Содержание:

Действовать целеустремленно, ценить результаты упорного труда - этому научит вода и песок. А еще малыш получит первый опыт общения со сверстниками! Воздушные замки? Нет! Воздушные ванны. А замки самые что ни на есть осязаемые - из песка, на песке. Ведь вы и ваши маленькие путешественники добрались - таки до пляжа! Наконец-то можно подставить солнцу бледные тела, понежиться в воде и предаться нехитрым пляжным развлечениям. Впрочем, не для всех они такие нехитрые...

Для малышей счастливейшее время, ведь пляж - единственное место, где песок и вода в изобилии. Сколько же возможностей в этом простом сочетании: сказочные дворцы, неприступные крепости, мосты и каналы. Мокрый песок - единственный в своем роде строительный материал для воплощения в жизнь детских фантазий. Материализуя свои идеи, юные архитекторы и строители узнают о свойствах сыпучих и жидких тел, учатся действовать целенаправленно и ценить результаты упорного труда. Многие малыши в совместной работе получают первый опыт общения со сверстниками.

Наверняка ваш малыш отлично экипирован, щедро намазан солнцезащитным кремом и увенчан панамкой, а в руках его с трудом помещаются ведерки, формочки, лопатки и грабельки. Едва ступив на пляж, он с нетерпением скидывает сандалии и плюхается на попку. Сначала юный исследователь погружает в песок ручки, пропускает его между пальцев, следя глазами за тонкими струйками. Затем ложится на спинку и замирает, прислушиваясь, как песчаное тепло нежно обволакивает тело. И вскоре, в восторге от новых ощущений, ребенок с удовольствием перекатывается по песку, сгребает его вокруг себя, раскидывает, а песчинки приятно покалывают и щекочут его кожу. Малыш бодр, полон впечатлений и готов играть, творить и общаться. Вооружившись своими инструментами, он направляется к воде, где уже вовсю идет строительство дворца с бассейном.

К содержанию

Первый блин

Чтобы куличики получились, песок и вода должны быть смешаны в правильной пропорции. Добиться этого не так-то просто. Двухлетняя Аня наполняет свое ведро сухим песком, переворачивает и разочарованно смотрит на бесформенную кучу. Здесь без помощи взрослых не обойтись. Она зовет папу, и вместе они отправляются к морю. Еще одна непроста; задача - донести ведерко до своей кучки песка, не расплескав воду. Для этого малышу потребуется немало усилий: необходимо контролировать работу мышц, научиться двигаться плавно и ритмично, соотнося движения рук и ног. Но вот наконец ведерко опрокинуто на неудавшийся куличик, и Анечка смотрит, как песок впитывает воду. Теперь надо наполнить мокрым песком ведерко и перевернуть его точным и быстрым движением. Здесь тоже не все просто, но вскоре начинает удаваться и эта часть работы. Через некоторое время технология отработана - теперь куличиков можно печь сколько захочешь!

К содержанию

Здесь будет город!

Вскоре малые формы могут наскучить малышу, и он захочет попробовать свои силы в строительстве монументальных сооружений. Четырехлетний Максим и его новые друзья задумали построить огромную крепость с башнями, мостами, сложными переходами и окружающим ее рвом. Для начала юные строители совместными усилиями сгребают песок в большущую гору и приступают к планировке будущей крепости. Здесь сразу возникает много вопросов: с чего начать, как распределить между всеми фронт работ и при этом действовать согласованно, не мешая друг другу, вкладывая свои усилия в достижение общей цели. Совместная игра, совместная деятельность дает ребенку возможность без видимых усилий приобрести новые умения и навыки, особенно если игрой руководит кто-то из взрослых или детей постарше. Конечно, здесь не обойдется и без конфликтов; кто-то из детей, увлекшись, задел локтем сооружение соседа, кто-то вылил в песок слишком много воды и подтопил стену. Возникающие споры и ссоры - немаловажная часть совместной работы, это показатель эмоциональной включенности детей, важности для них всего происходящего. Взрослому стоит вмешаться лишь в том случае, если ребенок не может справиться со своим гневом или обидой и выключается из игры. Успокоить взбунтовавшихся детишек можно, оценив вклад каждого в строительство и поставив перед ними новую задачу. Например, украсить стены крепости зубцами или выложить узор из ракушек.

К содержанию

Есть идея

Дети по-разному подходят к воплощению своих идей. Одни приступают к работе, не имея четкого представления о том, что получится в итоге. Они сгребают песок в кучу, а потом пытаются придать ей какую-то форму, роют тоннели, прокладывают дороги, наращивают башни. Другие стараются следовать заранее продуманному плану и воплотить образы, "нарисованные" в голове. Песок - удивительный материал: он подчиняется малышу, откликается на его действия. Это очень важное ощущение: ребенок чувствует себя умелым, он преображает кусочек мира и может самостоятельно пройти весь путь -от задумки до воплощения. Правда, самые смелые идеи не всегда удается реализовать. Илюша и Ваня надумали выстроить крепостную стену - такую высокую, чтобы никто не мог их за нею увидеть. Но, достигнув 30 сантиметров, стена обрушилась. Как обидно, они так старались! Тут без помощи папы не обойтись; он ободрит - и подогреет угасающий интерес к затее у заскучавших ребят. А главное - он может объяснись, что стена будет стоять, если работу выполнять поэтапно: набрать побольше камешков и палок, чтобы укрепить сооружение и сделать его более основательным.

Опыт поражения необходим ребенку, помогая ему понять, что он ее всемогущ, признать, что между идеей и конечным результатом стоят законы природы, знания и умения, упорство и целеустремленность. Главное - вовремя поддержать ребенка, не дать остыть желанию заниматься таким увлекательным и полезным делом.

К содержанию

Техника безопасности

Необозримое пространство пляжа, скопление людей, крики и смех, звуки музыки могут вызвать у малыша чувство растерянности и даже испугать его. Ребенку трудно ориентироваться в таком хаосе: отойдя на несколько шагов от родителей, он уже не может отыскать их глазами: разноцветные зонтики, полотенца, загорелые люди, сливаются для него в яркую, шумную неразбериху. Чтобы пляж не казался малышу опасным и он мог спокойно играть в некотором отдалении от родителей, необходимо придумать какие-то опознавательные знаки. Например, яркий платок, привязанный к зонту, будет отличным ориентиром. Место, где играет ребенок, можно также обозначить, воткнув в песок палку и прикрепив к ней что-нибудь заметное. Таким образом, пространство организовано, и теперь вам будет гораздо проще присматривать за малышом, а он в любой момент сможет отыскать глазами ориентир и убедиться, что его семья на месте.

Иногда, несмотря на родительскую бдительность, дети все же теряются на пляже. Поэтому будет нелишним одеть на ребенка браслет с личными данными или вышить его имя на панамке. Также надо объяснить малышу, что, если он заблудился, он должен не бродить по пляжу в поисках родителей, а сразу обратиться к кому-то из взрослых за помощью.

На песке, у воды каждый может проявить свою индивидуальность, почувствовать себя творцом, для каждого найдется дело под силу: самые маленькие копают рвы и сооружают насыпи. Для одной девчушки самым увлекательным оказалось заполнение водой бассейна, и она без устали носит ведерко за ведерком. По ходу строительства возникают свежие идеи: кто-то из детей принес игрушечных зверушек, и в замке появились первые обитатели. Затея пришлась всем по душе, и вот уже ворота крепости охраняют солдатики, а принцесса восседает на троне в окружении динозавров и драконов.

Крепость наконец готова - внушительное сооружение с целой системой каналов. Дети очень горды результатами своего труда и с удовольствием демонстрируют родителям свое детище, авторитетно объясняя, что где размещается и как работает система гидросооружений. За время строительства они сдружились и уже обсуждают новые планы еще более грандиозной широты. Им не хочется расставаться, к тому же крепость нужно охранять от разомлевшего на солнышке взрослого или замечтавшегося подростка, которые норовят, проходя мимо, наступить на какой-нибудь фрагмент шедевра.

Но не все под силу новоиспеченным соратникам, и за ночь море мало что оставит от крепостных степ и рвов. Зато у них появилась дружная команда, которая с новыми силами и уже немалым опытом завтра вновь возьмется за дело!

Наталия Богданова
психолог
Статья из июльского номера журнала
Счастливые родители