Очередное занятие в Детской развивающей школе «Дара». Странно, как будто бывают «неразвивающие» школы! Впрочем, сейчас что ни игрушка, то обязательно «развивающая»... Что уж о школе говорить! Менеджеры всех мастей зомбируют обеспокоенных родителей: не приобретешь «развивающее» — словно откажешься от развития своего чада! Маркетинговый ход, лично у меня вызывающий гримасу протеста. Занятие в группе... ну, конечно же, «раннего развития». Не «Петушок» какой-нибудь общеобразовательный, не «Звездочка» — чтобы родители, не дай Бог, не забыли, зачем пришли! Но, прошу прощения за не совсем лирическое отступление, речь пойдет о маленьком чуде, произошедшем во вторник примерно в 17.30 в самом модном «малышовом месте» нашего города.

Занятие подходило к концу, а значит, на пороге — сказка в исполнении педагога Светы. Но что это? Что за странный предмет появляется в Светиных руках? «Сегодня мы будем смотреть сказку с помощью фильмоскопа!» — говорит Света. Все садятся на стульчики напротив белой стены, выключается свет (успеваю прошептать дочке на ухо принцип работы аппарата), и... сказка начинается! И это не просто сказка «Репка». Сказочность развлечения детства, так неожиданно напомнившая о себе, незваная и совсем, совсем забытая.

Так странно, что артефакт детства способен настолько ярко и быстро оживлять в памяти то, что, казалось, ушло навсегда. Оживлять и заставать врасплох. Не знаешь, что и чувствуешь... Смятение. И радость памяти. Это было так здорово — вечер, друзья, простыня на стене, читаем по очереди. Очень важно читать с вы-ра-же-ни-ем! Хорошо помню диафильм про девочку и ее дочку-котенка. Удивление. Потому что совсем забыто и не вспоминается, даже слово «фильмоскоп» исчезло из лексикона. Грусть. От теплых воспоминаний и одновременно от осознания никчемности и технической отсталости фильмоскопа. Чудесный, милый, но... Так часто и у людей между собой бывает... Удовольствие. Спасибо Свете — шагая в ногу с современными методиками не забывать о старых добрых развлечениях. Такое может позволить себе только настоящий профессионал! И добрый человек.

На днях мы с дочерью впервые приступили к чтению большой книги. Такой, что читается перед сном, по 1-2 главе, а потом там, где остановились, нужно положить закладку. В моем детстве такие закладки делали на уроках труда к любому празднику: «тематические» — на 23 февраля и 8 марта. Были даже двойные (высший пилотаж!) — к полоске цветного картона сверху наклеивается белый с прорезями лист и цветной сквозь прорези проглядывал! Вспомнили? А может быть, у кого-то хранится такая... Так вот, засыпая, дочь, волнуясь, задала мне вопрос: «Мама, ты точно на „стоп“ нажала? А закладка — это „стоп“?». Современные технологии, как более совершенные, накладываются в восприятии ребенка на более простые в плане эксплуатации вещи. Простоту использования этих вещей ребенок не всегда готов принять сходу. Но взаимопроникновение старого и нового не только расширяет кругозор ребенка, но и дает представление о том, в каком мире выросли его родители.

Насколько это необходимо? Я не знаю. Но думаю, что для родителя это важно — вспоминать, пусть даже и через такие «спотыкалочки», как устаревшая техника и закладки для книг, свое детство. Вспоминая себя маленькими (наивными, любопытными, беззащитными), нам будет легче быть взрослыми — терпимыми, знающими, уверенными.

Cheshka, razinkovajulia@mail.ru