Содержание:

Очень хочется замолвить пару слов за практикующих врачей, будь то врачи в клинике, служба по вызову или консультанты (большинство из нас так или иначе совмещают эти ипостаси). Подавляющее большинство врачей (а остальных и врачами-то называть не хочется) всегда старается относиться к хозяевам больных животных с терпением и пониманием. В ответ же бывает по-разному.

Итак, начнем с врачей, работающих в клиниках.

Во-первых, у врача есть определенный рабочий день. Каждый из нас работает от и до, после чего идет домой. В поликлиниках перед закрытием перестает работать регистратура, в магазинах за десять минут до конца рабочего дня охрана перестает пускать покупателей, в метро закрывают вход, не интересуясь, как Вы доедете домой. В ветеринарной клинике ежевечерне раздаются мольбы: «Ну, мы же последние, примите, это же несколько минут!» И никакие уверения, что в соседнем кабинете уже полчаса ведет прием дежурный врач, что за несколько минут произвести подробный осмотр и дать грамотную консультацию невозможно, что дома муж и дети, магазин вот-вот закроется, а рабочий день закончился сорок минут назад, не помогают.

Во-вторых, врач сам решает, сколько времени потратить на прием и кого принять в первую очередь. В некоторых случаях для постановки диагноза достаточно беглого осмотра, а иногда в сложных случаях врач только на расспросы владельца животного тратит не менее 10-15 минут! Плюс лечение (а это может быть медленная капельница) и назначение курса лечения (бывает, приходится исписать двойной лист, перечисляя лекарства и процедуры). Часто в очереди находятся недовольные, бубнящие, что врач — плохой специалист, раз так долго возится, и вообще они там чаи гоняют, а мы тут сидим и т. д., и т. д., и т. д. А какие скандалы иногда разгораются, если врач решает принять без очереди тяжелобольное животное. Счет может идти на минуты, а из очереди слышится: «Не баре, мы сидим, и они пусть сидят!» Будьте терпеливы, пожалуйста, ведь каждый из нас может попасть в такую ситуацию!

В-третьих, врач — не Господь Бог: не всегда возможно безошибочно поставить диагноз, не всех больных можно вылечить. Очень немногие заболевания можно диагностировать только по осмотру. В большинстве случаев необходимы дополнительные исследования, зачастую недешевые. Это не способ «выкачивания» денег, а насущная необходимость. И наши питомцы не бессмертны. Даже у самых опытных докторов погибают пациенты... Увы.

В-четвертых, надо доверять своему лечащему врачу или сразу прощаться, если после первого визита Вы почувствовали, что этот человек Вам не нравится. Некоторые хозяева умудряются сменить за неделю семерых врачей, каждому из них пожаловаться на предыдущего и попросить назначить другой, уж точно верный, курс лечения. В итоге животное доводится до критического состояния, а его владелец убеждает каждого встречного-поперечного, что все врачи — шарлатаны, им бы только денег содрать. Поймите, что при одном и том же заболевании существует несколько способов лечения, у каждого врача есть свой излюбленный. За один день эффекта не будет, а скачки с курса на курс приводят только к ухудшению ситуации.

В-пятых, не занимайтесь самолечением!! Только врач после осмотра и обследований может назначить курс лечения, подходящий конкретно Вашей собаке ( кошке) именно при этом ее состоянии. То, что Ваш кот год назад точно так же писал кровью, как и сейчас, а соседская собака точно так же кашляла, как Ваша теперь, — ни о чем не говорит!! В прошлом году у кота мог быть цистит на фоне простуды, а теперь — мочекаменная болезнь. Соседская собака могла страдать хроническим бронхитом, а у Вашей — сердечная недостаточность, при которой тоже наблюдается кашель. Лечение при разных диагнозах разное, а претензии потом будут к врачу, когда запущенное животное наконец-то попадет в его руки.

В-шестых, очень много претензий предъявляется врачам из-за стоимости услуг. Поймите, пожалуйста, что цены врач не придумывает сам, а деньги кладет не себе в карман, а пробивает по кассе или сдает бухгалтеру. Чтобы не попасть в неловкую ситуацию, ознакомьтесь с расценками заранее. В любой клинике висит прейскурант. Имейте в виду, что цены за услуги плюсуются (стоимость инъекции, например, складывается из стоимости самой процедуры, шприца и лекарственного средства). Есть еще одна тонкость. В одной клинике цена за прием может быть довольно высокой, но в скобках указано: прием (осмотр, консультация, постановка диагноза, назначение курса лечения). В другой клинике за каждый из этих пунктов берется отдельная небольшая плата. В общей сложности стоимость получается такой же! В любом случае, прейскурант составляет не врач, и если у Вас есть вопросы и претензии, обращайтесь к руководству, не мешайте врачу вести прием.

К содержанию

***

Теперь, что касается службы по вызову. В общем, проблемы взаимодействия врача и владельца животного те же (доверие, ценовая политика, самолечение), однако есть и ряд нюансов.

Приезжая в клинику, Вы чувствуете, каково отношение к вам и вашему питомцу, видите, как оборудованы помещения, как одет персонал, и так далее, и можете составить свое мнение (если оно неблагоприятное, Вы всегда можете уйти из этой клиники). Вызывая врача (особенно, если вызов идет через диспетчера), Вы еще не знаете, кого увидите на пороге. Поэтому лучше вызывать врача, порекомендованного Вам друзьями, знакомыми, заводчиком и так далее.

Вызов на дом всегда дороже, чем та же работа в клинике (работа стоит столько же плюс стоимость вызова), и учтите, что платите Вы не за то, сколько прошел (проехал) к Вам врач, а за то, что Вы не запихивали орущего кота в корзину, не тряслись с ним в трамвае и не отсиживали в очереди. Хуже всего мягкосердечному врачу ходить на вызовы в свой и соседние дома, особенно когда хозяева об этом знают и пользуются. Одна моя подруга постоянно приходила с работы почти ночью, в выходные редко выбиралась в гости или на пикник — все ее свободное время сжирали вызовы, но при этом сидела практически без денег, потому что на вызовах ей говорили: «Ну, мы же живем в соседнем доме... Вы же и времени почти не потратите, придя к нам...» — и после такой фразы она стеснялась назвать настоящую цену. Кстати, хочу также напомнить одну известную фразу: «Врачи конфеты не пьют и цветы не едят!»

Врачи — тоже люди. Если у вашего животного что-то несрочное, перед тем, как звонить врачу (особенно на домашний телефон), посмотрите, пожалуйста, на время и на календарь. Апогеем в моей практике были звонок в семь утра («Кот пять дней не какал, может быть поставить ему клизму?») и вызов в 10 утра первого января к коту с хроническим циститом (и ведь даже двойную цену за вызов не взять, хозяйка — бабушка-пенсионерка, которой, как мне показалось после осмотра кота, просто не с кем было выпить чаю новогодним утром).

Не всегда диагноз можно поставить только после осмотра. В клинике Вас отправят в соседний кабинет и попросят подождать результатов анализа и вернуться на прием. Врач, приехавший на дом, попросит Вас съездить на анализы (рентген, УЗИ и т.п.) и... вызвать его еще раз. Пожалуйста, поймите, что это не способ выманить деньги, а желание поставить точный диагноз, чтобы назначить наилучшее для данного случая лечение. Если животному необходима операция или другие процедуры, которые невозможно выполнить дома, врач направит Вас в клинику, но свою-то работу (постановка диагноза и первичные назначения) он выполнил. И она должна быть оплачена, несмотря на то, что некоторые хозяева — увы — думают по-другому.

К вопросу об операциях на дому. Конечно, в идеале операция должна быть проведена в клинике, где есть специальные лампы, столы и станки, работает бригада, можно сделать рентген и так далее. Сейчас врачи из крупных клиник пренебрежительно смотрят на врачей, практикующих на дому. Но давайте вернемся всего-то на 15-20 лет назад, когда пренебрежительно смотрели на врачей, пытающихся вообще делать с мелкими животными что-либо сложнее кастрации котов (хоть на дому, хоть в клинике): «Вот еще возиться, проще усыпить!» Да и сейчас — стоит отъехать на пару сотен километров от Питера... Год назад была в отпуске на Кубани (поехала с инструментами и медикаментами) — кастрировала на дому двух кошек — меня чуть ли не на руках носили. Ну, не делают там этого, а нищету плодить или регулярно топить котят — счастья мало. Поэтому — это лично мое мнение — лучше врач, который качественно сделает операцию в «полевых» условиях (особенно, если пациент находится далековато от ближайшей клиники, оборудованной по последнему слову науки и техники), чем врач, который без пары-тройки компьютеров и диагноз-то поставить не может. Я прекрасно помню, каково было работать в институте в конце 80-х — начале 90-х: горячей воды нет, с дезинфектантами проблема, наркоз — только рометар, и тот в дефиците, не меньший дефицит — шовный материал, препараты, антибиотики — пенициллин и бициллин... Но оперировали же (я тогда была в СНО, училась, ассистировала): и на кишечнике, и на матке, и на костях!

И, наконец, о заочных консультациях. Ох, и любит наш народ это дело...

Во-первых, повторюсь — практически никогда нельзя дать полноценный совет заочно. Не обижайтесь, когда в аптеке, по телефону или в Интернете врач отказывается дать Вам развернутый ответ. Одно дело, когда спрашивают, как избавиться от блох или глистов, как правильно прививать, кормить, поить, подготовить к поездке, и совсем другое дело, когда на форуме, например, читаешь: «Моя собака весь день какает с кровью. Что делать?» И масса советов от добрых друзей-форумчан, которые, конечно, тоже любители животных, но к ветеринарии имеют такое же отношение, как я к балету... А врач-модератор пытается удалить весь этот бред и дает единственно верный совет: бегом в клинику, это может быть что угодно: от «олимпийки» до инородного тела, от воспаления околоанальных желез до отравления крысиным ядом!!! Но нет, форумчане недовольны, плохой у нас доктор, лечить не хочет... Та же история и ветаптеках: «У Вас же написано — консультация ветврача! Почему же Вы меня в клинику отправляете?!»

Во-вторых, если у Вас телефон клиники, где лечится Ваше животное, то в принципе Вам должны дать консультацию в любое время в часы ее работы. Если же врач дал вам свой сотовый или домашний номер, пожалуйста, не злоупотребляйте!!! Врачи — такие же люди! У них есть выходные, праздники, у них есть семьи, друзья, они ходят в гости, кино и театры, они так же, как и Вы, едят, спят, болеют и даже (открою страшную тайну) ходят в туалет. Кроме того, Ваш питомец — не единственный пациент. Недавно мне предъявили претензию, почему я не подошла к телефону (звонила дама, донимавшая меня в течение месяца звонками по 5-6 раз в день). Объяснение, что я ассистирую во время операции (внутрисуставной перелом бедра), ее не удовлетворило. Не меньшее возмущение вызвал и тот факт, что после недели общения с ней я стала на ночь выключать телефон. А что делать? Я тоже живой человек...

Ну, и, наконец, хочется пожелать всем нам взаимодоверия, терпения и здоровья — и животным, и людям!

Екатерина Роженко, ветеринарный врач