти каждый ребенок такого возраста знает, что жираф живет в Африке, кенгуру - в Австралии, а кит - в море. Но, увы, не каждый реально представляет себе, что же такое Африка, Австралия или Америка и т.д.: материк ли это, какая-то большая земля, остров или что-то еще не очень понятное. Я готовлю малышей к школе в Центре дополнительного образования. И однажды на таком занятии шестилетний мальчик сообщил мне, что недавно он вместе с родителями отдыхал в Турции (а Турция, в его представлении, - это такой город рядом с Москвой, куда они летели на самолете). Конечно, объяснить ребенку понятия города, страны, материка, планеты не очень легко, ведь это достаточно абстрактные вещи, но все-таки они необходимы ребенку для понимания более сложных предметов из области общих знаний.

Легче всего объяснить, что такое река, водопад, озеро, овраги, возвышенность и т.д., на наглядном примере. Но не сможем же мы полететь с малышом на вертолете, чтобы с высоты, как на карте, разглядеть рельеф местности. Начнем с очень простого. Сначала объясним ему, что такое масштаб. Можно попросить ребенка нарисовать, например, кошку или слона, машину или дерево, может быть, даже он захочет нарисовать себя или кого-то из семьи. А после обратить его внимание на то, что реальный объект и его изображения на бумаге отличаются размерами, рассказать, что пропорции (т.е. у людей - руки, ноги, туловище, у животных - лапы, хвост и т.д., у растений - ветки, ствол, стебель и т.д.) соблюдаются, но на рисунке объект сильно (или не очень) уменьшен по сравнению с реальным. Можно взять карту мира или глобус (это зависит от того, с чем лучше знаком ребенок) и рассказать о том, что это такая же уменьшенная копия нашей планеты: наших материков - больших кусков земли, рек, гор и т.д. Но в юном возрасте все хочется потрогать руками, а на бумажной карте или глобусе все реки и материки лишь нарисованы на гладкой поверхности.

После того, как вы познакомили вашего сына или дочку с теоретическими географическими понятиями, можно приступать к практике. Даже в городе, а тем более за городом, легко найти объекты для нашего географического исследования. Они находятся буквально у нас под ногами. Если прошел дождь или прорвало трубы, на наших улицах текут ручейки, скапливаются маленькие лужицы и большие лужищи. Когда земля высохнет, кое-где можно увидеть даже следы недавних ручьев - углубления, сделанные потоками, небольшие скопления песка, веточек или листьев, принесенные ручейками. Все это годится для изучения. Маленькие ручейки текут, образуя отмели, водовороты, пороги, косы, водопады и озера по тем же законам, что и настоящие реки. У этих рек-ручейков можно найти исток, устье и т.д. Пересыхают наши лужицы-озера, как и большие в период засухи в жарких странах. В больших лужах при ветре или, например, от брошенного камня, образуются волны и накатываются на их края так же, как настоящие волны на берег океана. А если присмотреться к ландшафту ближайших газонов, то там вы легко найдете и возвышенности, и низменности, и овраги. Напомните ребенку о масштабировании и приступайте к наблюдениям.

Юным натуралистам очень нравится подобное занятие, и, главное, срабатывает детский принцип "все потрогать своими руками". Зимними оттепелями тоже можно изучать географию. Например, на подтаявшем катке можно понаблюдать за Ледовитым океаном, льдами, айсбергами - кусками снега и льда, плавающими в лужах, и т.д.

Конечно, во дворе сложно отыскать Африку или Австралию. Но ведь вы уже на опыте выяснили, что такое река, равнины и горные хребты. Поэтому не составит труда представить, что такое материк и омывающий его океан.

После географических игр во дворе ребенок по-другому, более осознанно, на отдыхе в жарких странах или с борта теплохода на Волге будет осматривать природные красоты, он лучше запомнит новые места и ему не будет скучно.

Такие географические прогулки развивают у ребенка абстрактное мышление, воображение, а самое главное, расширяют его кругозор и общие знания о мире, что очень важно как для будущей учебы в школе, так и для интеллектуального развития вообще. Если малышу уже не хочется пускать кораблики после дождя, то просто поиграйте с ним в географию!

Наталья Никифоренко
Статья из журнала