Содержание:

Я давно заметила, что статьи про технические вещи всегда пишутся с расчетом на мужчин. Тех, у кого уже есть предварительные технические знания или любовь к ним. Зачастую любовь к этим техническим характеристикам перекрывает мужчинам вообще изначальное предназначение предмета.

Мои же заметки предназначены женщинам. Самые элементарные знания, чтобы не бояться взять в руки фотоаппарат, а взяв, делать достаточно хорошие снимки. Раньше практически все бытовое владение фотоаппаратом было в руках мужчин. С появлением удобных камер со множеством автоматических функций - сначала пленочных, а теперь и цифровых - фотоаппарат в повседневной жизни все чаще оказывается в руках женщин. Мы много снимаем - детей в их ежедневности и развитии, свои работы и рукоделия, поездки, новые встречи, красивые пейзажи, свои сады и цветы. Интернет-журналы и форумы, личные страницы, письма друзьям и родным - все это требует фотографий. Однако, часто эти фотографии некрасивы, нечетки, неудачно закомпонованы, перетемнены, не ярки и слишком много весят и долго грузятся.

Я вам расскажу элементарные и простые сведения для того, чтобы фотография приносила вам радость. Это будет пособие для самых начинающих.

Итак, начнем.

К содержанию

Выбор камеры

Как правило, это все равно будет делать мужчина. Пусть он роется в Интернете и сравнивает все технические характеристики и возможности.

Что нужно вам? Согласуйте, сколько денег вы согласны потратить на камеру.

Посмотрите и примерьте, удобно ли вам будет с нею ходить, держать, управляться? Не слишком ли она тяжела для вас? Я, например, не люблю носить тяжелые предметы, поэтому выбирала камеру достаточно компактную и легкую.

Есть ли в ней режим "макро"? (Понадобится вам для фотографирования своих работ крупным планом.)

Какой там зум? Зум - это насколько камера может "приблизиться" к объекту сьемки или "отойти" от него без вашего движения.

Можно ли отключать или принудительно включать вспышку?

А теперь пришло время для загадочных мегапикселей. Все убеждены, что чем их больше, тем лучше. На самом деле, как и во многих других вещах, большее не означает лучшее. Вам нужно не большее, а соответствующее вашим запросам.

В мегапикселях нет ничего таинственного, они определяют, сколько мелких кусочков информации запишется на каждый кусочек картинки, а в конечном итоге, какого размера картинку вы сможете напечатать ясно и четко.

Собираетесь ли вы подавать свои работы на профессиональные выставки? В журналы с хорошей полиграфией? Печатать их размером в плакат? Если нет, то, скорее всего, вашей основной целью будет помещение фотографий в Интернет или отпечатки для домашнего альбома.

Представьте фотографии из фотолаборатории, где вы обычно печатаете. А теперь представьте, что у вас есть принтер и специальная бумага для фото, и вы распечатываете фотографии такого же качества.

Тогда для самого распространенного фото 10 на 15 см вам нужно будет 0,4 мегапикселя.

С 1 мегапикселем вы сможете напечатать фото 12 на 18 см, или примерно в половину писчего листа.

С 2 мегапикселями - фото 20 на 25 см, или примерно в лист писчего формата.

3 мегапикселя дадут вам фото 27 на 35 см.

Всего этого вполне достаточно, чтобы печатать снимки для домашнего альбома или портреты на стенку.

Большее количество мегапикселей нужно, если вы собираетесь печатать регулярно фото размером в плакат или продавать свои высококачественные снимки специальным изданиям для полиграфии. Однако и для простого употребления у крупного разрешения есть свои достоинства. Вы сможете вырезать часть фотографии и распечатать ее в хорошем качестве. Представьте, что из большого плаката или календаря вы всегда можете вырезать часть, которая будет хорошо выглядеть как фотография 10 на 15 для обычного альбома.

Совершенно определенно вам понадобится большая память. На "свою", встроенную в камеру, обычно помещается не так много фотографий, и если вы хотите отправляться на прогулку и не трястись над ограниченным числом кадров, вам понадобится дополнительное место для хранения ваших фото. Поэтому сразу приобретите дополнителную флеш-память - это такая маленькая карточка, которая вставляется в камеру. Вам понадобится также специальный шнур для соединения камеры и компьютера. Если его нет в комплектации камеры, придется купить его отдельно.

К содержанию

Фотоаппарат куплен. Что дальше?

Теперь вам нужно будет взять инструкцию и прочесть самые простые сведения об управлении камерой. Не позволяйте себе растеряться от терминов, которые вы не знаете. Сейчас вам нужно узнать очень простые вещи.

В старых фотоаппаратах снимающий смотрел в видоискатель - специальное маленькое окошко, приникая к нему глазом. Сейчас почти все цифровые камеры снабжены жидкокристаллическим экраном, на котором вы видите, что снимаете. Этот экран показывает совершенно точно то, что будет на вашем снимке. Видоискатель же немного смещен относительно объектива и видит не совсем то, что видит камера. Это как смотреть на картинку, закрывая то один, то второй глаз. Если вы снимаете близкое фото, то разница может быть значительной. Поэтому привыкайте смотреть на экран, но ради интереса посмотрите, как виден мир в видоискатель.

Узнайте, где расположена кнопка спуска, то есть то, что вы будете нажимать, чтобы получить фото.

Научитесь изменять зум - то есть приближать или удалять картинку, наезжать и отъезжать от нее. Понажимайте эту кнопку и посмотрите, как изменяется картинка. Обычно возле нее нарисованы плюсик и минус, либо одно дерево и несколько мелких. Если у вас есть цифровой зум - отключите его. И не принимайте его в расчет при покупке. Укрупнение картинки хорошо делается только при помощи объектива. Цифровое означает, что объектив дальше укрупнять не может - и картинка растягивается искусственно, как бы увеличиваясь, но теряя в качестве. То же самое вы можете сделать в фотошопе. К тому же эта штука съедает ресурсы питания и ваши батарейки быстрее кончатся.

Научитесь включать режим "макро". Скорее всего, это будет кнопка с маленьким цветочком.

Найдите также, где кнопка управления вспышкой. В нормальном состоянии камера решает сама, достаточно или нет освещения. Если свет яркий - она будет снимать сразу. Если света недостаточно - то включит вспышку. Однако вы можете захотеть включить вспышку принудительно, даже если вокруг относительно светло. Чтобы, например, снять человека у окна, против света. Выключать вспышку не менее важно. Многие музеи запрещают съемку со вспышкой. Иногда в каких-то обстоятельствах вам не хочется, чтобы вспышка выдавала, что вы снимаете.

Посмотрите, где у вас управление меню. Там вы найдете различные разрешения для фото (размер картинки в пикселях), выборы режимов съемки и прочее. Поставьте все на "авто" или "нормал". Пока этого будет совершенно достаточно для вас. В разделе "Размер картинки" вам будут показаны размеры в пикселях. По ним вы сможете ориентироваться, какого размера картинка будет у вас на экране монитора. Я практически никогда не снимаю на разрешении 640 на 480. Но если у вас проблемы с местом хранения или вам нужно быстро отправить кому-то фото, и особые красоты не нужны - то это самое то, что нужно. Мое самое используемое разрешение (если я снимаю для показа в Интернете) - 1280 на 960 пикселей. Больше для экрана вам и не понадобится - ваша картинка уедет за пределы видимой части монитора.

Узнайте, как вам посмотреть отснятые фото на экранчике. А при просмотре, как можно стереть неудавшиеся. Тогда можно сразу освобожать место и выкидывать фото, на которых все закрыли глаза или в кадр вошел посторонний прохожий ил просто смазанные нечеткие кадры.

Этого вам вполне хватит для начала. Если вам хочется еще чего-то особенного, прочтите в вашей инструкции, как снимать себя. Специальная кнопка обеспечивает задержку съемки после нажатия на спуск - за это время вы успеете добежать и сесть вместе с компанией или встать в мечтательную позу в новом платье на фоне ковра :-).

К содержанию

Начинаем фотографировать

Теперь, когда вы знаете расположение основных кнопок, можно приступить к съемке. Если вас хоть раз удивляло, отчего на фото вы получаете совсем не то, что видели своими глазами, вам нужно поверить в то, что ваш глаз устроен гораздо умнее камеры. Когда вы ведете взглядом по картинке, ваш глаз и мозг автоматически и непрерывно приноравливаются к освещенности, удаленности и цвету. Поэтому вы все видите достаточно подробно и хорошо. Если вы переведете взгляд с освещенной солнцем стены на дверной проем, то буквально через доли секунды вы начнете различать там предметы, хотя в первый момент вы видели лишь темный прямоугольник. Ваша камера не сможет приноравливаться ко всем местам картинки с одинаковым успехом.

Для помощи вам и ей в центре экранчика вы увидите рамку (возможно, с крестиком или кружочком посередине). Камера смотрит на то, что попадает в эту рамку и замеряет по этому предмету расстояние, на котором изображение должно быть четким, и освещенность - чтобы в картинке было достаточно различимых деталей. Запомните первое правило: то, что вы хотите, чтобы вышло хорошо, должно попасть в этот прямоугольничек.

Ваша камера работает так. Вы наводите ее на нужное место и помещаете в прямоугольную рамочку самое важное. Кнопку спуска нужно плавно нажать до половины. В этот момент камера не снимает, а приспосабливает свой "взгляд" - чтобы все было четко и ясно. Обычно для вашего удобства перед глазами в это время мигает какая-то лампочка, огонечек. Как только огонек перестает мигать и горит ровно - камера все замерила, навела резкость и готова кадр заснять. Можно дожимать кнопку до конца, картинка заснимется.

Если у вас часты нерезкие кадры, то вы не выполнили этих правил:

  1. не навели рамочку в центре на нужный предмет - а значит, резкость навелась на другой предмет, а нужный вам кажется камере неважным;
  2. не дождались, когда перестанет мигать сигнальный огонек - а значит, камера еще не сообразила про резкость вообще и смотрит на все рассеянным взглядом;
  3. стали опускать или убирать камеру, пока все еще шла запись кадра! Это очень распространенная ошибка. Нажмут кнопку - и резко бросают камеру, мол, уже все. На самом деле, нажатие кнопки - только сигнал камере начинать записывать. Если день яркий и все видно хорошо, кадр ухватится и запишется быстро. Если света не так много, камера должна вглядываться в объект дольше, и все это время она записывает картинку, которую видит. Если вы в это время будете ее двигать - то запишутся разные положения предметов, сдвинутые друг за другом - и получится размазанное, нечеткое изображение. Поэтому железное правило - пока на экране есть надпись типа "recording", или пока картинка замерла и не оттаяла, вы должны спокойно держать камеру в той же позиции, глядя на ту же точку.

Вообще, чтобы избежать размазанности и нечеткости, старайтесь застыть как можно неподвижнее, когда снимаете. Встаньте удобно, опираясь на обе ноги, прижмите локти к бокам, когда держите камеру; а наведя на резкость, задержите дыхание на тот момент, когда дожимаете кнопку до конца. Если есть куда прислонить или опереть камеру - смело это делайте.

К содержанию

Освещение объекта

Никогда не снимайте против света. Замечали ли вы, что в солнечный яркий день у вас получаются темные без деталей, синеватые фигуры и лица людей? Это означает только одно - вы опять спутали глаз и камеру. Запомните - чтобы люди на кадре получились хорошо, солнце, фонарь, окно должны быть у вас за спиной. Если вы не видите источник света, то есть он находится в том полукруге, что у вас за спиной, от уха до уха через затылок, ваша цель будет освещена нормально. Особенно это имеет значение в пасмурный день с рассеянным светом. Вы можете получить вполне хорошие и цветные кадры, если повернетесь к размазанному белому пятну на месте солнца спиной. Или мрачные и темные, если будете смотреть ему в лицо.

Хороший достаточный свет вообще очень важен для хорошего фото. Если вы снимаете дома, постарайтесь включить все доступные вам лампы и светильники и снимать ближе к ним.

Видели ли вы фотографии, где изображение в помещении слишком желтое? Или уличные фото синюшного оттенка? У уличного и электрического света разная окрашенность, и при съемке это нужно учитывать. В вашей камере могут просто быть режимы съемки "внутри помещения" и "снаружи". При этих режимах камера сама исправляет цвета в нужную сторону. Если же у вас включен режим для уличной съемки, а вы фотографируете дома - то фото будет чересчур желтым. Если на улице включен режим "внутри" - все фото будут синими и пасмурными. Если вы хотите снимать быстрее - переключайтесь в нужный режим для каждого освещения. Если вы забываете об этом, просто поставьте "авто". Снимать камера будет чуть медленнее, потому что начнет обдумывать каждый тип освещения, зато вам можно будет не вспоминать об этом.

К содержанию

Вспышка

Имейте в виду, что вспышка действует на ограниченное расстояние. Лучше всего, если снимаемый объект будет на расстоянии от 3-х до 4,5 метров. Дальше ваша вспышка нормально не осветит. Если объект будет ближе, на расстоянии метра - то фигура и лицо могут засветиться так, что пропадут детали.

Если вам придется снимать против света, например, вы стоите в дверях и снимаете человека на лоджии, на фоне освещенного яркого пейзажа, то, скорее всего, человек получится темным силуэтом, без нужных деталей. Вспышка может значительно поправить дело. Она заполнит темную фигуру и выявит детали. Такое фото будет выглядеть не вполне естественным, будто фигуру вырезали и приклеили на фон, но, по крайней мере, человека можно будет разглядеть.

Снимая мелкие вещи, свое рукоделие, со вспышкой вы заметите, что работы выглядят зачастую плоскими, худосочными, не объемными. Резкое освещение лишает предметы привычного объема, привычного расположение теней и полутеней. Поэтому старайтесь снимать свои работы при хорошем естественном освещении - вынесите их на улицу, на балкон или снимайте в светлый день у большого окна.

Общий тон фотографии очень зависит от того, на что вы нацелите рамочку в центре кадра. Помните, что камера именно внутри этой рамочки замеряет освещенность и по результатам решает, как ей увидеть - насколько темно или светло? Если вы наведете рамочку на темное место, камера будет вглядываться, чтобы рассмотреть там детали - в результате весь снимок станет светлее, чтобы в тенях можно было рассмотреть подробности. Однако при этом светлые места тоже высветлятся, а ярко освещенные потеряют детали вовсе. Если сделать наоборот - навести рамку на светлое место - ваше фото потемнеет, чтобы в этом светлом месте были четко видны детали. Очень темные места могут в свою очередь подробности потерять.

Попробуйте снять одно и тоже, наведя рамочку в центре на самое светлое и на самое темное - и сравните результаты! Теперь вы знаете, что не всегда нужно ругать камеру за темный или пересветленный кадр. Всегда следите, что у вас в центре - это и получится яснее и резче всего на фото.

Когда я узнала об этом - я очень огорчилась. Это что же получается? Все, что должно хорошо выглядеть, должно всегда торчать ровно посередине фотографии? Вовсе нет!

Помните процесс съемки? Вы нажимаете кнопку до половины и ждете, когда перестанет мигать или загорится лампочка - это означает, что камера замеряла все - освещенность, расстояние, решила, что у нее будет ярким и четким. Вот тут важная вещь! Камера решила это - и запомнила. Теперь не отпуская кнопки, вы можете перевести камеру так, чтобы картинка вас устраивала - и дожать окончательно кнопку.

Например: если вы снимаете портрет, вы можете навести рамочку на лицо, подождать, пока камера настроится, а потом перевести "взгляд" так, чтобы человек поместился до пояса. Главное - не сходить с того места, где вы стоите.

Основные технические приемы теперь вам знакомы. В следующей части о том, как сделать так, чтобы ваша картинка хорошо выглядела.

Алика Калайда