Содержание:

Как поддержать увлечение ребенка географией? Ася Ванякина, известный блогер (ozero_chad) и автор книги «Айсберг на ковре» придумала для своего сына Оси немало географических игр. Некоторые из них подробно описаны в книжке, которая пригодится всем мамам, заинтересованным в развитии своих детей. Вот что можно сделать с картой мира, которая однажды оказалась на полу...

Наши географические игры начались с большой карты мира в период увлечения Осей историей «Титаника». Ему тогда было три с половиной года, и однажды он попросил меня показать на карте, откуда и куда плыл «Титаник», ну и заодно — где он затонул. Мы слепили из пластилина маленький лайнер и огромный айсберг, и Ося долго разыгрывал историю плавания «Титаника». И в этой истории легендарному кораблю удавалось ловко увернуться от ледяной горы и счастливо доплыть до Америки.

С тех пор карта мира больше не висела у нас на стене — она лежала на полу, а Ося совершал разные путешествия с помощью маленьких пластилиновых корабликов. Мы часто играли в Колумба и Магеллана — плавали их маршрутами и обсуждали все, что нам попадалось по дороге. Я и не заметила, как Ося запомнил названия материков и океанов.

К содержанию

Откуда к нам пришла еда

Оказывается, привычные нам продукты происходят из самых далеких мест. Огурцы, к которым мы так привыкли и выращиваем на даче, произошли от диких растений далекой Индии, а яблоки когда-то давно росли только в Центральной Азии. А чтобы поесть жареной картошки, несколько сот лет назад пришлось бы плыть в Южную Америку. Предлагаем всей семьей поиграть в игру «Откуда к нам пришла еда».

Вам понадобятся:

  • ламинированная карта мира
  • бумажный скотч и ножницы
  • глина, чтобы сделать игральный кубик
  • фломастер или наклейки в виде кружочков (я использовала самоклеющиеся круглые подкладки для мебели)
  • карточки с нарисованными блюдами
  • разная еда (помидор, огурец, чай, шоколад, сахар, мука, подсолнечное масло, ваниль, корица, яблоко, лимон, лук)

Цель игры: собрать с разных концов света все необходимые ингредиенты для приготовления того или иного блюда и вернуться домой. Какие блюда «готовить», вы можете решить сами. В нашей игре у нас было три карточки с едой, по одной на каждого участника:

  • чай с лимоном и шоколадом;
  • яблочный штрудель;
  • салат из помидоров, огурцов, лука и подсолнечного масла.

  1. Нарисуйте и подпишите на карточках блюда, которые будут участвовать в игре.
  2. Возьмите карту мира, расстелите ее на полу. С помощью бумажного скотча наметьте маршруты, по которым игроки будут путешествовать за едой (после игры бумажный скотч легко отделится от ламинированной поверхности).
    • Чай — из Китая
    • Пшеница — из Ирана
    • Сахар — из Индии и Юго-Восточной Азии
    • Шоколад — с берегов Мексиканского залива
    • Помидор — из Перу в Южной Америке
    • Огурец — из Индии
    • Подсолнечное масло — из Северной Америки
    • Лимон — из Индии
    • Яблоко — из Центральной Азии
    • Ваниль — из Мексики
    • Корица — из Китая
    • Репчатый лук — из Средней Азии

Если вы хотите, придумайте другие блюда, и привозите для них рис из Китая, макароны из Италии, бананы из Малайзии, оливки из Греции, гранат из Туниса, апельсины из Южного Китая, груши с гор Кавказа и т.д.

Кстати, в популярной аудиоэнциклопедии с Чевостиком и дядей Кузей есть целая аудиокнига про историю разных овощей и фруктов — «Путешествия растений». (Ольга Жаховская, Наталья Манушкина. Путешествия растений. М. : Детсткое издательство «Елена», 2005.)
  1. Сделайте на маршрутах деления, наклеив или нарисовав на бумажном скотче кружочки.
  2. Для игры вам понадобится игральный кубик. Слепите его из глины и нарисуйте на гранях: 1, 2 и 3 точки для обозначения количества ходов, перечеркнутый ноль, самолет и чайник.
    • Если выпал перечеркнутый ноль, то игрок пропускает ход.
    • Если выпал самолет, то игрок мгновенно переносится в любую нужную ему точку.
    • Если выпал чайник, то игрок возвращается на старт, так как он забыл дома выключить чайник.
    • Когда глина высохнет, кубик можно покрасить и покрыть бесцветным лаком для ногтей.

  1. Если хотите, до начала игры разложите настоящую еду на карте. Другой вариант —нарисовать карточки. В любом случае, ребенку должно быть видно, где какая еда находится.
  2. В начале игры каждый игрок вытягивает себе карточку с блюдом, для которого он будет собирать ингредиенты. Каждый участник по очереди бросает кубик и ходит. Выберите ваш город в качестве старта, туда же нужно вернуться, когда все ингредиенты будут собраны.
    Если вашему ребенку пока тяжело даются соревновательные игры, то собирайте вместе продукты для одного и того же блюда. Например, вы можете разделиться: пусть один отправится за помидорами и подсолнечным маслом, а другой — путешествует за огурцами и луком. И тогда в конце игры, когда вернетесь домой, вы соедините добытые ингредиенты, и у вас получится овощной салат.
  3. По окончании игры вы можете на самом деле приготовить то или иное блюдо вместе с ребенком.

К содержанию

Игра с книжными героями

У этой игры может быть множество вариантов: например, можно превратить ее в путешествие за любимыми вашим ребенком литературными и мультипликационными героями.

Вам понадобятся:

  • ламинированная карта мира
  • бумажный скотч и ножницы
  • самоклеющиеся круглые подкладки для мебели
  • лист бумаги для карточек
  • игральный кубик
  • распечатанные фигурки книжных героев

География для малышей: 2 игры с картой мира – своими руками

  1. С помощью бумажного скотча и наклеек в виде кружков проложите маршруты на карте мира от вашего дома в разные точки земного шара, где живут:
    • Малыш и Карлсон (Швеция),
    • Маугли (Индия),
    • Петсон и Финдус (Швеция),
    • Русалочка (Дания),
    • Чиполлино (Италия),
    • Собака Пиф (Франция),
    • Медвежонок Паддингтон (Великобритания),
    • Мама Му (Швеция),
    • Муми-тролли (Финляндия),
    • Пеппи Длинныйчулок (Швеция),
    • Красная Шапочка (Франция),
    • Дюймовочка (Дания),
    • Кархлхен (Германия),
    • Кротик (Чехия),
    • царь Салтан и князь Гвидон (Россия),
    • Владимир Красное Солнышко (Украина),
    • Тоторо (Япония),
    • Золушка (Франция),
    • рыбка Немо (Австралия),
    • Тату и Пату (Финляндия),
    • Карандаш и Самоделкин (Россия),
    • Свинка Оливия (США),
    • Каролинка (Польша),
    • Карик и Валя (Россия),
    • пингвиненок Лоло (Антарктида),
    • медвежонок Умка (Чукотка, Россия),
    • лев Бонифаций (Африка).
  2. Подготовьте карточки с вопросами так, чтобы ребенку приходилось догадываться, о каком герое идет речь. Например, такие:
    • Тебе нужно перенести лошадь из кухни на балкон. Кто тебе сможет в этом помочь? (Пеппи Длинныйчулок)
    • Тебе нужно построить башню из кубиков и мясной тефтельки. Кто тебе сможет в этом помочь? (Карлсон)
    • Тебе нужно отнести пирожки бабушке. Кто тебе сможет в этом помочь? (Красная Шапочка)
    • Тебе нужно превратиться в комара. Кто тебе сможет в этом помочь? (князь Гвидон)
    • Тебе нужно изобрести машину, которая вынимает из еды то, что ты не любишь. Кто тебе сможет в этом помочь? (Тату и Пату)
    • Тебе нужно сшить штанишки. Кто тебе сможет в этом помочь? (Кротик)
    • Тебе нужно победить браконьеров Антарктики. Кто тебе сможет в этом помочь? (Лоло)

География для малышей: 2 игры с картой мира – своими руками

  1. Распечатайте изображения нужных книжных героев из интернета, вырежьте их и разложите по карте мира.
  2. Игра начинается с того, что участники по очереди тянут карточку с заданием, читают, какой вопрос им выпал, и пытаются догадаться, что за книжный герой там загадан. Когда ребенок поймет, о ком идет речь, он должен найти этого персонажа на карте мира. Обсудите с ребенком, как называется страна, в которой живет этот книжный герой, и что в этой стране есть интересного. Например, если игроку выпала Пеппи Длинныйчулок, поговорите о том, сколько еще известных книжных героев живет в Швеции — это и Карлсон, и Эмиль из Леннеберги, и Петсон с Финдусом, и Нильс, который путешествовал с дикими гусями. Детям постарше можно рассказать о могучих викингах, о Карле XII, которого Петр I победил под Полтавой и т.д.
    Можно вытянуть сразу несколько карточек с заданиями. После того как игроки догадаются, какие персонажи там загаданы, им необходимо проложить наиболее удобный маршрут от одного героя к другому и обратно на старт.
  3. Когда маршруты будут проложены, нужно кидать кубик, отсчитывать нужное количество ходов и собирать книжных героев из разных частей света. Выигрывает тот, кто соберет больше всего персонажей и первым вернется домой.