Содержание:

К содержанию

Что такое детский аутизм?

Ранний детский аутизм - один из феноменов, кажущийся загадочным. Ребенок с легкостью разбирается в шахматных схемах и беззащитен перед самым неопытным соперником; стремится к общению - и делает все возможное, чтобы избежать контакта с людьми; выполняет акробатические сальто на спинке дивана - и с трудом учится завязывать шнурки на собственных ботинках.

Страдающим этим синдромом труднее всего дается одно из базовых стремлений человека - умение общаться с другими. Если вам интересно присмотреться к некоторым сторонам развития личности или вы хотите знать, почему некоторые дети кажутся особыми, то написанное ниже - для вас.

К содержанию

Что со мной?

Многие специалисты придерживаются точки зрения о врожденности раннего детского аутизма, другие считают, что его причина в какой-либо эмоциональной травме, которая произошла в первые дни или месяцы после появления ребенка на свет. В российской психологической школе наиболее распространено представление о том, что происхождение данного синдрома связано с недостаточностью нервной системы ребенка, которая может быть вызвана широким кругом причин, от генетической обусловленности до врожденных нарушений обмена веществ.

Считается, что ребенок рождается с особенностями, к которым он вынужден приспосабливаться в течение своей жизни. Вот они.

Повышенная чувствительность к разного рода стимулам (болезненная реакция на обычные звук, свет и прикосновение).

Ранимость при контакте с другим человеком (ребенку тяжело переносить слишком частое или интенсивное общение с близкими).

Эти две особенности ребенка сами по себе не являются прямой причиной дальнейшего развития аутистического поведения. Просто окружающий мир не может обеспечить чувство безопасности столь ранимому и мало выносливому в эмоциональном плане ребенку. В результате малыш вынужден ограничивать свое взаимодействие с миром и людьми.

К содержанию

Мне нужна защита

Страхи - одна из основных проблем аутичных детей. Они - следствие повышенной ранимости таких малышей и не всегда понятны окружающим. Ребенка могут испугать ощущения от дырки на колготках, звук, исходящий от кофемолки. Один мальчик, описываемый в книге "Аутичный ребенок", в четырехлетнем возрасте боялся входить в свою комнату. Когда он смог говорить, то объяснил взрослым, что его пугал непереносимо резкий луч света, падающий из окна на плинтус.

Вот основные способы защиты аутичных детей, поддерживающие их чувство безопасности.

Аутичный ребенок стремится сохранить постоянство своего существования, поэтому многие действия он повторяет бесчисленное количество раз в неизменных формах. Это могут быть однообразные раскачивания, прыжки, постукивания, произнесение одних и тех же звуков, слов и фраз, манипуляции с предметами, одинаковые игры, разговоры на одну и ту же тему, рисунки с неизменными сюжетами. Благодаря таким действиям он получает необходимые впечатления и заглушает неприятные эмоции, которые могут быть вызваны непереносимыми для него изменениями внешнего мира.

Ребенок выстраивает барьеры при контакте с близкими. Самой прочной защитой, характерной для детей с самой тяжелой формой синдрома, будет избегание какого-либо общения со взрослым. Самой легкой - чередование стремления малыша быть с родителями с отказом принимать взрослого в свою игру.

Обычно дети, которые не хотят исполнять требование взрослого, говорят об этом родителям - при условии, конечно, что последние готовы их выслушать. Аутичному ребенку труднее выразить отказ словами. Не устраивающее его предложение взрослого может вызвать у ребенка агрессию, направленную на себя или вовне.

К содержанию

Как я расту?

Умственное и физическое развитие ребенка происходит с другими людьми и для других людей.

Аутичному ребенку важно получать удовольствие самому, не взаимодействуя открыто с другими людьми. Поэтому интеллектуальный и двигательный потенциал, который присутствует у ребенка, реализуется в тех сферах, в которых малыш обходится без другого человека или по крайней мере без прямого контакта с ним.

Двигательное развитие. У ребенка медленно формируются бытовые навыки. Зато активно пополняется арсенал однообразных движений и манипуляций с предметами. Такой ребенок будет неуклюж в действиях, совершаемых для пользы. Однако проявит исключительную ловкость в свойственном ему поведении. Например, может перенестись, как акробат, с подоконника на стул, долго удерживать равновесие на спинке дивана.

Восприятие. Обычными для таких детей являются перебирания пальцами перед глазами, игра с бликами, тенями. Вычленение света, цвета, формы, ощущений своего тела у обыкновенного ребенка является первой ступенью для организации движения и более сложных форм восприятия, а для аутичного - становится объектом самостоятельного интереса.

Речь. Если в норме речь развивается как форма общения, выражения потребностей и желаний, то у аутичного ребенка речь прежде всего источник стимуляции самого себя. Последний будет увлеченно играть звуками, слогами и словами, рифмованием, пением, декламацией стихов, однако не сможет прямо обратиться к маме и попросить ее о чем-то, что ему необходимо.

Мышление. Мышление аутичного ребенка может развиваться в рамках такой ситуации, когда он полностью контролирует происходящее. Он может разворачивать одни и те же мыслительные схемы, однако ему сложно приспосабливаться к ежесекундно меняющемуся миру, непостоянству намерений другого человека. Ребенка, который упивается воспроизведением классических шахматных композиций, поставят в тупик ходы самого слабого партнера, действующего по своей, не известной заранее, логике.

К содержанию

Взгляд со стороны

Детей, которых называют аутичными, можно разделить на 4 группы1.

1Данная классификация разработана Никольской

  1. Страдающие самой тяжелой, первой формой аутизма производят загадочное впечатление своим отрешенным и, тем не менее, часто лукавым и умным выражением лица. Они не откликаются на просьбы и ничего не просят сами, часто не реагируют даже на боль, голод и холод, не выражают страх в ситуациях, в которых испугался бы любой другой ребенок.
  2. Они не могут ни активно взаимодействовать с людьми, ни активно от них защищаться. Их реакция на обращение родителей - это уклонение от направленного в их сторону движения, плавное отведение взгляда от человека, который пытается посмотреть им в глаза. Если взрослый делает продолжительные попытки прямо вступить с ними в контакт, они могут начать кричать и проявлять агрессию по отношению к себе.

    Их практически единственный путь получения впечатлений от мира - это полевое поведение. Оно заключается в перемещениях, которые определяются структурой пространства. Не ребенок идет куда-то, а вещи заставляют его передвигаться в определенном направлении: ковровая дорожка уносит его вглубь коридора, открытая дверь втягивает в другую комнату, ряд стульев провоцирует перепрыгивание с одного на другой и т.д.

    Эти дети не говорят. Часть из них начинает говорить в раннем возрасте, но к двум с половиной - трем годам речь постепенно или резко исчезает. Такой ребенок не только не произносит слова, но также не использует жесты, мимику, изобразительные движения.

  3. Лицо детей, которых специалисты относят ко второй группе, выражает страх, для них характерна скованность в движениях. Случайно встретив чей-то взгляд, они могут резко отвернуться, вскрикнуть или закрыть лицо руками.
  4. У этих малышей рано формируется избирательность во всех сферах жизни, еде, одежде, неизменности маршрута, по которому они привыкают добираться до дома. Они не переносят изменений обстановки в квартире. Однако в отличие от предпочтений ребенка, не страдающего аутизмом, привычки таких детей фиксируются очень узко и жестко, любая попытка расширить их диапазон вызывает ужас.

    Они стараются не отпускать родителей от себя и заставляют действовать последних привычным способом. Попытки взрослого не выполнить их требования могут провоцировать усиление однообразных действий и агрессию, направленную ребенком на себя.

    Такие дети проявляют активность и изобретательность в получении приятных ощущений. Они захвачены движениями своего тела и однообразными манипуляциями с предметами.

    Это говорящие дети, они могут использовать речь, чтобы выражать свои желания. Однако слова и фразы усваиваются ими в виде готовых штампов и жестко связаны с ситуациями, в которых они были выработаны. Бедность речи, направленной на общение со взрослым, часто сочетается у таких детей с любовью к стихам и словотворчеству, от которого они получают удовольствие.

  5. Дети, у которых определяют третью форму аутизма, выглядят уже не отрешенными, не отчаянно отвергающими окружающее, а скорее сверхзахваченными своими стойкими интересами. Их лица выражают энтузиазм: блестящие глаза, застывшая улыбка; их движения однообразно порывисты.
  6. У детей третьей группы так же, как и второй, рано появляются неизменные привычки. Однако они не так внимательны к детальному сохранению постоянства окружающей их обстановки, для них важнее отстоять неприкосновенность своих собственных программ поведения.

    Они рано набирают большой словарный запас, начинают говорить сложными по форме фразами. Однако столь богатая речь в основном используется ребенком для необычного "диалога" со взрослым. Они любят говорить о том, что имеет для них негативную окраску, - о пожарах, бандитах или помойках, рисуют крыс, пиратов и т.д. Это, как правило, вызывает яркую реакцию взрослого и позволяет ребенку испытать острые ощущения, которых он ищет.

    Когда такой ребенок говорит, вначале может показаться, что он обращается к собеседнику, а на самом деле его взгляд направлен "сквозь" человека; он произносит слова быстро, не заботясь о том, чтобы быть понятым.

  7. Дети, принадлежащие к четвертой, самой легкой форме аутизма, внешне выглядят физически хрупкими, легко утомляющимися, скованными, неловкими. Для них характерна вялость, которая легко сменяется перевозбуждением. На их лицах часто застывает выражение тревоги, растерянности и неуверенности в себе.
  8. Эти дети проявляют инициативу в общении и способны смотреть в лицо собеседнику, но контакт носит прерывистый характер: они держатся рядом, но могут полуотворачиваться, и взгляд их часто уплывает в сторону, чтобы затем вернуться к собеседнику.

    Их речь замедленна, бедна и аграмматична, интонация затухает к концу фразы, однако она используется для построения диалога с людьми.

    Такие дети также не отказываются от общения, в котором инициатива исходит от взрослого, однако такая форма взаимодействия их очень быстро утомляет.

    Им не свойственны ни полевое поведение, ни однообразные манипуляции с предметами или собственным телом, ни захваченность пугающими их сюжетами. Они часто проявляют большие способности в сферах, не связанных с речью: музыке, конструировании. Их стремление к постоянству выражается в стойкой приверженности одним и тем же интересам.

    Детей четвертой группы отличает следующая особенность. Они нуждаются в постоянной поддержке и одобрении близкого человека. С ней они могут свернуть горы, без нее кажутся беспомощными.

К содержанию

Я боюсь идти дальше, или сказка про аутичного малыша

Жил-был мальчик. Он очень хотел научиться танцевать и поэтому отправился в танцевальную студию. Он пришел на занятия группы для начинающих. Там он научился делать простые движения, а потом стал составлять из них простые схемы, так же как и все другие мальчики и девочки. Он быстро освоил первый уровень и решил перейти в группу продолжающих. И тут с ним произошла неожиданная вещь. Часть движений ему далась очень легко, и он перегнал в их исполнении лучших учащихся из своей группы, а некоторые новые "па" ему показались слишком сложными и не понравились. Из-за этого он не смог танцевать так же, как все. И ему понадобилось создавать свой собственный танец...

Аутичный ребенок рождается и начинает "танцевать" по своему пути развития и осваивать некоторые "па", из которых складывает свои первые схемы. Но в какой-то момент "решает", что некоторые па из нового репертуара для него слишком сложны, и начинает совершенствовать "движения", которые были им выучены на предыдущих этапах. И тогда схема нового танца удаляется от "стандартной" и кажется внешнему наблюдателю искаженной по отношению к той, которую "исполняет" не аутичный малыш. Чем на более ранней стадии ребенок не смог освоить всех "нужных па" и чем сложнее ему их выучить при поддержке близких, тем к более тяжелой форме аутизма его отнесут психологи-диагносты.

Что останавливает ребенка на пути развития? - Чувство страха.

Ребенок первой группы, кажется, не боится, а на самом деле пугается мира людей и предметов настолько, что делает только первые шажки в своем развитии и останавливается. Ребенок второй группы - пленник страха, который позволяет ему выстраивать очень узкие коридоры для своего общения с миром. Ребенок третьей группы пытается победить страх, но у него это не получается до конца: он делает из своих непережитых страхов игру по вызыванию негативных ярких эмоций у окружающих, и идет чуть дальше в своем развитии. Ребенок четвертой группы не боится, когда рядом мама, а без ее поддержки чувствует свою несостоятельность.

А теперь - окончание сказки.

Наш герой продолжает танцевать. Ему нравится это занятие. Но ему очень грустно. Ему очень хочется танцевать вместе с другими, но из множества танцоров, его окружающих, он не может найти себе пару. Некоторые свои па он отточил лучше других, но другие совсем простые ему никак не даются, и никто до конца не может понять его танец. Так знайте же его секрет! Он ищет волшебника, который разгадает тайну его движений, раскроет что-то очень важное, о чем танцует малыш, побудет вместе с ним и научит тем па, которые тот еще не освоил. И может быть, расскажет другим людям, в чем суть танца талантливого одиночки...

Сначала лучше разобраться, почему другому человеку плохо, а потом помогать. Первым, уважаемые читатели, мы занимались с вами на протяжении всей статьи. О том, как распознать ранний детский аутизм и как воспитывать особенного ребенка, - в следующей статье.

Детей, которых называют аутичными, можно разделить на 4 группы1.

Рекомендуем почитать:

  • Психологическая помощь при ранних нарушениях эмоционального развития / Сост. Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг.
  • Карвасавская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми.
  • Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи.

Автор статьи выражает благодарность кандидату психологических наук Елене Ростиславовне Баенской и доктору психологических наук Александру Леонидовичу Венгеру за интересные и содержательные консультации.

Софья Гепштейн
психолог
Статья из номера за июль-август журнала
Наш любимый малыш