Содержание:

Давно прошли те времена, когда ребенок впервые садился за парту, лишь переступив порог школы. Сегодня как минимум за год до первого звонка малыш начинает посещать занятия по подготовке к школе. Ведь в мало-мальски престижную школу без этого и соваться не стоит, да и в самой обычной районной учителя ожидают, что первоклашка чему-то научился заранее.

Правильно это или нет — тема большого и серьезного разговора. Но факт остается фактом: сегодня группы подготовки к школе — неизбежный этап в образовании вашего малыша. Набор в такие группы проводится обычно в сентябре. А значит, самое время всерьез задуматься о выборе. Вариантов не так уж и мало.

К содержанию

Детский сад

Самый простой и доступный вариант — обязательные занятия в подготовительной группе детского сада. Основной плюс — экономия сил, времени и денег. Кроме того, заниматься в привычной атмосфере садика с хорошо знакомой воспитательницей малышу гораздо комфортнее.

Однако одна из важнейших задач подготовки к школе — научиться правильно вести себя в новых непривычных условиях, строить деловые отношения с будущей учительницей. Ведь в детском саду дистанция между детьми и воспитательницей, как правило, гораздо меньше, чем между учительницей и учениками в классе. Так что, даже если малыш будет знать и уметь все, что положено к первому классу, он может оказаться психологически не готовым к новому типу отношений, и это негативно скажется на школьной адаптации.

Кроме того, детсадовская подготовка — это уровень знаний, достаточный лишь для поступления в обычную районную школу. Исключение составляют лишь УВК "Сад — школа", где программы подготовительной группы и первого класса скоординированы, а учителя младших классов принимают непосредственное участие в работе с "приготовишками".

К содержанию

Детский центр

Занятия по подготовке к школе проводят и разнообразные детские центры, клубы, дома детского творчества. Это неплохой вариант для тех, кто еще не определился с выбором школы. Как правило, в таких центрах работают квалифицированные психологи, которые протестируют малыша, понаблюдают за ним во время занятий и порекомендуют подходящую школу. А если у вашего "приготовишки" есть проблемы, которые могли бы в дальнейшем помешать успешной учебе, помогут скорректировать их.

Обучение в таких группах часто ведется по альтернативным программам (например, по методике Зайцева) или авторским разработкам педагогов-организаторов курсов. В результате малыш, как правило, получает неплохую подготовку, как психологическую, так и интеллектуальную.

Однако у этого варианта есть и серьезные недостатки. Во-первых, курсы при детском клубе готовят к школе вообще, без учета конкретных требований того или иного престижного учебного заведения. Во-вторых, в пакет нередко входят приятные, но абсолютно не нужные непосредственно для поступления в школу предметы: английский, музыка, ритмика и т.д. Это только перегружает ребенка. В-третьих, занятия, как правило, проходят в полуигровой атмосфере, и, следовательно, ребенок не усваивает принятые в школьном коллективе модели поведения.

То есть такие курсы хороши, если вы не окончательно решили, пойдет ребенок в следующем году в школу или нет.

Важно
При разнообразии существующих методик обучения родители должны быть уверены, что программы подготовительных курсов и 1 -го класса, в который поступает ребенок, совпадают.

К содержанию

Прогимназия

Если вы рассчитываете отдать ребенка в престижную школу со стабильно высоким конкурсом, подготовительные курсы при ней — это самое правильное решение. Ведь первые классы формируются практически исключительно из детей, к которым педагоги уже присмотрелись во время учебного года. И программа курсов скоординирована с программой первого класса. А занятия ведут те же самые учителя, которые набирают первоклашек. То есть за год приготовишка успеет привыкнуть и к школьным требованиям, и к своей будущей учительнице. Однако и у этого варианта есть свои серьезные минусы.

Во-первых, надо понимать: школа не дает гарантий, что все, кто посещает курсы, станут ее учениками. Так что заранее продумайте запасные варианты: выясните, в каких еще школах вашего района работают по тем же программам.

Во-вторых, чем престижнее школа, тем серьезнее нагрузки и требования к приготовишкам. Это уже вполне серьезная учеба, требующая от малыша умения концентрироваться, быстро и четко выполнять требования учителя, доводить до конца задание, легко переключаться с одного вида деятельности на другой. Поэтому если ребенку к началу занятий только-только исполнилось пять лет, если у него слабое здоровье или есть какие-то психологические или логопедические проблемы, десять раз подумайте, прежде чем ввергать его в эту гонку.

Ася Штейн,
учитель высшей категории,
специалист по раннему развитию