Из всего, что люди могут делать и делают, самое важное - "протаптывать тропинки" друг к другу. С каждым разом ходить по ним все легче и интереснее.
А. Чалый

Однажды вместе с первоклашками в школе появилось несколько неравнодушных родителей. Быстро объединившись в родительский комитет, они пришли ко мне с вопросом:

- Почему наши дети с огромным энтузиазмом развешивают на стенах квартир плакаты и постеры с изображениями артистов и певцов, наделяют их самыми высокими званиями "мегазвезд", "фанатеют" от них, а к учителям относятся или с опаской или с пренебрежением?

Ответ напрашивался сам собой:
- Артистам создают привлекательный образ, а постеры с их изображениями неизменно яркие и красочные, лица их всегда радостно улыбаются. Это манит детей и притягивает.

- Что мешает нам создать такой же привлекательный образ учителя?

Я на минуту задумался, и был вынужден ответить:
- Ничего не мешает.

- Так давайте делать. Пусть наши дети "фанатеют" от учителей, и внимают каждому их слову, широко открыв свои удивленные глаза.

И ведь сделали. Они переговорили с каждым учителем в отдельности, пригласили фотографа...

В результате, в актовом зале школы появилась галерея учительских портретов. Учителя расстались со своими "назидательными масками": улыбались, смеялись и излучали доброжелательность. Каждый портрет сопровождался небольшим текстом, сообщавшим об их умениях и увлечениях. Кто-то писал стихи, кто-то делал вкусные котлеты, а кто-то умел от души дурачиться!

Результат не заставил себя долго ждать. В скором времени у каждого учителя среди учащихся появились последователи и восторженные почитатели. Любители котлет устраивали дегустации, стихи несли тем, кто мог их оценить по достоинству, театр организовали те, кто умел и хотел хорошо веселиться. Возникли кружки, дискуссионные клубы, клуб Интернет-путешественников, художественные и модельные студии... Поводов для признания и одобрения детей сразу оказалось более чем достаточно.

В школе закипела нормальная человеческая жизнь. Кстати, многие увлечения возникали прямо во время учебного процесса - сказывалось всеобщее пристальное внимание к этой важной области школьной жизни. Если вы заглянете к учителю литературы, то она вам непременно расскажет следующую историю:

- Все началось с чтения рассказа Брэдбери о девочке, которая никогда не видела Солнца. Рассказ произвел на детей такое сильное впечатление, что всем захотелось, чтобы "солнца" вокруг них стало как можно больше. Именно тогда и появилась эта замечательная идея: делать фотографии ярких "солнечных" пейзажей и вешать их на стены класса. Теперь уже ими вся школа украшена. А знаете, как в пасмурную погоду или когда просто плохое настроение, наши глаза тянутся к этим ярким снимкам? Не передать!

Что же думают обо всем этом сами учащиеся? Послушаем?

- У нас оказалось много общего с учителями. Это создает атмосферу доверия и безопасности, почти как дома.

- Я бы очень нескоро познакомилась с учительницей географии. Она работает в старших классах. А ей так нравятся мои стихи. Свои она тоже дает мне почитать. Приятно, когда знаешь, что ты не одна такая!

- Я уже в выпускном классе, а ближе всех мне оказалась учительница из начальной школы, с ней мы разыгрываем анекдоты на сцене про школьную жизнь. Когда я слышу, как хохочет зрительный зал, я сам чуть не падаю от смеха. Такие десятиминутные представления дают мне огромный заряд энергии, после них я готов "горы свернуть".

Нечто подобное может сказать почти каждый ученик. Основная мысль их высказываний - они смогли найти друг друга, найти самое главное - круг своего общения. Но возникает законный вопрос: не обременительно ли все это для учителей, которые и так перегружены - дальше некуда. Надо дать слово и им:

- Нет, не обременительно. Ведь делаем именно то, что и самим нравится. Никто не заставляет, никаких планов, отчетов и какого бы то ни было принуждения. Знаете, как говорят: для лакомого кусочка - всегда найдется уголок или минутка. По существу, мы вместе рисуем "каракули", да еще при этом и нахваливаем друг друга.

- А я люблю смеяться над анекдотами, так ко мне со всей школы приходят рассказать что-нибудь новенькое. Наверно, им нравится, как я смеюсь, да мне и самой нравится это делать. Веселимся, что ж тут обременительного?

- Никакой "тяжелой ноши" нет, мы лишь "раскрашиваем нашу жизнь цветными карандашами". Надо признать, раньше она была ну уж очень черно-белая.

Мне не раз приходилось наблюдать, как учителя, рассматривая свои портреты, впервые вывешенные в таком количестве и в таком качестве, говорили: "Так вот мы какие!". Похоже, они сами были удивлены не меньше своих подопечных. В психологии есть известное всем явление: люди стараются соответствовать в большей степени тем обязательствам, о которых ими заявлено наибольшему числу людей. Выражения учительских лиц на портретах оказались тем самым обязательством. Они и на самом деле становились добрее, жизнерадостнее и веселее, даже не замечая этих изменений за собой. А дети заметили и откликнулись таким же отношением.

Есть такой тест: детям предлагаются карточки с обозначенными на них различными видами деятельности. Например: сходить в кино, порыбачить, помочь родителям, сходить в гости, прочесть книгу и т.д. Таких карточек - всего 20. Среди них есть та, ради которой все и затевается, на ней написано "учиться в школе". Тестируемым предлагается пронумеровать их все, расположив в порядке убывания привлекательности того или иного занятия.

По тому, какой номер присваивается ребенком "школе", легко вычисляется степень выраженности у него школьной фобии. Чем она выше, тем сильнее стресс получает ученик при каждом ее посещении. Конечно, я провел такое тестирование среди учащихся. За полгода привлекательность школы для детей передвинулась с 16-18 места на 3-5!

Общее мнение учителей: работать на уроке стало намного легче. И вот почему. Стоит кому-то из учеников завозиться или зашуметь не во время - его тут же останавливают свои же одноклассники: "Ты что, она такие котлеты умеет делать!". Оказывается, этого вполне достаточно. Авторитет!

Родительский комитет (коллектив неравнодушных родителей) был в восторге от достигнутых результатов. Мысль о том, что можно сделать что-то еще, не давала им покоя. К началу следующего учебного года у них уже были новые предложения.

Чем дольше я работаю в школе, тем больше убеждаюсь: основная проблема нашего образования кроется в одной единственной причине - родители, отдающие своих детей в школу, не знают, собственно, чего от нее можно хотеть. Хотелось бы верить, что опыт обычной краснодарской школы поможет многим родителям восполнить этот пробел, увлечет и подвигнет их к активным действиям.

Алексей Чалый, a.i.psiholog@rambler.ru.
психолог
Г. Краснодар