Надеть ли на ребёнка тёплый свитер? Разрешить ли съесть на улице мороженое? Промочил ноги — значит заболел? Сквозняк — коварный враг? И многие другие вопросы задают себе мамы и бабушки, искренне оберегающие своих детей, не зависимо от возраста последних.

Жить в гармонии с окружающей средой не представляет труда для человека сильного и крепкого от природы. Он не будет осложнять свою жизнь бесчисленными вопросами, а будет решать проблемы по мере их поступления. Промочил ноги — переодел сухую обувь; замёрз на улице — дома выпил горячий чай; нужно проветрить комнату — смело распахнул окно в морозный день, жадно вдыхая свежие воздушные потоки полной грудью! Свобода действий и психологический комфорт, не правда ли? И что самое важное — крепкая иммунная система... "Здоровому всё здорово!" — гласит народная мудрость.

Но в жизни чаще происходит так: сердобольная бабушка натягивает на малыша два свитера, завязывает ему мордашку шарфом, и во время прогулки постоянно покрикивает: "Не бегай, а то заболеешь!" Домой она приводит вспотевшего в нескольких слоях одежды ребёнка, не выплеснувшего энергию на улице — он неохотно и без аппетита ест, затем ворочается и не может уснуть... И в результате заболевает от того, что дышал на морозе влажным воздухом (он же был укутан в шарф — а это замечательный способ быстро получить кашель!).

Механизмы иммунной защиты являются объектом заслуженного внимания, они сложны и разнообразны. Мы смотрим в будущее с надеждой уберечь ребёнка от серьёзных инфекций, когда ведём его на профилактическую прививку — это формирование искусственного иммунитета. А вот о факторах естественного иммунитета часто забываем.

Одним из важнейших факторов естественного иммунитета является барьерная функция кожи и слизистых оболочек. Учитывая анатомо-физиологические особенности слизистых оболочек верхних дыхательных путей у детей, отметим, что в отличие от взрослого человека, они более уязвимы для проникновения вирусов и бактерий: недостаточно развита способность вовремя "дать бой". Закаливание здесь выходит на первое место по реальной возможности усилить именно эти барьерные функции и защитить ребёнка от мокрых носовых платков, длительного кашля и синевы под глазами.

Являясь одним из разделов гигиены физической культуры, закаливание стало важнейшим оздоровительно-профилактическим мероприятием в медицине. Лишь закалённый организм способен научится адекватно реагировать на воздействие солнечной радиации, колебания температуры окружающей среды, изменения атмосферного давления, стресс.

Пользу от проведения закаливающих процедур переоценить трудно. Но, в силу различных обстоятельств, методично заниматься этим полезным делом удаётся далеко немногим. То настроение неподходящее, то времени нет... Некоторым людям трудно решиться. Другие, с лёгкостью принимая всякую новизну в своей жизни, так же легко теряют к этому интерес и прекращают дальнейшие попытки борьбы за себя.

Давайте вспомним основные принципы закаливания, расположив их по мере значимости и начиная с наиболее важных.

Учитывая прямую зависимость конечного результата от психоэмоционального настроя, первым поставим психологическую готовность ребёнка к встрече с новым в своей жизни понятием — заботой о собственном здоровье. Затея с принудительным началом закаливающих процедур обречена на провал — это должно быть ясно взрослому человеку. Проведите с ребёнком предварительные беседы, расскажите "что это такое", "зачем это нужно лично ему". Удачный тактический приём — смело и решительно продемонстрировать на собственном примере встречу с холодной водой или снегом, не выразив при этом отрицательных эмоций, и непременно почувствуете уважение к себе! Этим уважением будут светиться широко раскрытые глаза ребёнка, когда вы попросите его покрепче растереть вам спину махровым полотенцем. Желание доказать, что он "тоже сильный" зародится в юной душе — с этого момента можете считать, что вы на полпути к победе.

Предположим, что вы успешно начали... И вдруг — нежелание продолжать, резко негативная реакция на уже знакомую процедуру, слёзы. Что ж, вы столкнулись с критическим моментом периода адаптации — психологической усталостью. Ситуацию попробуйте урегулировать следующим образом — измените сложившийся стереотип. Например, перенесите время проведения процедур с утреннего на вечернее. Или купите новое, яркое полотенце. Включите музыку, наконец! Акцентируйте внимание на уже произошедших позитивных переменах: улучшение сна, аппетита, появление румянца на щеках и т.д. Одним словом — окажите психологическую поддержку своему ребёнку и помогите ему расслабиться. Если всё это не помогает — сделайте перерыв на пару дней.

Следующим по значимости принципом закаливания является регулярность проведения процедур, обеспечивающая выработку и закрепление ответных защитных механизмов. Не всем детям подходит "закаливание по расписанию": здесь подключайте свою наблюдательность, аналитические способности и знание собственного ребёнка. Редкий ребёнок сможет выдержать чёткое расписание процедур — это скучно. И похоже на "выполнение задания". А нужно, чтобы было похоже на игру, соревнование! Если ребёнок не будет получать удовольствие от процедуры закаливания, ему это быстро надоест. Добавьте авантюризма — "знаешь, как здорово будет, если воду сделать чуть холоднее?". И не забывайте его похвалить!

Только никогда не произносите " А тебе слабо так?" — это педагогическая ошибка, бьющая по человеческому достоинству и гордости.

Приступать к закаливанию можно в любое время года и в любое время дня. Логичнее, если вы выбрали утро — время пробуждения организма в целом. Но одному ребёнку это поможет стать бодрее: он даже не захочет растирать тело полотенцем, и будет гонять по дому — голый и счастливый! А другой ребёнок в утренние часы может столкнуться с проблемой "как бы согреться". Здесь зовите на помощь и махровое полотенце, и горячий чай, и тёплые носочки, и шерстяной плед. Возможно, это как раз тот случай, когда мероприятия по закаливанию следует перенести на вечерние часы. Особенности реагирования вегетативной нервной системы детей — то, с чем надо считаться! Не форсируйте события... Здесь мы ненавязчиво подобрались к следующему принципу закаливания — поступательное увеличение силы воздействия. Что это означает?

  1. Площадь воздействия
    • начинаем с небольших участков тела (кисти рук, стопы).
    • увеличивая площадь воздействия, планомерно добираемся до спины и груди.
  2. Время воздействия
    • начинаем с непродолжительных периодов (несколько секунд), и определяем оптимальный временной промежуток для сохранения у ребёнка чувства комфорта;
    • увеличивая время воздействия, оцениваем ответную физиологическую реакцию (динамика должна быть следующая: пульс учащается, частота дыхания увеличивается — это свидетельствует об адекватности воздействия и ответа).
  3. Интенсивность воздействия (в зависимости от выбранного вида закаливания)
    • температура понижается или повышается;
    • скорость движения воздуха увеличивается.

Теперь настало время поговорить об индивидуальном подходе как следующем принципе закаливания. Каждый ребёнок вправе претендовать на индивидуальный подход. Мало того — любой иной подход является принципиально ошибочным. А всякая ошибка снижает эффективность и отдаляет достижение целей. Начиная, например, закаливающие мероприятия в детсадовской группе и знакомя детей с холодной водой, вы должны обратить пристальное внимание на многие нюансы:

  • есть ли в группе дети, недавно переболевшие или переносящие вирусную инфекцию "на ногах";
  • кто из них явно напуган предстоящим мероприятием;
  • нет ли в группе детей с уже отмеченной аллергической реакцией на холод (чаще, в виде "крапивницы");
  • все ли дети хорошо оделись после процедуры, и т.д., и т.п.

Задача несравнимо упрощается, если вы самостоятельно занимаетесь закаливанием собственного ребёнка: вы всё о нём знаете, многое можно предугадать, избавив его от разочарований, а себя — от ошибок. И всё же — давайте условно разделим детей на следующие группы:

  1. Практически здоровые
  2. Имеющие функциональные нарушения
  3. Имеющие хронические заболевания
  4. Ослабленные дети (восстановительный период после длительных заболеваний, травм)
  5. Дети, имеющие противопоказания к конкретному физическому воздействию (солнечные лучи, холод, влажный воздух)

Для детей 3-ей и 4-ой групп температура факторов воздействия должна быть выше, чем для детей 1-ой и 2-ой групп: по данным разных авторов — на 2-3-4 градуса. Соответственно, принцип поступательного воздействия здесь соблюдается следующим образом: площадь и время воздействия увеличиваются в два раза медленнее, и значительно уменьшается интенсивность воздействия.

Вернёмся ненадолго к физиологии, чтобы с её помощью понять — чего мы ждём, проводя регулярно закаливающие процедуры... При встрече с биологически значимым воздействием организм включает определённый стереотип реагирования — это так называемый безусловный рефлекс. Он закреплён наследственно, и является основой формирования условно-рефлекторных связей. Условный рефлекс, который нам так необходим — это изменение сосудистого тонуса в ответ на действие физического фактора (холодная вода, тепло, солнечные лучи, ветер), т.е. адекватное воздействию сокращение или расширение сосудов кожных покровов, или слизистых оболочек (при проведении местных процедур). Это обеспечивает баланс между процессами теплоотдачи и теплопродукции, а соответственно — защищает организм ребёнка от переохлаждения или перегрева.

Вот мы и подошли к следующему принципу закаливания — необходимость проведения процедур в поддерживающем режиме, т.е. постоянно, либо с нечастыми перерывами (не более 10 дней). Дело в том, что регулярно проводимые процедуры обладают эффектом тренировки. Этот эффект поддерживает "жизнь" драгоценного для нас условного рефлекса — адекватно меняющегося тонуса сосудов. Если сделать перерыв более 2-х недель — всё будем начинать сначала. А дети младше 6 лет могут гораздо быстрее потерять свои достижения. Поэтому в наших с вами интересах данный принцип закаливания называть проще — образ жизни. Ведь всем нам удаётся выработать у своего ребёнка привычку два раза в день чистить зубы, не правда ли? Или мыть руки перед едой? Или принимать душ перед сном? Или говорить "спасибо" и "здравствуйте"? И никому из детей в голову не приходит, что можно разучиться делать эти обычные вещи!

Следующим принципом закаливания является комплексность применяемых средств. Здесь необходимо отметить, что каждый фактор воздействия целесообразно применять в различных формах (общие и местные). Например, холодная вода: обливания, холодные ванны, полоскание горла... Или снег: ходьба босиком по снегу, растирание снегом... Это существенно разнообразит процесс, что особенно важно для детей, т.к. нам необходимо сохранить интерес к проводимым процедурам на долгое время. Повторим ещё раз, что на фоне положительных эмоций условные рефлексы вырабатываются значительно легче.

Многие авторы, говоря о принципах закаливания, отождествляют понятия "регулярность" и "систематичность". Позвольте нам с этим не согласиться.

Из Энциклопедий...
Брокгауз: "Регулярный (лат.) — правильный, постоянный".
Даль: "Систематичный — ход чего-либо, в последовательном порядке, разумное, правильное, обдуманное, постепенное".

О регулярности мы уже поговорили. А понятие систематичности в закаливании становится как бы объединяющим всё вышесказанное. Позвольте предложить следующее определение: систематичность в закаливании — есть соблюдение всех принципов его проведения, с обязательным чередованием общего и местного воздействия, динамичным подбором форм и средств, сочетанием с физическими нагрузками.

Несоблюдение систематичности в закаливании и самодеятельность, основанная на незнании и легкомыслии, влечет за собой истощение механизмов иммунной защиты — т.е. эффект с точностью до наоборот.

По принципам закаливания, надеемся, вопросов у вас не осталось. А о формах закаливания и о пользе их сочетания с физическими нагрузками мы поговорим в следующий раз. Это обширные темы, заслуживающие пристального внимания со стороны родителей.

Даже если на сегодняшний день вы ничего не знаете о формах закаливания, для начала предложите своему ребёнку умываться по утрам так: после чистки зубов ополоснуть лицо 4-7 раз настоящей холодной водой, и не бросаться сразу на поиски спасительного полотенца! Пусть ребёнок постоит 5 секунд с мокрым лицом, а вы у него спросите: "Правда, здорово, когда после умывания холодной водой по щекам бегут тёплые капельки?"

И сами вы должны в это верить... А если не верите — попробуйте!

Продолжение
Воробьёва Виктория, врач-педиатр,
Степанова Ирина, педагог,
гл. инструктор лаборатории реабилитации Дома здоровья "Воронцовский"
Статья предоставлена сайтом Дом здоровья "Воронцовский"