Содержание:

Что такое программа "двойного диплома"? Для одного это возможность получить "корочки" сразу двух факультетов одного вуза, для другого - "сумма" дипломов бакалавра и магистра. Но есть и третий вариант - возможность одновременно получить диплом отечественного и западного вузов. О последнем и пойдет речь.

Изначально большинство подобных программ, предлагаемых нашими вузами, было кальками западных аналогов, иногда вообще не учитывающими российскую действительность. Некоторые проекты таковыми и остались. Другие изменились, став двусторонними, что выгодно сразу и вузам, и преподавателям, и слушателям, и компаниям. Стратегия при выборе партнера у каждого вуза и бизнес-школы своя. Все зависит от целей учебного заведения и его специализации. "При выборе партнеров мы исходим из необходимости собственного четкого позиционирования в пространстве мирового бизнес-образования, - говорит Сергей Календжян, директор Высшей школы корпоративного управления АНХ при правительстве РФ. - Несомненно, заманчиво работать со школами первой мировой десятки. Но готовы ли мы к такого рода взаимодействию?"

"Это не всегда получается, - говорит ректор ИЭФ "Синергия" Михаил Иоффе. - Например, Оксфорд никогда не был заинтересован в партнерстве с кем-либо: туда и так едут студенты со всего мира. К тому же не все программы нам подходят. Есть огромное количество бизнесдисциплин, рассчитанных на многовековой опыт развитого капитализма, нам же интереснее начальный этап формирования рыночных отношений".

Выбор партнера зависит от уровня и особенностей предлагаемой программы. Если речь идет об "элитной" программе, ищут вуз из первой двадцатки; о первом высшем образовании - "средний" вуз, готовый работать по схеме 3+1, 2+2 (бакалаврская программа, когда 2–3 года студент учится в отечественном вузе, а остальное время - в вузе-партнере).

Существуют также программы, предполагающие полный курс в российском вузе (выезд за рубеж - по желанию студента). "Такая программа дает возможность получить полноценный диплом западного университета в Москве - не все могут позволить себе уехать на два года из страны", - отметила Елена Ракиткина, менеджер спецпроектов компании Eniro RUSM, выпускница Московской международной высшей школы бизнеса "МИРБИС" (ММВШБ "МИРБИС").

Что же дает сотрудничество отечественным вузам и бизнес-школам? "Западные партнеры - это гарантия качества бизнес-образования, источник современных методик, учебников, кейсов, примеров передовой западной бизнес-практики", - считает Михаил Зайцев, руководитель программы ЕМВА Института бизнеса и делового администрирования АНХ при правительстве РФ. "При взаимодействии с зарубежными партнерами мы заинтересованы в первую очередь в их know-how, опробованных технологиях, опыте работы с выпускниками, современных методиках преподавания, основанных на использовании активных форм обучения, - рассказывает Сергей Календжян. - Не секрет, что российские бизнес-школы существуют сравнительно недолго и имеют недостаточный опыт. Но зато мы можем не изобретать велосипед заново, а использовать наработки зарубежных партнеров".

"Если мы хотим интегрировать наших студентов в международное экономическое пространство, необходимо сотрудничать с западными школами, - отметил Михаил Иоффе. - Чтобы выйти на международный рынок образования, мы должны знать, какие программы и стандарты там приняты". Совместные проекты способствуют этому как нельзя лучше.

В свою очередь зарубежные вузы заинтересованы в расширении ассортимента своих программ, привлечении студентов, завоевании новых рынков. Это вынуждает их пристальнее присматриваться к российским коллегам, но и от отечественных учебных заведений требует встречных действий. "Наши университеты должны изменить свою стратегию и политику в пользу принятия иностранных студентов. Потому что условия в нашей стране во многом выгоднее, чем за рубежом, где за каждое движение влево-вправо надо заплатить по доллару. Наши условия более привлекательны для зарубежных студентов", - считает Дмитрий Шевченко, директор Центра маркетинга и информационного менеджмента Российского государственного гуманитарного университета.

Обучение иностранных студентов возможно по экономическим и бизнес-программам. Но по инженерным, медицинским и прочим специальностям стандарты образования слишком разные. Поэтому, прежде чем учить иностранца на строителя или хирурга, надо оценить, подходят ли ему наши образовательные стандарты.

Хорошим вариантом является стажировка, основанная на взаимодействии с зарубежными специалистами, компаниями и дополненная знакомством с бытом и атмосферой жизни в принимающей стране. Такой опыт необходим не только студентам. Многие бизнес-школы практикуют специальные стажировки для преподавателей. "Неформальные контакты между российскими преподавателями, участвующими в программе, и нашими западными коллегами дают бесценный опыт и косвенно способствуют повышению качества преподавания в целом", - отметил Михаил Зайцев.

Есть чему поучиться и у нас. Во время стажировки иностранные студенты посещают компании, изучают специфику рынка. Многие завязывают здесь контакты.

К содержанию

На чужой планете

Требования к перечню обязательных предметов и уровню их преподавания у нас и за рубежом разные. Например, отечественная программа МВА предусматривает 1000 часов в аудитории, а зарубежная - не более 400 аудиторных часов, остальное - самостоятельная работа.

Поэтому для совместных программ обычно выбирают компромиссный вариант. "Подписанию соглашений предшествует большая подготовительная работа по сопоставлению учебных планов и программ нашего вуза и школы-партнера", - отметил Михаил Зайцев. На согласование всех нюансов и поиск решения иногда уходит два-три года.

Проблема адаптации западных программ связана с невозможностью моментально перейти, например, на гарвардский метод обучения. К этому не готовы не столько преподаватели, сколько сами слушатели (как правило, они настроены на лекции и не готовы к тому, что упор будет делаться на получение практических навыков). Кроме того, выпускники отмечают, что программа "двойного диплома" подразумевает более серьезные по сравнению с российским аналогом требования к структуре дипломных работ, глубине и качеству представляемого материала.

Зарубежная часть программы - это не только новый опыт и знания, но и целый ряд психологических, этических и материальных проблем. Языковой барьер не единственная из них. В первый месяц учебы за рубежом студент из любой страны испытывает специфический шок - culture clash - из-за столкновения культур. Рассказывает Елена Зубкова, первый проректор по международным связям ММВШБ "МИРБИС": "Представьте себе человека двадцати лет, который оказался в другой стране, где свой язык, своя культура, нет ни одного знакомого или близкого человека. Да еще нужно на что-то жить и оплачивать общежитие университета. И никого не заботит, что тебе грустно, что приходится самому готовить еду, а если до конца недели не хватит денег, то надо, чтобы кто-нибудь тебя покормил. Это бытовые моменты. Но именно они очень важны в первые месяцы, пока студент не адаптировался к новым условиям". Материальные трудности действительно могут стать серьезной проблемой - порой стоимость пребывания в стране равна стоимости самой программы.

К тому же наши студенты не привыкли к системе свободного посещения, когда слушатель имеет право выбирать, на какие лекции ходить. Еще одна проблема - нормы поведения. Рассказывает Дмитрий Шевченко: "За границей можно спокойно сесть обедать за один стол с преподавателем, "поиграть с ним в шашки", но, когда начинается лекция, все сразу понимают, что существует субординация. У нас же, пообедав за одним столом, потом долго не могут разойтись. Мы не понимаем своих ролей: где начинается формальное общение, где неформальное, где работа, где досуг… А там все прекрасно понимают эти разграничения. У них иная ментальность. И с этим надо считаться".

К содержанию

Кому это надо?

Для студентов важна не столько "корочка", сколько новые горизонты, которые открывает обучение по программе "двойного диплома". "Получив у нас степень бакалавра, - говорит Дмитрий Шевченко, - студент может учиться в магистратуре в любой стране. К тому же наличие второго, зарубежного диплома значительно облегчает трудоустройство в России и дает возможность устроиться на работу за границей".

"На первой вводной лекции нас предупредили, что почти все слушатели программы по ее завершении сменят работу, - рассказывает Елена Ракиткина. - Так и получилось. Из небольшой компании, в которой была руководителем одного из отделов продаж и занималась оперативной работой, я перешла в крупную компанию, где начинаю новый масштабный проект в сфере В2В".

Конечно, программы "двойного диплома" более востребованы сотрудниками транснациональных компаний, для которых не важно, из какой вы страны, а важны навыки ведения бизнеса в мировых масштабах и языковая подготовка. Если говорить о конкретных специальностях, диплом западного вуза стоит получать людям, работающим в таких универсальных областях, как менеджмент организации, маркетинг, логистика. А тем, кому нужны специальные знания, учитывающие экономические и законодательные особенности страны, все-таки стоит подумать о дипломе отечественного вуза.

Наталья Клименко
Статья из сентябрьского номера журнала
Карьера