Содержание:

В банальном утверждении о том, что беременность - особый период в жизни женщины, несомненно, есть изрядная доля истины. И дело не только в физиологических изменениях: часто будущая мама обнаруживает у себя совершенно новые, неведомые ей самой таланты и потребность в творчестве. Да и свободного времени после ухода в декретный отпуск становится значительно больше. В результате кто-то начинает рисовать, кто-то - петь, кто-то - заниматься дизайном, с энтузиазмом меняя облик собственной квартиры... Наша новая рубрика поможет читательницам "9 месяцев" полнее реализовать тот творческий потенциал, который заложен в их нынешнем состоянии.

Нет сомнения: фотосъемка - отличное занятие для будущей мамы. Во-первых, у нее появляется шанс запечатлеть свою семью в прекрасное время ожидания малыша. Во-вторых, приобретенные умения и техника пригодятся ей, когда кроха уже родится: ведь она сможет создать целую фотолетопись жизни своего малыша, которая со временем займет достойное место в семейном архиве.

К содержанию

Как выбрать фотоаппарат?

Еще 4-5 лет назад для человека, собравшегося покупать фотоаппарат, существовало три основных типа камер.

Первый - простейшие компактные камеры низшего ценового диапазона - так называемые "мыльницы". Это фотоаппараты с примитивным пластиковым объективом, из "удобств" имеющие только вспышку и (не всегда) автоматическую перемотку пленки.

Более "продвинутые" компактные камеры снабжены зум-объективом, который может приближать или отдалять изображаемый объект. Такие камеры заметно дороже, но и богаче функционально. Многие из них имеют полезные "программные режимы", то есть специальные установки, упрощающие съемку в стандартных ситуациях (портрет, пейзаж, ночная съемка, спорт).

Третий тип любительские зеркальные фотоаппараты со сменными объективами. Камеры этого класса наиболее близки к профессиональным, но они не очень популярны из-за большего размера и более сложного управления.

Выбирая камеру, стоит ориентироваться на свои финансовые возможности: дорогая фотоаппаратура практически всегда лучше. Важна и марка фотоаппарата: чтобы избежать ошибки, лучше выбирать его из ассортимента известных фирм, которые имеют серьезный опыт производства фотоаппаратуры и грамотный гарантийный сервис в России.

В последнее время на рынке появились цифровые камеры. Они заметно дороже, но обладают рядом серьезных преимуществ. Основное из них - это отсутствие пленки, которую не надо ни покупать, ни проявлять. И выбирать удачный кадр для печати проще, глядя на монитор или дисплей самого фотоаппарата, чем разглядывая на просвет тоненький негатив. Неудачные снимки можно просто стереть, тем самым освободив место для новых. Кроме того, не обязательно доснимать пленку до конца, чтобы увидеть результат.

К содержанию

Покупаем пленку

Если вы все-таки решили приобрести пленочную камеру или уже являетесь ее обладателем, то стоит внимательно отнестись к выбору пленки. Здесь все гораздо проще, нежели с фотоаппаратом: смело покупайте любительскую пленку подходящей чувствительности. Профессиональную пленку приобретать не стоит: настройки проявки и печати подавляющего большинства печатных машин в любительских лабораториях рассчитаны на любительские пленки ведущих фирм, поэтому при печати с профессиональной пленки можно получить намного худший результат.

Чувствительность, или ISO. Для разных условий съемки существуют пленки разной чувствительности: 100 единиц - для яркого солнечного дня, 200 -для пасмурном погоды, а 400 - для съемки вечером или в помещении. Иначе говоря, чем темнее, тем число ISO должно быть выше. Конечно, можно днем использовать пленку 400 единиц, а вечером со вспышкой - 100 единиц, но результат будет хуже. Кстати, при съемке в большом помещении лучше использовать пленку с чувствительностью 800 единиц, - тогда объекты, расположенные на заднем плане, не окажутся в темноте,

К содержанию

Съемка: алгебра и гармония

Для каждого вида съемки существуют определенные правила, знание которых поможет улучшить качество снимков, сделать их более интересными.

Чаще всего мы фотографируем людей. Дома, на отдыхе, во время занятии спортом, на праздниках - в общем, где угодно и в любом числе. Главное при такой съемке - решить, кого именно мы хотим сфотографировать: Мишу, Юлю, Катю, серую кошку Мусю, новый телефон, да еще и готический собор на заднем плане или только Мишу на фоне собора. Другими словами, постарайтесь исключить из кадра "лишние", зачастую отвлекающие внимание объекты. Если вы все-таки решили сфотографировать Мишу на фоне собора, попробуйте сместить кадр так, чтобы Миша занимал не меньше 1/4 кадра, но не загораживал собор: пусть он, к примеру, будет в правом углу кадра, а собор - в левом.

Даже если собора или другого интересного объекта архитектуры поблизости нет, не оставляйте человека одного в центре кадра - таким он увидит себя на документах, а сместив кадр немного в сторону, например по направлению взгляда, вы придадите снимку больше жизни, движения.

Если фон не важен и отвлекает, то совсем не лишним будет наличие у фотоаппарата режима портретной съемки: в этом режиме камера акцентирует внимание на объекте, размывая (делая нерезким) фон. Но если вы снимаете групповой портрет, то портретный режим лучше отключить.

Фотографируйте человека как можно крупнее: крупные планы обычно выигрышнее смотрятся; кроме того, вам не придется убеждать друзей и, возможно, самого изображенного, что это именно его портрет.

Если вы снимаете в помещении днем, лучше пользоваться вспышкой, но при этом все же поставить человека ближе к окну. Если вы будете фотографировать без вспышки человека, стоящего напротив окна, на снимке получится темный силуэт. Лучше, если свет от окна будет падать сбоку.

Хорошо, если у вашей камеры зум-объектив: в этом случае вам не придется подходить близко к человеку и, может быть, удастся сфотографировать его незаметно - кадр получится более естественным. Снимая группу людей, не привлекайте к себе внимания: пусть будет меньше одинаковых фотографий "все в ряд" и больше интересных, жизненных кадров!

Основное, но не обязательное правило при съемке пейзажа - отдать 1/3 кадра небу или земле (морю). Очень красивыми получаются кадры на рассвете или закате: в это время теплый солнечный свет окрашивает землю и небо в уютные оранжевые тона. Можно украсить кадр, поместив на переднем плане какой-нибудь объект, например дерево. Но учтите, что на закате вместо веселой зеленой листвы на фотографии получится лишь темный контур дерева - возможно, не менее красивый.

Макросъемка - это съемка мелких объектов крупным планом. Владельцам пленочных фотоаппаратов этот увлекательный вид фотографирования доступен только при наличии специального, обычно дорогостоящего, оборудования, тогда как для цифрового фотоаппарата макросъемка - распространенная функция.

"Правильный" свет, наряду с композицией, является важнейшей составляющей хорошего кадра. Самые доступные источники света - солнце и встроенная в фотоаппарат вспышка. Солнечный свет может быть жестким (ярким и прямым) или мягким (в тени или пасмурным днем). При съемке портрета прямой солнечный свет не очень хорош: он создает грубые глубокие тени на лице. Уменьшить этот эффект поможет встроенная вспышка, настроенная на принудительное включение или работающая в "заполняющем" режиме. Также вспышка поможет при съемке против света. А вот как самостоятельный источник света встроенная вспышка чаще портит кадр, нежели помогает. Обычно вспышка находится рядом с объективом и освещение получается неестественным - "плоским". Если у вас компактная камера, бороться с этим довольно сложно. Можно посоветовать пользоваться более чувствительной пленкой, а если вы часто фотографируете дома, можно приобрести фотолампу. Стоит она относительно недорого, около 1000 руб., но эффект дает замечательный. Особенно полезна она при съемке совсем маленьких детей: до полутора месяцев медики советуют вообще не фотографировать их со вспышкой.

В заключение дадим фотографу-любителю еще один совет. Не бойтесь экспериментов: чаще меняйте ракурсы, освещение, объекты съемки. И тогда просмотр семейного фотоальбома каждый раз будет доставлять вам и вашим друзьям истинное эстетическое наслаждение!

Иван Чикин,
фотограф.
Статья из январского номера журнала