Содержание:

(по сказкам-крошкам Виктора Кротова)

Однажды... наступает прекрасный момент. Педагог замечает, что его дети уверенно и комфортно чувствуют себя, взяв в руки кисточку, пластилин или ножницы. Они легко придумывают и легко создают. И при этом не столько применяют знакомые способы, сколько свободно комбинируют их и экспериментируют в поисках наиболее интересных и удачных решений. Значит, его подопечные готовы к новым открытиям и сами открыты для творчества.

Однажды... наступает прекрасный момент. Педагог понимает, что от него дети тоже ждут чегото нового и оригинального.

Если такое "однажды" постучалось и в вашу дверь (или вы с нетерпением ожидаете его прихода), советуем познакомиться с творчеством современного философа, сказочника Виктора Кротова. Его сказки-крошки - это предельно образные мысли о мире и человеке, о жизни и времени, о преходящем и вечном... Удивительно, как много могут вместить в себя литературные миниатюры в 57 строк. В каждой - фантазийный герой (или 23 героя), действо и нравственная проблема. При этом эмоционально и точно очерчены внешний вид и характер. Метафорично, но доступно для постижения даже маленькими детьми задана фабула. Она же суть завуалированная и потому интригующая мораль. Эти сказки интересно слушать, но еще интереснее "оживлять" в рисунке, лепке, аппликации.

Вот лишь несколько сказоккрошек, наиболее полюбившихся детям на творческих занятиях в изостудиях ДОУ № 1951 и 1642 г. Москвы.

К содержанию

Лямба

Слизнячок Лямба ощущал все, что творилось в мире. И не мог понять, зачем люди мешают друг другу жить: воюют и дерутся. Сам он двигался осторожно, чтобы никому не мешать. Наконец, не выдержал Лямба и сказал: "Да хватит вам!" Все услышали эти слова, перестали вредить друг другу и стали помогать. Безобразия кончились, и Лямба успокоился.

Каждый ребенок находит свой собственный, неповторимый образ. Лямба - улитка, жучок, сороконожка, ползающая тарелка с антеннами, крошечная собачка и даже гномик или зеленый человечек.

Интересно, что звучание "имени" задает пластику образа. Лямба округлый, мягкий, плавный, без углов и прямых линий. В лепке он чаще всего напоминает улитку или какого-нибудь червячка, в рисунке - крошечного человечка, ящерицу, динозаврика. Маленькие дети пытаются найти сам образ сказочного существа. При этом тихонько, про себя приговаривают: "Лям-ба, Лям-ба, Лям-ба". Интересно, кто это такой, какой он? Старшие же стараются создать достаточно сложные сюжетные композиции: "Лямба в своем домике", "Лямба идет в гости", "Лямба встречает гостей", "Лямба везет на себе конфеты", "Лямба в лабиринте", "Лямба на вышке", "Лямба спрятался под цветком и наблюдает", "Лямба в космосе"... Дошкольникам доступен и нравственный смысл сказки. Они наделяют героя чертами доброго, миролюбивого существа: большие глаза, улыбка, спокойная динамика, культурная дистанция.

Малышам можно предложить эту сказку как одно из первых творческих занятий в лепке. Достаточно сжать размягченный кусочек пластилина или глины (теста) в кулачке, чтобы получилось необычное существо, и у каждого свое, особенное. Старшие дети на образе Лямбы могут осваивать скульптурный способ лепки. Сначала раскатать обобщенную форму - шар, ово-ид или цилиндр. А потом видоизменять ее всевозможными способами сплющивать, оттягивать, прищипывать, вдавливать, загибать и т.д.

К содержанию

Крямнямчики

Великий повар Кусини однажды испек крямнямчики. Такие вкусные, что на их запах собрался весь город. И каждый свежий крямнямчик тут же съедали. Кусини пек их неделю без перерыва, но сам ни одного не попробовал. Тогда он заплакал - и больше крямнямчиков не пек.

После знакомства с этой сказкой-притчей очень хорошо лепить и выпекать крямнямчики из теста, чтобы угощать всех знакомых. Даже воспользовавшись готовыми формами для выпечки, можно посвоему украсить крямнямчики орешками, изюмом, фруктами, налепами из жгутов, косичек, цветов.

Если же вылепить крямнямчики из соленого теста, обжечь или хорошенько высушить и разрисовать, получится чудесное угощение для кукол и материал для игры в магазин и семью.

Тема крямнямчиков просится в декоративное рисование и аппликацию. Удобно объединить два вида изодеятельности - сначала вырезать интересные формы из желтой, розовой, коричневой бумаги, а потом нарисовать на них тонкой кисточкой узоры.

А за работой можно еще раз вспомнить сказку и поговорить о щедрости, внимательности, доброте.

К содержанию

Паук Пафнутий

Паук ПафнутийНа сто километров вокруг искуснейшим мастером плетения паутины был паук Пафнутий. Питался он цветочной пыльцой. Многие попадались к нему в сеть, заглядевшись на ее узоры. Каждого он освобождал, угощал пыльцой и говорил с ним так ласково, что тут же становился его другом. И на всю жизнь между ними протягивалась невидимая паутинка.

Детям очень нравится изображать паутину. Делают они это по-разному, в зависимости от избранного материала и техники: рисуют карандашами, фломастерами, мелками, гелиевыми ручками; раскатывают тончайшие пластилиновые жгутики и выкладывают из них узоры; расшлепывают большой ком пластилина или глины в лепешку, растягивают ее в разные стороны (или раскатывают деревянной скалкой) и на образовавшейся плоской форме процарапывают рисунок; выкладывают из тонких веревочек, ниток, плетут из мягкой проволоки. Стараются сделать паутину красивой, дополняют основной узор паутины вкраплениями бусинок ("как росинки"), бисера, живописных декоративных пуговиц. Как правило, лепят цветы - на самой паутине или рядом с ней, иногда даже в вазе. На красивую паутину высаживают паука, тоже красивого, нарядного, всегда доброго. Обычно дети стараются изобразить "лицо" паука Пафнутия - большие глаза и улыбающейся рот. Старшие дошкольники пытаются передать зримыми деталями иносказательный смысл притчи: лепят какого-нибудь жука, пеструю бабочку или другого паука и соединяют их друг с другом ниточкой, тонкой линией или пластилиновым жгутиком.

К содержанию

Зеленушка

ЗеленушкаОдно зеленоватое привидение пугало всех подряд. Появлялось и днем, и утром, и на улице, и в магазине. Люди пугались и бежали - кто куда. Другие привидения упрекали Зеленушку: не пугай всех подряд, вон какую панику устраиваешь. "Я в людей не верю!" - отмахивалось привидение. Кончилось тем, что и люди перестали в него верить, а без этого привидения чахнут.

Общее во всех созданных приведениях только одно - зеленоватый цвет, да и тот разный. В лепке дети вспоминают способ получения мраморной окраски. К зеленому пластилину добавляют 1-2 небольших кусочка другого цвета (белый, серый, голубой, синий, розовый, желтый, черный, коричневый) и смешивают до образования причудливых разводов. Из "мраморного" пластилина лепятся фантастические привидения. Они переливаются, сверкают, извиваются. В рисовании дети с удовольствием изобретают способы получения нового цвета или оттенка: смешивают цвета (зеленый + белый, синий + желтый в разных сочетаниях); пытаются передать необычную фактуру: набрызгивают краску жесткой кисточкой или зубной щеткой, тампуют тряпочкой или губкой.

Тема привидений - удачный повод поупражняться в кляксографии, ведь на основе самых немыслимых клякс получаются великолепные привидения.

Эта же тема дает возможность познакомить детей с таким приемом лепки, как пластилиновая растяжка (рельефы) или рисование мягким пластилином.

В любом материале при любой изобразительной технике форма привидений чаще всего абстрактная - в виде какой-то сплющенной кляксы или амебы, иногда напоминает огородное пугало или колокольчик.

К содержанию

Божья коровка Пятнашка

Божья коровка ПятнашкаСамую веселую из божьих коровок звали Пятнашка. Она обожала игратьи больше ничем не занималась. "Как тебе не стыдно без-дельничать! - сказал ей строгий жук Дорми-донт. - Хоть бы молоко давала, как другие коровы". "Я не простая коровка, а Божья, - ответила Пятнашка. - Обычные коровы дают молоко, а я - радость. Пойдем поиграем?"

Иллюстрируя эту сказку, дети чаще всего изображают обоих героев. Пятнашка обычно маленькая, веселая, солнечная, яркая. Жук Дормидонт - большой, строгий, медлительный и неуклюжий. Но иногда бывает и наоборот - большая, на весь лист Пятнашка и маленький Дормидонт. В этом случае пропорции отражают либо разный эмоциональный отклик на героев, либо спонтанность сюжетного решения. Домысливая сюжет, дети усаживают Пятнашку на спину Дормидонту, выстраивают их "паровозиком", прячут Пятнашку под листик или цветок, чтобы Жук ее искал, рисуют между героями игрушки или какието предметы для общих игр и т. д.

Интересное наблюдение.

Довольно часто дети стремятся к объединению сказок в одной композиции. При этом они задают один сюжет как основной: Пафнутий качается в своей цветочной или радужной паутине. Зеленушка гонится за дяденькой, а он так испугался, что уронил пакет с продуктами, которые купил в магазине. И в этот сюжет вплетают отдельных героев или целые сцены из других сказок: Лямба ползет в гости к паучку Пафнутию; Пафнутий пригласил в гости Пятнашку, Дормидонта и Лямбу; Зеленушка пугает Пятнашку, а Лямба ее воспитывает.

Важный вывод.

Сказки-крошки помогают детям эмоционально, легко, непринужденно учиться решать сложные художественные задачи - строить композицию, передавать сюжет и взаимоотношения между героями.

И.А. Лыкова, кандидат пед. наук старший научный сотрудник лаборатории эстетического развития Центра "Дошкольное детство" им. А. В. Запорожца, г. Москва, ИД "Карапуз".