Первую часть можно прочитать здесь.

Если погода неважная и на природу не тянет, можно отправиться и в обыкновенный музей. Но очень часто посещение музея строится следующим образом: мама решительно тянет малыша от картины к картине и настоятельно требует, чтобы он восхищался шедеврами искусства, а бедный кроха мечтает лишь о той счастливой минуте, когда снова окажется в родном дворе на любимых качелях.

Ходить в музей с ребенком - дело сложное и хлопотное. Прежде всего, обязательно подробно объясните малышу, куда и зачем вы идете. Иначе он может, например, подумать, что вы попали в магазин и начать требовать купить ему "Девочку на шаре". Или испугается скелетов динозавров в палеонтологическом музее, решив, что эти чудища могут его съесть.

Перед тем, как идти в художественный музей, стоит заранее рассказать ребенку о том, кто такие художники, какие бывают картины, Если вы регулярно смотрите с малышом репродукции или слайды, он с радостью будет узнавать в музее знакомые картины. Но если малыш, едва взглянув на полотно, равнодушно выпаливает его название и автора и проходит дальше, это ужасно. Пусть уж лучше он совсем ничего не знает о жанрах, стилях и художниках, но умеет искренне и непосредственно восхищаться искусством.

Ни в коем случае не навязывайте детям свои вкусы. Ребенок вовсе не обязан любить "Боярыню Морозову" Сурикова или Давида Микеланджело только потому, что это великие произведения искусства. Большинство детей, кстати, абсолютно равнодушны к творениям старых мастеров. Им гораздо ближе и понятнее творчество импрессионистов, Матисса, Пикассо, Сезанна. Лишенные академизма, яркие и лаконичные, их картины созвучны детскому сознанию.

Как только вы почувствуете, что малыш заскучал, заканчивайте. Вам, конечно, не хочется тащиться через весь город только для того, чтобы посмотреть "Красных рыбок" Матисса, но чем меньше картин увидит малыш за один раз, тем лучше он их поймет, почувствует, и запомнит. Если вы хотите воспользоваться случаем и побродить по музею сами, выбирайтесь на экскурсию вместе с папой или объединитесь с другой мамой и после того, как детская программа будет закончена, пройдитесь по экспозиции по очереди, пока дети будут пастись на ближайшем бульварчике.

Время от времени напоминайте малышу об экскурсии, если захочется, можно поиграть в музей дома: подготовьте экспозицию из открыток и репродукций, вместе с ребенком смастерите рамки или паспарту из бумаги, сделайте подписи к картинам. Отдельно можно оборудовать "зал современного искусства". Угадали, чьи полотна там будут выставлены? Кстати, можно пригласить принять участие в выставке и других "современных художников", тогда экспозиция будет еще интереснее.

Не стоит зацикливаться только на художественных музеях. Можно сходить в Политехнический, здесь малыш сможет удовлетворить свое любопытство и посмотреть, как устроен двигатель автомобиля и нефтеперегонный завод, телефонный аппарат и водонапорная башня. В первую очередь здесь, конечно, понравится мальчикам. Во многих технических музеях можно посмотреть, как действуют модели. Приготовьтесь к тому, что чадо, скорее всего, захочет и дома соорудить чудо-приборы. Так что придется запасаться подходящими конструкторами, строительными материалами и книгами для юных Кулибиных.

Современные дети, особенно в больших городах абсолютно не представляют себе, откуда берется еда в их тарелках. Поэтому очень полезно время от времени водить малышей в музеи, связанные с сельским хозяйством. В Москве, например, есть великолепный музей имени Тимирязева, где можно узнать все о том, как сажают и выращивают фрукты, овощи и злаки, собирают и хранят урожай. Детям будет любопытно узнать, как называются профессии сельских тружеников, какие машины они используют. На ВВЦ сохранились павильоны животноводства и пчеловодства. Здесь можно познакомиться с живыми козами и коровами, посмотреть, как их доят и узнать, как делают масло и сыр. А можно поглядеть, как живет в улье пчелиная семья, попробовать сотового меда, посмотреть, как работает пасечник.

Устроить улей дома, конечно, не получится, но можно сочинить сказку про пчелок, нарисовать, как устроен их дом. А может, придумать увлекательную историю о приключениях зернышка, побывавшего и в колоске, и на элеваторе, на мельнице и превратившегося, наконец, в румяную булочку? (Если есть желание, можно даже изготовить великолепную настольную игру с фишками и кубиком). И уж конечно, будьте готовы к тому, что после такой экскурсии на ваших подоконниках разместится целая теплица. Помогите малышам вырастить подсолнух, фасоль, пряную зелень. Если хватит терпения, можно даже дождаться семян и через год высадить уже "селекционные сорта".

Дарвиновский музей понравится юным любителям природы. Сюда, кстати, стоит захватить бумагу и карандаши и предложить малышу порисовать зверей и птиц, благо ведут они себя здесь гораздо спокойнее, чем в зоопарке. Только не требуйте от ребенка сходства, главное, чтобы он спокойно посидел и внимательно рассмотрел зверушку. Если дети маленькие, не стоит рассказывать им, что в музее выставлены чучела убитых животных, это будет для них слишком тяжелой травмой. Совсем крохотным скажите, что звери просто смирно сидят, тем, кто постарше - что это копии. Можно рассказать детям о повадках животных, о том, как они заботятся о потомстве, что едят и как зимуют. А можно устроить "тематические экскурсии". Например, найти всех обитателей Терема-Теремка или всех зверей, которых вылечил Доктор Айболит. Если в музе продаются наборы открыток, не пожалейте денег и купите. Тогда дома вы сможете вместе с детьми сделать замечательный альбом, путеводитель по музею или даже "научный отчет" об увлекательной и полной опасностей экспедиции в дебри Амазонки или Уссурийскую тайгу.

Такие игры можно придумать и устроить и в любом другом музее: этнографическом, историческом, театральном. Главное, чтобы посещение музея не было каким-то чужеродным событием, вырванным из привычного ритма жизни малыша. Никогда не навязывайте ребенку свои вкусы и интересы, будьте чутки к его настроению. И не надо превращать экскурсию в нудный продолжительный урок, пусть лучше это будет веселая, увлекательная игра, продолжения которой малыш с нетерпением будет ждать.

Ася Штейн, asya_shtein@mtu-net.ru, филолог-классик.