Содержание:

Современная начальная школа движется в сторону унификации программ и требований, а современные дети, наоборот, все меньше соответствуют каким-то единым стандартам. Примерно в такой же ситуации были американские школьники и их родители примерно 30 лет назад. Вот как решал образовательные проблемы своих детей американский психиатр Стивен Камарата.

Домашние задания

В современном образовании есть две главные проблемы, которые необходимо решить родителям. Первая: все более иррациональная, ускоренная программа, из-за которой дети вынуждены учиться (а родители — учить их) задолго до того, как созреет их развивающийся разум. Проблема вторая: поточный процесс, основанный на возрасте, а не на возможностях ребенка. У этих проблем есть несколько решений, которые укладываются в два принципиальных пути.

К содержанию

Договариваемся с учителем в обычной школе

Путь первый: родители могут действовать в рамках имеющейся школьной системы и вместе с конкретными учителями адаптировать обучение под потребности своего ребенка. Все хорошие учителя интуитивно чувствуют интеллектуальный уровень своих учеников. К сожалению, им часто мешает бюрократия, но все-таки это возможно. Мы с женой способствовали тому, чтобы наших детей учили именно так.

Например, когда наша младшая дочь Джейн училась в начальных классах одной из нэшвиллских государственных школ, были введены единые стандарты и программы. Одним из новых требований было выполнять домашние задания по единому образцу. Это значительно увеличило «бумажную работу», которую Джейн приходилось делать каждый день.

Еще хуже было то, что задания в этих распечатках не имели смысла с точки зрения развития. Например, во втором классе в них были включены такие задания, как определение времени, упражнения с числовыми осями, сложение и вычитание, умножение и деление. Распечатки давались в несвязанном порядке и без разумной цели — за исключением единственной: повысить результаты тестов.

В тот момент Джейн была готова изучать сложение и вычитание. Я считал, что пока дочка хорошо не освоит эти действия, нет смысла переходить к умножению и делению. Поэтому я встретился с учительницей и попросил изменить домашнее задание для моей дочери. Но по правилам требовалось выполнение обязательного домашнего задания. Поэтому я делал так: после того, как Джейн выполняла задания на сложение и вычитание, я решал оставшиеся примеры и ставил свою подпись, чтобы было понятно — это не ее работа.

Увы: я был далеко не единственным родителем в нашем округе и стране, кто делал домашнюю работу за своего ребенка. Множество исследований показывает, что некоторые родители выполняют до 75% или даже полностью домашнюю работу своих детей по тем же причинам, что и я. Сегодня в школах задают слишком много уроков, содержание программы безнадежно запутано, поэтому родители сидят с детьми и прямо или косвенно подсказывают им ответы домашнего задания.

Постепенность и последовательность изучения математики в случае Джейн оправдала себя. К старшим классам Джейн выполняла подавляющее большинство заданий без моей помощи. Неофициальный опрос родителей других учеников ее класса показал, что многим из них приходилось помогать детям в гораздо большем объеме.

Решение проблемы: взаимодействовать с учителями и стараться индивидуализировать уроки. Полезно понаблюдать, как ваши дети делают домашнее задание и отметить, что у них получается хорошо, что дается труднее, а чего они просто не могут делать. Договоритесь с учителями, чтобы ребенок выполнял легкие и умеренно сложные задания, а трудные оставил на потом — пока не будет готов.

К содержанию

Частная школа или домашнее обучение

Второй путь — искать альтернативные варианты обучения. Чтобы решить проблему расхождения между обязательной школьной программой и образовательными потребностями ребенка, родители могут найти школы, работающие по системе Монтессори, Вальдорфа и другие, которые индивидуализируют свои программы.

Другие родители используют в качестве альтернативы семейное обучение. Когда-то дети обучались дома потому, что в программах государственных школ не учитывались религиозные убеждения и ценности. Сегодня все больше программ домашнего обучения разрабатываются исходя из индивидуальных особенностей ребенка.

Семейное обучение подходит не всем, и родителям могут оказаться не по плечу функции учителя. С другой стороны, для родителей, которые готовы взять на себя эти обязанности, домашнее обучение может оказаться прекрасной альтернативой другим видам образования.

Некоторые наши дети учились дома, пока мы искали для них подходящий вариант в системе образования. Я преподавал им географию, математику и естественнонаучные дисциплины, а моя жена, которая была основным учителем, вела все остальные предметы, в том числе историю, литературу, обществознание и так далее. Мы купили программу домашнего обучения, которая очень помогла нам при планировании уроков. Для нас домашнее обучение было экстренным средством, а не основным методом. Однако мы рады, что у нас была такая возможность.

В качестве еще одной альтернативы можно рассматривать частные или религиозные школы. Но имейте в виду, что в некоторых из них «поточного» обучения и распечаток может быть не меньше, чем в государственных. Так что обязательно выясняйте, чему и как в них учат. Не думайте, что если школа частная или религиозная, то она обязательно подойдет вашему ребенку.

Программа начальной школы

К содержанию

Начальная школа: что делать родителям

Независимо от того, какой путь вы выберете, главное — активно участвовать в образовании детей. Просто отдать их в школу и думать, что все будет хорошо, в лучшем случае рискованно!

  • Будьте готовы принимать активное участие в учебе своего ребенка и не бойтесь вносить изменения — особенно в правила выполнения домашней работы, — если так вам подсказывает интуиция и здравый смысл.
  • Американская система образования и Единые образовательные требования разработаны с целью повысить результативность тестов, а не обеспечить вашему ребенку положительный опыт и успех в обучении. «Натаскивание на тесты» ведет к тому, что дети изучают разрозненные и бессмысленные темы. Убедитесь, что ваш ребенок освоил основные навыки (например, сложение, название букв) и уверенно пользуется ими. Только после этого переходите к следующему шагу.
  • Если ваш ребенок готов к изучению дальнейшего материала, не сдерживайте его. Большинство детей движутся быстрее по одному предмету (например, чтению) и медленнее по другому (например, математике). В третьем классе один из моих детей читал на уровне второго класса, но решал задачи по математике за пятый. Редкий ребенок точно соответствует уровню класса по каждому предмету. Дайте ему работать на своем уровне, даже если он ниже или выше уровня одноклассников.